Н а некрасов план конспект. Конспект урока. Н.А. Некрасов “Школьник”. Тема крестьянства в творчестве поэта

Время и Н.А. Некрасов, поэт и гражданин

Сираева З.Д.

МОБУ СОШ№1

им.М.Абдуллина

с.Киргиз-Мияки

ЦЕЛЬ: раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасов, охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа, вызвать эмоциональный отклик на его стихи.

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Мы с вами закончили работу по изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Заметили ли вы, что в нём упоминается имя Некрасова как автора поэмы «Коробейники», звучит «Песня Ерёмушке», Верочка исполняет романс «Тройка» на стихи великого русского поэта. Таким образом, Чернышевский указывает нам, к кому нужно обратиться для более полной характеристики подъёма революционного освобождения. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова вам, конечно же, известно. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции – вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, рассказывать о той эпоху, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют необычные люди: историк (эту роль выполняет ученица) и биографы (эту роль выполняют ученик и ученица).

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем план урока и эпиграф:

    Эпоха, определившая характер творчества Н.А. Некрасова

    Муза мести и печали

    Встреча с В.Г. Белинским

    Декабристская тема в поэзии Н.А. Некрасова

    «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия». Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Чтение «Элегии» (1874) учащимися .

Учитель.

Записываем эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника – и это стало его «пожизненным амплуа».

Составляем хронологическую таблицу по ходу рассказу учащихся-биографов.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», – протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, – отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, – сказал он, – а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, – сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Чтение ученицей стихотворения «Вчерашний день в часу шестом» (1848).

Учитель.

В эти годы произошла встреча с А.Я. Панаевой, осветившей его жизнь необыкновенным светом и теплом. Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

Звучит запись песни «Тройка», (можно добавить из текста продолжение стихотворения).

Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошёлся с великим русским критиком, революционным демократом Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую ненависть к народным врагам. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на всё злое и мерзкое, что совершалось вокруг. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что всё благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, закабалённых и крепостниками-помещиками, и нарождающейся в стране буржуазией. Памятуя о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой горячий талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком вещей.

«Ясно припоминаю, – рассказывал впоследствии Некрасов, – как мы с ним вдвоём часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустевшим улицам в каком-то возбуждённом настроении, столько для меня нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Творчество Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант.

Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского. В своей поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизвёл те вдохновенные речи о родине, которые слыхал от Белинского:

Ом не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы.

Но мы догоним в добрый час!

Лишь Бог помог бы русской груди ,

Вздохнуть пошире, повольней –

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его будущих исторических судеб. Не раз повторял он в стихах, что русский народ-богатырь, что он грудью пробьётся к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь недаромдело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Белинский первый пробудил это революционное сознание в Некрасове. Поэт до конца жизни остался благодарен учителю и всегда вспоминал те уроки, которые получил от него:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…

Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издаёт две книги – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». С 1847 года в руки Некрасова переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, потускневший после его смерти и заново возрождённый. В нём печатаются И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Г.И. Успенский.

Некрасов решается на издание сборника своих стихов, который выходит в свет в 1856 году. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), призывавшее поэта к высокому общественному служению.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения «Поэт и гражданин».

Учитель.

Сборник состоит из четырёх разделов: стихи о жизни народа; сатира на его угнетателей; поэма «Саша»; стихи о дружбе и любви.

Внутри каждого раздела стихи располагаются в строгой последовательности. Одно из первых – «В дороге»…

Чтение стихотворения учащимся.

Учитель.

Что вы рисовали в своём воображении, когда слушали эту типичную для того времени историю?

Речь мужика простовата, груба. Но это индивидуальный портрет героя. Прочитав стихотворение, Белинский в глубоком волнении воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?» Современник Некрасова Тютчев, помните, писал:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Некрасов же пытался понять Россию народную умом, почувствовать сердцем, а потому и вера в будущее народа никогда не была слепой. Он смотрел на мир народными глазами. Во втором разделе Некрасов выступает как своеобразный сатирический поэт, очень точно изображая мелкие и подленькие души. Такие, как в стихотворении 1847 года «Нравственный человек».

(Чтение стихотворения учителем.)

В третьем разделе – поэма «Саша». Духовная сила человека, по утверждению Некрасова, питается кровными связями его с Родиной.

(Чтение отрывка учащимися.)

Оригинальным поэтом выступил Некрасов в четвёртом разделе поэтического сборника 1856 года. По-новому он стал писать о любви. Поэтизируя взлёт любви, он не обошёл и ту «прозу», которая часто встречается в жизни.

(Чтение стихотворения «Гадающей невесте».)

1859 год. Некрасов пишет «Песню Ерёмушке», ставшую гимном нескольких поколений русской революционной молодёжи.

Отрывок из «Песни…» читает ученица.

Учитель дополняет.

«Песня…» очень скоро стала одним из любимейших и популярнейших стихотворений молодёжи. «Песня Ерёмушке» оглашала то и дело рекреационные залы новой женской школы; это стихотворение заключало в такой доступной форме правила новой житейской мудрости. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», – начинала, бывало, одна, самая бойкая из нас, и тотчас находились другие, которые продолжали: «Человеческим стремлениям в ней проснуться не мешай…» «Необузданную, дикую к лютой подлости вражду», – декламировали несколько дружно обнявшихся между собой девочек. «И доверенность великую к бескорыстному труду», – как-то особенно кротко и нежно продолжали другие. И вскоре собиралась целая толпа девочек, «соединённая» «Песней Ерёмушке», которая была в полном смысле слова нашею ходячею песнею!” – вспоминает Е. Литвинова.

В 1862 году поэт создаёт «Рыцарь на час», где передаёт своё понимание назначения поэта. Вспоминая мать, он просит у неё силы выйти на «правый» путь, на дорогу тернистую.

(Чтение отрывка из стихотворения ученицей.)

В 1861 году Некрасов создаёт поэму-путешествие «Коробейники»: бродят по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, мужики-коробейники, деревенские торговцы. Перед их взором проходят пёстрые картины русской жизни дореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» – неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала народной песней.

Звучит запись песни «Коробушка» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

Учитель.

Но издавал он и стихи либерально-угоднические. В стихотворении «Умру я скоро…» поэт с горечью и болью говорит о них, написанных «неверною рукой…»

Год 1861. В России – крестьянская реформа.

Ученица – «историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II

19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Учитель.

В эти годы поэт приступает к большой поэме о народе, исполненной светлой веры и доброй надежды, – «Мороз, Красный нос».

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма.

В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодёжи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.

Историческая справка даётся ученицей .

14 декабря 1825 год. В этот день новым императором стал Николай I . Офицеры – участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристов, вывели на Сенатскую площадь Петербурга воинские части. На площади находилось более трёх тысяч военных. Здесь же собрались огромные толпы народа. Царь жестоко расправился с восставшими дворянами. Пять человек были казнены, многие сосланы в Сибирь. Чего же хотели декабристы? Выйдя на площадь, они хотели добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости, её они считали величайшим злом для России.

Учитель.

В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушённо. Но идея высокая, святая – служить народу – яркой линией проходит через всю поэму. Замысел декабристской темы у Некрасова рос и развивался. Следующим этапом явилось обращение к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далёкую Сибирь. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская» 1872 года поэт выражает восхищение лучшими женщинами из дворянского круга. Они осознали смысл того дела, за которое пострадали мужья.

(Чтение по ролям отрывка из поэмы – встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором.)

С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт. Прошли годы. Но проблема долга и ответственности перед страной, Отечеством и сегодня актуальна. Поэтому многие его стихи звучат современно. Например, «Внимая ужасам войны».

(Чтение стихотворения учащимся.)

Не правда ли, это стихотворение актуально и сегодня?

(Да, соглашаются ученики, и сегодня льётся кровь солдат, и матери снова переживают ужас войны.)

Уроки №52 53 Тема урока: Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. /Слайды №1-3 – страница №1/1

Уроки №52 – 53

Тема урока: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

/Слайды №1-3/

Цель урока: познакомить учащихся с фактами жизни писателя, пробудить интерес к личности Н.А. Некрасова и его творчеству; воспитывать уважение к передовым людям России.

Ты к нам приходишь через бездну лет,

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.

Ход урока.

/Дома учащиеся знакомились с биографией поэта по учебнику, дополнительной литературе/.

  1. Мобилизующее начало урока.
  2. Слово учителя.

Многие факты биографии поэта отражены в его стихах. Поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трёх лет.
Работа в парах.

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова». Так сказал о Некрасове А. В Луначарский.

На протяжении ста с лишним лет творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель, говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев, писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный, но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах, помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, а потому, что народ говорил им. Отсюда все особенности его языка: темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова «народный поэт» определяли бы так точно.

/Слайд №4/

  • Познакомьтесь с отрывками из стихотворений Н.А.Некрасова, которые лежат у вас на партах, и подготовьтесь к рассказу о поэте.
  • В конце урока ответьте на вопрос: каким человеком предстал перед вами Н.А.Некрасов?
  1. Работа по теме урока. /Слайды №5-6/
  1. И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства; Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая,

    Где иногда бывал помещиком и я…

Долгое время родиной Н.А.Некрасова называли село Грешнево на Ярославщине, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то местечке Подольской губернии». Действительно, Некрасов родился 28 ноября /10 декабря/ 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасова переехала в Грешнево. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» – как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра.

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турки, про чудных зверей…

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята?» а дети и рады,

Как пилишь, как лудишь, – им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

Но жизнь крепостных в усадьбе отца была мучительной, где «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов», нелёгкой была см судьба домашних.

Картины помещичьего произвола и деспотизма навсегда врезались в душу поэта.

/Слайд №7/

  1. Отец мой был охотник и игрок… Не зол, но крут, детей в суровой школе Держал старик, растил, как дикарей. Мы жили с ним в лесу да в чистом поле

    Травя волков, стреляя в глухарей.

  1. И голос твой мне слышался впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

О рыцарях, монахах, королях.

То образы из их живого мира

В моём уме запечатлела ты.

Отец поэта, Алексей Сергеевич, принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Он жестоко эксплуатировал своих крестьян, за малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции.

Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками.

Доставалось от отца не только мужикам, но и домочадцам. Особенно хватила с ним горя мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя своих детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол..

Она была человеком высокой культуры. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным голосом». В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:

Играла ты и пела гимн печальный

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!

Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении «Мать»:

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Любовь к матери описана в многих стихах поэта: «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.

Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

/Слайды №8-10/

  1. Я рос, как многие, в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики,

    Шумели гулко камыши…

    О, горько, горько я рыдал,

    Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал

    Рекою рабства и тоски!..

Недалеко от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, часами любовался вольными просторами великой реки.

Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную баржу. А над нею как будто нависла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Некрасов иногда подходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки, внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой. Увиденное заставило Некрасова по-иному взглянуть вокруг, навело на мысль о социальных страданиях, об ужасах подневольного рабского труда.

/Слайд №11/

  1. … придёшь, бывало, в класс

    И знаешь: сечь начнут сейчас!

В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников. Недаром Некрасов много лет спустя в поэме «Суд» писал:

…придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. В последний год учебные успехи будущего поэта были более чем скромны. По многим предметам его не аттестовали, к экзаменам не был готов. Ко всему прочему Алексей Сергеевич отказался платить за обучение своих детей и затеял по этому поводу тяжбу.

/Слайды №12-13/

  1. Столица наша чудная Богата через край, Житьё в ней нищим трудное, Миллионерам – рай. Здесь всюду наслаждения Для сердца и очей. Здесь всё без исключения Возможно для людей: При деньгах вдвое вырасти, Чертовски разжиреть, От голода и сырости

    Без денег умереть…

Гимназии Некрасов не окончил. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой.

Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом.

В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег.

В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта».

Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Осень – зима. Самый трудный период жизни Некрасова. Он снимал убогую комнатку в подвале, питался чёрным хлебом, а когда хозяйка пригрозила выгнать его, переселился к художнику Дананбергу, такому же бедняку, как и сам.

«Вот и зажили эти горемыки вместе, – рассказывал писатель Успенский. – Чтобы чем-либо кормиться и платить за квартиру, молодые люди стали продавать свои вещи. Вскоре дошло до того, что и продавать-то было нечего. Тогда решено было продать шинель Некрасова, а довольствоваться шинелью Дананберга им обоим, потому что, видите ли, Дананберг был очень высокого роста, а Некрасов скорее низкого, так что шинель Некрасова была уж очень мала Дананбергу. И вот, когда, например, Некрасову нужно было выходить из дому, то Дананберг вооружался иглой и подшивал шинель для Некрасова, и тот выходил со двора в таком костюме. Когда же нужно было куда-нибудь отправляться Дананбергу, то шов распускался, и шинель приходила в прежний вид и надевалась на плечи её владельца.

Чем только не приходилось заниматься Некрасову, чтобы не умереть с голоду. Были такие тяжёлые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за пять копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получать за это несколько копеек.

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобождён от платы за слушание лекций, но, как он сам потом писал, «учиться и зарабатывать хлеб было трудно, и я бросил».

А жить становилось всё труднее и труднее. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно каждый день голодным», – говорил Некрасов. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы нечего и не спросил себе. Возьмёшь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не получил и продолжал голодать.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н».

Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, – ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его.

Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.

Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. Впервые это сказалось в его стихотворении «Говорун» 1843 года:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам – рай.

Здесь всюду наслаждения

Для сердца и очей.

Здесь все без исключения

Возможно для людей:

При деньгах вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…

В том же году – или немного позднее – в одной своей прозаической повести он написал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома».

/Слайды №14-15/

  1. Белинский был особенно любим… Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени! Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил

    О равенстве, о братстве, о свободе…

В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня. Когда были прочитаны последние строки, «…у Белинского засверкали глаза, – вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, – он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:

  • Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.

Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа – это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации миллионов людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и нарождающейся буржуазией. Вспоминая все тягостные воспоминания детства, он под влиянием Белинского окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой талант на борьбу с этим.

Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик подтвердил свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного».

« Ясно припоминаю, – рассказывал впоследствии Некрасов, – как мы с ним вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах. Сразу проявился талант молодого писателя.

Некрасов всегда с умилением говорил о патриотизме Белинского. В поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи, которые слышал от Белинского:

Он не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы,

Но мы догоним в добры час!

Лишь бог помог бы русской груди

Вдохнуть пошире, повольней –

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял в стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убеждение, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Белинский первым пробудил в нем революционное сознание. Поэт до конца жизни оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:

Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенства, о братстве, о свободе…

/Слайды №16-17/

  1. Как долго ты была сурова, Как ты хотела верить мне, И как и верила, и колебалась снова,

    И как поверила вполне!

В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и еще никому не известного поэта (он был всего на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался ее любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Панаев же, неравнодушный к светским удовольствиям, охладел к жене вскоре после свадьбы. Постепенно он вернулся к прежним холостяцким привычкам и проводил время в развлечениях, а молодая жена была предоставлена самой себе. Легкомысленное поведение Ивана Ивановича отразилось и на материальном положении семьи. Постоянное отсутствие денег и долги, которые он делал, угнетали и раздражали Авдотью Яковлевну.

А Некрасова не покидала надежда покорить сердце этой «необыкновенной женщины». «Он был страстный человек и барин», – так спустя годы скажет о нем Александр Блок.

Он стал все чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года заглядывал сюда чуть ли не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Занятый своими бесконечными романтическими похождениями, глава дома и на личную жизнь своей супруги смотрел сквозь пальцы.

Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Его отношения с Панаевой были весьма и весьма нелегкими. Они то жили вместе, то расходились.

«Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв… что таких вещей даром не берут», – жаловался поэт в одном из писем Н. Добролюбову. «Некрасов с Панаевой окончательно разошлись, – сообщал Д. П. Боткину В. П. Боткин в апреле 1855 года. – Он так потрясен и сильнее прежнего привязан к ней, но в ней чувства, кажется, решительно изменились».

В марте 1862 года от порока сердца умер Панаев. Казалось бы, настало время Некрасову и Авдотье Яковлевне узаконить свои супружеские отношения, но было уже поздно: дело шло к окончательному разрыву, который и произошел в 1863 году.

Только под старость, когда страсти начали угасать в нем, он оказался способным к прочной привязанности к женщине, на которой и женился на смертном уже одре».

Вышла замуж и Панаева – за литератора, секретаря редакции «Современника» А. Ф. Головачева. Увы, он мало чем отличался от первого супруга! Тоже любил погулять… Она родила девочку и всецело посвятила себя ее воспитанию. А потом муж умер, и Авдотья Яковлевна осталась одна с дочерью без всяких средств к существованию.

Умерла Авдотья Яковлевна 30 марта 1893 года, на семьдесят третьем году жизни, в бедности. Похоронили ее на Волковом кладбище в Петербурге. Она прожила дольше многих из тех, о ком писала, оставив в истории российской литературы свое пусть и не очень громкое, но не затерявшееся среди прочих имя.

/Слайды №18-19/

  1. Покинул я противную столицу И вновь поля родные увидал. Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,

    Но я нигде так сладко не дышал.

Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы:

Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив…

В стихотворении «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих приездов в родные места:

Вот и Качалов лесок,

Вот и пригорок последний

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Теплого колоса пар!

Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели – крестьяне. Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой радостью встречали его крестьяне. Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость».

«Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей – о свободе.

/Слайды №20-21/

  1. Узы дружбы, союзов сердечных – Все порвалось: мне с детства судьба Посылала врагов долговечных,

    А друзей уносила борьба…

В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, – писал М.М. Пришвин, – жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году «Современник» был запрещен.

Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится Салтыков – Щедрин.

/Слайд №22/

  1. Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть. Ничьего не прошу сожаленья,

    Да и некому будет жалеть.

Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 – 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил.

«Я задумал, – говорит Некрасов, – изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа. В своих «Последних песнях» поэт говорил:

Скоро стану добычею тленья.

Тяжело умирать, хорошо умереть.

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно:

  • Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…

Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 г. По новому стилю). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа» и т.д.

Над гробом поэта говорили речи Ф.М. Достоевский, В.А. Панаев, от лица землевольцев – Г.В. Плеханов, который, не боясь присутствия полиции, подчеркивал революционное значение поэзии Некрасова. Некрасов стал первым русским поэтом, на похоронах у которого присутствовало столько много революционеров передовых организаций.

  1. Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова:

Н.А.Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.

Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе.

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии.

1838 год – уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк.

1838 – 1840 годы – вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Первая публикация: стихотворение «Мысль».

1840 год – издаёт первый сборник «Мечты и звуки» за подписью «Н.Н».

1843 год – Некрасов знакомится с Белинским.

1845 год – написано первое реалистическое стихотворение «В дороге».

1847 – 1866 годы – является редактором журнала «Современник».

1847-1864 годы – состоит в гражданском браке с писательницей А.Я. Панаевой.

Середина 1850-х годов – лечится от заболевания горла в Италии.

1862 год – написана поэма «Рыцарь на час».

1866 год – журнал «Современник» запрещен цензурой.

1863 – 1877 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

1868 год – приобретает право на издание «Отечественных записок».

1870 год – написана поэма «Дедушка».

1871 – 1872 годы – пишет поэму «Русские женщины».

1875 год – написана поэма «Современники».

1877 год – издает цикл стихов «Последние песни».

27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Подведём итог: Каким человеком предстал перед вами Н.А.Некрасов?
  1. Читать стихотворения «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Пророк» /«Н.Г.Чернышевский»/, «Зине».
  2. Инд. 1.Трактовка понятия «гражданин» в учебниках обществознания за разные классы.

2. Поработать со словарями. Назвать главные составляющие современного понятия «гражданин», «гражданственность».

Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
  2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
  3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Оборудование урока.

  1. Портрет Н.А.Некрасова.
  2. Тексты стихотворений Некрасова Н.А.
  3. Выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А..
  4. Иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание урока.

2. Повторение изученного о Некрасове Н.А.

Какие стихотворения Некрасова Н.А., посвященные детям, вам известны? («Саша», « Плач детей», « Крестьянские дети», «Железная дорога».)

Почему вы считаете, что стихотворение «Железная дорога» посвящено детям?

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг Некрасова Н.А., показывает эту книгу детям и говорит: «Автор предлагает молодому поколению перенять привычку к труду, верит в будущее. Давайте прочитаем эти строки» два-три ученика читают наизусть строфы из стихотворения «Железная дорога»:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок