Авиация ВВС США: история и структура. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Военно воздушные силы америки

Военно-воздушные силы США как отдельный вид войск появились только в 1947 году, после принятия закона о Национальной безопасности. Прежде того военная авиация входила в состав сухопутных сил и ВМС США . До официального рождения боевая авиация США прошла путь длиной в сорок лет.

Первые авиационное подразделение в армии США появились еще в 1907 году, оно называлось «воздухоплавательным отделением Корпуса Связи». Только в 1908 году на его вооружении появился первый самолет, Корпус занимался испытаниями аппаратов тяжелее воздуха и подготовкой летчиков.

После вступления США в Первую Мировую войну (1918 год) боевая авиация вошла в состав американских экспедиционных сил в Европе. В этом же году была организована авиационная служба армии США. Американские пилоты активно участвовали в воздушных сражениях Первой Мировой, оказывая тактическую поддержку собственным войскам. Лучшим американским пилотом той войны стал Эдуард Рикенбэкер, на счету которого 21 самолет и 4 дирижабля противника.

В 1926 году американские военно-воздушные силы были реорганизованы в Воздушный корпус армии США, именно в таком виде они вступили во Вторую Мировую войну . Этот конфликт начался для Америки с нападения японцев на тихоокеанскую военно-морскую базу Перл-Харбор, а закончился атомными бомбардировками японских городов. Переоценить значение авиации в победе над Японией и Германией трудно.

В первые месяцы войны американцы понесли тяжелые потери на тихоокеанском театре военных действий, но уже в 1942 году авиация США начала наносить удары по территории Японии.

Американская промышленность очень быстро сумела наладить массовый выпуск прекрасных боевых самолетов, которые использовались не только американцами, но и поставлялись союзникам. Настоящими символами той войны стали истребитель Р-51 Mustang и бомбардировщик В-17 Flying Fortress. Кроме этих самолетов, в больших количествах выпускались истребители-бомбардировщики Р-47 Thunderbolt, тяжелый бомбардировщик В-24 Liberator и другие боевые и транспортные самолеты.

Во время Второй мировой войны США впервые активно начали использовать стратегические бомбардировщики для уничтожения инфраструктуры противника.

После высадки союзных войск в Нормандии американские летчики начинают оказывать тактическую поддержку сухопутным подразделениям. На этом этапе войны превосходство союзников над немецкими ВВС было подавляющим. В небе Европы американские летчики сбили 35 тыс. самолетов противника, потеряв при этом 18 тыс. собственных машин. Потери американских ВВС на тихоокеанском театре боевых действий составили 4,5 тыс. самолетов, японцы потеряли 10 тыс. своих машин.

Ядерная бомбардировка японских городов открыла начало новой эры в человеческой истории.

После окончания войны военно-воздушные силы были значительно сокращены (с 2 млн до 300 тыс. человек), закрывались авиабазы, были уничтожены тысячи самолетов. Американцы обладали монополией на ядерное оружие и поэтому считали, что его мощи хватит для уничтожения любого противника.

В конце войны в авиационной технике произошла революция – началась эра реактивной авиации.

ВВС США начали постепенный переход на реактивные самолеты, но темпы перевооружения были неудовлетворительными.

18 сентября 1947 года был принят закон о Национальной безопасности, согласно которому ВВС становилось самостоятельным видом войск ВС США. В этом же период проводятся активные работы над созданием нового стратегического бомбардировщика.

В 1948 году СССР начал блокаду Берлина, и ВВС США приняли участие в первой масштабной гуманитарной операции по доставке различных грузов в осажденный город. В определенные периоды транспортные самолеты ежедневно доставляли в Берлин до 6 тыс. тонн грузов самой широкой номенклатуры (от угля до детского питания). До этого операции таких масштабов не проводились никогда. После Берлина стало понятно, что авиация способна выполнять еще одну стратегическую задачу: перебрасывать в любую точку мира значительное количество войск и обеспечивать их бесперебойное снабжение.

Следующим серьезным испытанием для ВВС США стала война на Корейском полуострове. Если бы не поддержка авиации на начальном этапе войны, то войска союзников, скорее всего, потерпели бы поражение. Уже в 1950 году в Корее начали появляться новейшие советские реактивные самолеты МиГ-15 , количество которых постоянно увеличивалось. Американским летчикам было запрещено наносить удары по аэродромам противника на китайской территории, где и были размещены МиГи.

Война в Корее четко показала, что значительное сокращение ВВС США было ошибкой, поэтому уже в начале 50-х годов финансирование военно-воздушных сил было резко увеличено. В этот период был разработан бомбардировщик В-52, также на вооружение были приняты новые виды истребителей и тактических бомбардировщиков.

Следующие несколько десятилетий вошли в историю как период Холодной войны – ожесточенного противостояния между Варшавским блоком и странами Запада. В это время конфронтация между СССР и США достигли своего апогея, мир неоднократно подходил к опасной грани масштабной термоядерной войны.

Воздушное пространство было одним из основных фронтов соперничества супердержав. Обе страны стремились создать более совершенные образцы авиационного вооружения и средств противовоздушной обороны. Ставились рекорды по дальности, скорости и высоте полета, средств на исследования в воздушно-космической сфере не жалели.

Важной вехой для ВВС США стала вьетнамская война. Первые бомбардировки Северного Вьетнама начались еще в 1964 году, почти сразу после инцидента в Тонкийском проливе. В 1965 году началась масштабная операция ВВС США под названием «Раскаты грома». Ее целью было уничтожение военной и гражданской инфраструктуры Северного Вьетнама, а также подавление воли вьетнамцев к дальнейшей борьбе.

Американская авиация активно использовалась до самого прекращения боевых действий в 1975 году. Во время вьетнамской кампании ВВС США, авиация ВМС США и авиация Корпуса морской пехоты потеряли 3374 самолета.

Еще в 60-е годы прошлого столетия начались разработки истребителя четвертого поколения, первым представителем этого класса машин стал самолет F-15 Eagle. Он эксплуатируется и сегодня. Чуть позже были завершены работы над истребителем F-16 Fighting Falcon, который долгие годы составляет основу истребительной авиации США.

В эти же годы активно продвигались работы в создании самолетов с пониженной заметностью для радиоэлектронных средств обнаружения противника («стелс»). Результатом этой программы стало создание самолетов , B-2 Spirit, а затем и истребителей пятого поколения.

ВВС США активно участвовали в операции «Буря в пустыне» (1990 год), более того, именно военно-воздушные силы внесли основной вклад в победу коалиции в этом конфликте. В этой войне США потеряли 40 самолетов и 23 вертолета, также было уничтожено несколько десятков БПЛА .

Американские военно-воздушные силы участвовали в нескольких операциях НАТО в Югославии (последняя в 1999 году), которые в итоге привели к падению правящего режима страны и распаду югославского государства.

В 2001 году ВВС США были задействованы в операциях американской армии в Афганистане и в Ираке (2003 год). В основном ВВС США использовались для поддержки сухопутных подразделений американской армии.

В настоящее время самолеты военно-воздушных сил США участвуют в борьбе против террористов ИГИЛ в Сирии.

Структура ВВС США

В своем составе ВВС США имеет министерство, штаб ВВС и одиннадцать командований. Кроме того, в структуру американских военно-воздушных сил входит 27 учреждений на правах командований.

В состав ВВС США входят и самолеты, которые числятся за Национальной гвардией страны. По своему уставу эта организация должна защищать территориальную целостность США, но поскольку на американцев никто никогда не нападал, то пилоты нацгвардии выполняют боевые задания наравне с летчиками военно-воздушных сил.

Руководит американскими военно-воздушными силами министр ВВС США. С 2013 года этот пост занимает Дебора Ли Джеймс. Однако министерство занимается только политическим и административным руководством ВВС, определяет его направления развития, отвечает за проведение исследовательских работ в области разработки новых летательных аппаратов (ЛА) и систем вооружения, а также занимается финансовыми вопросами. Министром ВВС США назначается гражданское лицо, не имеют воинских званий и его заместители и их советники.

Штаб ВВС США занимается организационными вопросами, оперативной и боевой подготовкой, материально-техническим обеспечением, разрабатывает планы использования военно-воздушных сил и уставы для военнослужащих. Также штаб принимает участие в вопросах разработок новых видов вооружения и ЛА, распределяет технику среди частей и подразделений. В настоящее время штабом руководит генерал ВВС США Марк Уэлш (с 2012 года). Территориально штаб ВВС США находится в Пентагоне , в штате Виргиния.

Вот список командований, которые входят в состав военно-воздушных сил США:

  • Боевое авиационное командование. Штаб находится на авиабазе Лэнгли, штат Виргиния. В его состав входит 1-я, 8-я, 9-я, 12-я воздушные армии и центр боевого применения ВВС.
  • Учебное авиационное командование. Штаб расположен на авиабазе Рэндольф, штат Техас. В состав входит 2-я воздушная армия, 19-я воздушная армия, военно-воздушный университет и другие части.
  • Командование воздушных перевозок. Штаб находится на авиабазе Скотт, Иллинойс. В состав командования входит 18-я воздушная армия и Экспедиционный учебно-научный центр.
  • Командование материально-технического обеспечения. Штаб расположен на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо. В состав входят исследовательские, производственные и логистические центры.
  • Командование резерва ВВС. Штаб – авиабаза Робинс, Калифорния. В состав входит 4-я, 10-я и 22-я воздушные армии.
  • Космическое командование. Штаб находится на авиабазе Петерсон, Колорадо. В состав командования включены 14-я и 20-я воздушные армии, центр космических и ракетных исследований.
  • Командование ВВС в зоне Тихого океана. Его штаб – авиабаза Хикэм, Гавайи. В его состав входят 5-я, 7-я, 11-я и 13-я армии.
  • Командование ВВС в Европе. Штаб находится в Германии на авиабазе Рамштайн. В его состав включены 3-я и 17-я армии.
  • Командование специальных операций ВВС. Его штаб расположен на авиабазе в Херлберте, штат Флорида. В его состав входит 23-я воздушная армия.
  • ВВС национальной гвардии. Штаб находится в Вашингтоне.
  • Глобальное ударное командование. Его штаб-квартирой является база ВВС США в Барксдейле, штат Луизиана. Это командование создано в 2009 году. Под его управлением находятся все стратегические ядерные силы, которыми располагает ВВС США. Это 20-я воздушная армия с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и 8-я воздушная армия.

Основной структурной единицей ВВС США считаются воздушные армии, они состоят из авиакрыльев (аналог отечественных авиаполков), которые разделяются на отдельные эскадрильи.

Отдельно стоит упомянуть Глобальное ядерное командование, именно оно контролирует значительную часть стратегического ядерного оружия США. В состав 8-й армии входят бомбардировщики В-52Н, В-1 и В-2А. МБР «Минитмен-3» стоят на вооружении 20-й армии. В настоящее время общее количество МБР составляет около 450 единиц, они постоянно поддерживаются в боеготовом состоянии, 95% из них стоит на боевом дежурстве.

Сегодня американские ВВС являются самыми многочисленными в мире. На 2007 год в них состояло 320 тыс. человек на действительной службе, более 117 тыс. – в резерве. Кроме того, 106 тыс. человек находились на службе ВВС Нацгвардии.

На вооружении ВВС США находилось более 4 тыс. летательных аппаратов, 156 БПЛА, более 2 тыс. крылатых ракет воздушного базирования. Большое количество самолетов и вертолетов находится на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан, откуда большинство из них можно быстро вернуть в строй. Хотя неофициально эту базу называют «Кладбищем».

Самолеты

Вся боевая авиация, которая находится на вооружении ВВС США можно разделить на:

  • стратегическую;
  • тактическую;
  • разведывательную.

Стратегическая бомбардировочная авиация ВВС США представлена самолетами В-52Н, В-1 и В-2А.

. Сверхзвуковой самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Эта машина создавалась для преодоления неприятельской ПВО на малых высотах с возможным огибанием рельефа местности. Сегодня эти самолеты переоборудованы для ударов неядерными боеприпасами, в строю остается более 60 машин В-1В. Планируется их модернизация.

Тактическая авиация ВВС США представлена: истребителями F-15, F-16, F-22A и F-35A, штурмовиками А10 «Тандерболт», а также разведывательными самолетами.

F-15E Strike Eagle и F-15 Eagle – это первые американские машины четвертого поколения, разработанные еще в 70-х годах прошлого столетия. Они предназначены для завоевания господства в воздухе. Ни один из самолетов F-15 Eagle еще не был потерян в воздушных боях, эту машину планируют использовать до 2025 года.

Lockheed AC-130 Spectre – это весьма интересный самолет, настоящая летающая артиллерийская батарея для поддержки сухопутных войск. На борту самолета установлены артиллерийские и автоматические орудия. Этот самолет оборудован совершенной системой прицеливания и управления огнем. Отлично подходит для противопартизанской войны.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно возросла роль БПЛА. Теперь они выполняют не только разведывательные, но и ударные задачи.

Это многоцелевой аппарат, который может выполнять как разведывательные, так и ударные функции. Успешно применялся в Ираке, Афганистане, постепенно замещается более современным MQ-9 Reaper.

К вспомогательной авиации ВВС США относится авиация специальных сил, военно-транспортная авиация, самолеты-заправщики и тренировочные машины.

ВВС США располагают огромным флотом стратегических и тактических военно-транспортных самолетов, что позволяет перебрасывать значительное количество войск и грузов в любую точку планеты. К стратегическим транспортникам относятсяBoeing C-17 Globemaster III и различные модификации C-5 Galaxy, общее их количество составляет примерно 300 самолетов, а к тактическим транспортным самолетам относится Lockheed C-130 Hercules (500 единиц).

К авиации Сил специальных операций относятся: CV-22, EC-130E/J, АС-130, МС-130Н, М-28, U-28A, РС-12, WC-130.

ВВС США: что дальше?

В настоящее время развитие военно-воздушных сил США ведется в соответствии с планом «Американские ВВС: вызов будущему», он был принят в 2013 году.

В этом документе отмечается стремительное развитие научно-технического прогресса, неустойчивость геополитической обстановки в мире, увеличение количества локальных конфликтов и роли авиации в них.

В ближайших планах руководства ВВС США достижение полной укомплектованности ВВС опытными пилотами, для чего планируют повысить их денежное довольствие. Большое внимание уделяется подготовке новых операторов БПЛА и устранение дефицита этой специальности в войсках.

Для повышения квалификации летчиков и операторов БПЛА планируется уделять больше внимания их подготовке на специальных тренажерах и средствах компьютерной имитации. Большое внимание уделяется отработке противодействия средствам ПВО.

Если говорить о других перспективных машинах, то министерство ВВС США надеется на скорейшее завершение программы создания нового стратегического бомбардировщика LRS-B . Он должен будет заменить слишком дорогой В-2. Хотя, следует отметить, что концепция применения LRS-B пока еще не отработана.

Много внимания в планах на будущее американские стратеги уделяют развитию беспилотной авиации. В планах увеличение количества подобных ЛА и полная замена MQ-1 Predator на MQ-9 Reaper.

Вероятно, продолжиться разработка крылатой ракеты нового поколения, которой будет вооружен бомбардировщик В-52.

Еще одним перспективным направлением считается разработка гиперзвукового оружия, которое сможет поражать противника за счет высокой кинетической энергии.

Видео о ВВС США

Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ранее на страницах «Евразия.Эксперт» был опубликован цикл материалов о состоянии . В настоящей статье анализ американского военного присутствия в европейском регионе сосредоточен на анализе современного состояния, дислокации и перспектив развития военно-воздушных сил (ВВС) и ядерных вооружений.

Военно-воздушные силы США, дислоцированные в Европе, подчиняются в основном штабу ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA). Он находится в Германии на авиабазе Рамштайн. ВВС США в Европе и Африке входят в состав Европейского командования США (EUCOM) со штабом в Штутгарте-Вайхингене (Германия).

На авиабазе Рамштайн также расположен штаб 3-й воздушной армии ВВС США (3rd Air Force), в состав которой входят почти все части и подразделения ВВС США в Европе .

По данным EUCOM от 26 мая 2016 г., численность персонала ВВС США в Европе составляла около 28 тыс. военнослужащих.

У USAFE-AFAFRICA осталось только четыре собственных базы – Рамштайн и Шпангдалем в Германии, Авиано в Италии и Инджирлик в Турции. Кроме того, командование использует для постоянного базирования своих самолетов аэродромы Лейкенхит и Милденхолл Королевских ВВС Великобритании.

Важную роль играют авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд, за последние годы неоднократно принимавшая на учения стратегические бомбардировщики B-2A Spirit, B-52H Stratofortress и B-1B Lancer, и база ВВС Испании Морон около Севильи, принимавшая В-52H. А база Инджирлик в Турции использовалась для нанесения ударов по объектам террористической организации ИГ (запрещена в РФ).

Истребители и ударные самолеты ВВС США в Европе сейчас постоянно базируются на базах ВВС США Шпангдалем в Германии и Авиано в Италии, а также на базе Королевских ВВС Лейкенхит в Великобритании.

Американские военно-транспортные самолеты, самолеты-заправщики, самолеты и конвертопланы сил специальных операций, поисково-спасательные вертолеты постоянно дислоцируются на базах ВВС США Рамштайн (Германия) и базах Королевских ВВС Милденхолл и Лейкенхит. Кроме того, на базе Милденхолл на ротационной основе размещаются самолеты радиоэлектронной разведки RС-135 55-го крыла 25-й воздушной армии Боевого авиационного командования ВВС США. А на авиабазе авиации сухопутных войск США Шьевр в Бельгии находится транспортная эскадрилья ВВС США, которая обслуживает штаб-квартиру НАТО и Штаб Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (SHAPE) (табл. 1).

Таблица 1. Численность военных самолетов и вертолетов ВВС США в Европе

Типы самолетов (вертолетов)

Численность

Авиабазы

Тактические истребители F-15C/D Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Истребители-бомбардировщики F-15E Strike Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon

Шпангдалем (Германия) (24 F-16C/D block 50)

Авиано (Италия (42 F-16C/D block 40)

Военно-транспортные самолеты C-130J-30 Hercules

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-20Н (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream IV)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-21А (военная версия самолета-бизнес класса Learjet 35A)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-40В Clipper (военная версия самолета бизнес-класса Boeing 737-700)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-37A (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream V)

Шьевр (Бельгия)

Самолеты-заправщики KC-135R/T Stratotanker

Милденхолл (Великобритания)

Самолеты специального назначения MC-130J Commando II

Милденхолл (Великобритания)

Конвертопланы CV-22B Osprey Сил специальных операция

Милденхолл (Великобритания)

Поисково-спасательные вертолеты HH-60G Pave Hawk

Лейкенхит (Великобритания)

Самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U Combat Sent и RC-135V/W Rivet Joint

2-3 (на ротационной основе)

Милденхолл (Великобритания)

С 2013-2014 гг. ВВС США активизировали использование военных аэродромов стран Восточной Европы.

Так, в Польше с первой половины 2013 г. на ротационной основе американские многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon (на авиабазе Ласк) и военно-транспортные самолеты C-130 Hercules (на авиабазе Повидз).

Для временной дислокации истребителей F-15 Eagle и штурмовиков A-10 Thunderbolt II, перебрасываемых в Европу в поддержку в рамках так называемого «Пакета мер по обеспечению безопасности на ТВД» (Theater Security Package (TSP)) используются авиабазы Польши, Латвии, Эстонии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Кроме баз в Восточной Европе для TSP также авиабазы в Исландии, Великобритании, Германии и Нидерландах.

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» играет важную роль в воздушном транзите американских военных грузов и военнослужащих в Афганистан и из Афганистана.

Планируется перевести ВВС США в Европе на более современную авиатехнику. Так, на авиабазе Лейкенхит в Великобритании в составе 48-го истребительного крыла будут постоянно размещены две эскадрильи малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II.

Сохранятся и две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-15E Strike Eagle, а также и эскадрильи тактических истребителей F-15C Eagle. Первые F-35A начнут прибывать в Лейкенхит в 2021 г.

В бюджет European Reassurance Initiative (ERI) заложена модернизация высокозащищенных укрытий на авиабазе Шпангдалем (Германия) для размещения в них многоцелевых малозаметных истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Также предусмотрено строительство сооружения для ремонта радиопоглощающего покрытия и композиционных материалов этого самолета, а также модернизация инфраструктуры для его технического обслуживания. Это, как минимум, означает, что F-22 будут размещены в Шпангдалеме на ротационной основе, а, возможно, затем и постоянно (особенно с учетом появившихся сообщений о том, что ВВС США выступают за возобновление серийного производства F-22).

Американский многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Источник: militaryarms.ru.

В бюджете ERI выделены также средства на модернизацию авиабаз Ласк и Повидз (Польша), Шяуляй (Зокняй) (Литва), Эмари (Эстония), Слиач и Малацки-Кухиня (Словакия), Кечкемет (Венгрия), Кымпия-Турзий (Румыния), Граф Игнатьево (Болгария).

Современная дислокация ВВС США в Европе показана в таблице 1.

Таблица 2. Военно-воздушные силы США в Европе

Авиабазы

Длина взлетно-посадочной полосы, метров

Объединения, соединения и части

Германия

Авиабаза ВВС США Рамштайн (Ramstein)

Штаб ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA)

Штаб 3-й воздушной армии ВВС США

86-е транспортное крыло (37-я транспортная эскадрилья – военно-транспортные самолеты C-130J-30, 76-я транспортная эскадрилья – военно-транспортные самолеты С-20Н, С-21А и С-40В)

435-е крыло воздушно-наземных операций

521-е крыло аэромобильных операций

721-я группа аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

603-й центр авиационных и космических операций (планирование и управление воздушными операциями)

693-я группа разведки, наблюдения и рекогносцировки (intelligence, surveillance and reconnaissance) 480-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (авиабаза Лэнгли, штат Виргиния) (штаб группы, 24-я и 450-я разведывательные (intelligence) эскадрильи)

Авиабаза ВВС США Шпангдалем (Spangdahlem)

52-е истребительное крыло (480-я истребительная эскадрилья -многоцелевые истребители F-16C/D)

726-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Нидерланды

База ВВС Нидерландов Леуварден (Leeuwarden)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15С Eagle из США в рамках Theater Security Package

Бельгия

База авиации сухопутных войск США Шьевр (Chièvres)

309-я транспортная эскадрилья 86-го транспортного крыла – самолеты С-37

Великобритания

Авиабаза Королевских ВВС Лейкенхит (Lakenheath)

48-е истребительное крыло (492 и 494-я истребительные эскадрильи – истребители-бомбардировщики F-15E, 493-я истребительная эскадрилья – тактические истребители F-15С/D Eagle, 56-я и 57-я поисково-спасательные эскадрильи – вертолеты HH-60G Pave Hawk)

Временное размещение истребителей пятого поколения ВВС США F-22 (апрель-май 2016 г.) и F-35A (апрель-май 2017 г.)

Авиабаза Королевских ВВС Милденхолл (Mildenhall)

352-е крыло специальных операций (7-я эскадрилья специальных операций – конвертопланы CV-22B, 67-я эскадрилья специальных операций – самолеты специального назначения MC-130J)

95-я разведывательная (reconnaissance) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) – разведывательные самолеты OC-135s, самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U и RC-135V/W

488-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) (бортовые технические операторы управления воздушной разведки самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

727-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Авиабаза Королевских ВВС Олконбери (Alconbury)

501-я крыло боевого обеспечения

423-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

Авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд (Fairford)

420-я авиабазовая эскадрилья 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H, B-2A и B-1B с территории США

Авиабаза Королевских ВВС Кроутон (Croughton)

422-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения. Обслуживает один из крупнейших военных узлов связи, который обеспечивает около трети всех военных коммуникаций США в Европе и около четверти коммуникаций между Европейским ТВД и континентальной частью США

Авиабаза Королевских ВВС Менвит-Хилл (Menwith Hill)

421-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

421-я авиабазовая эскадрилья (Air Base Squadron) 421-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

451-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд)

Крупнейшая в мире станция перехвата разведывательной информации со спутников глобальной системы радиоэлектронной разведки ECHELON

Авиабаза Королевских ВВС Фелтвелл (Feltwell)

Отряд 4 18-й разведывательной (intelligence) эскадрильи 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд) (космическая разведка)

Авиабаза Королевских ВВС Молсуорт (Molesworth)

Рабочее местоположение (Operating Location) B 423-й эскадрильи связи 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Объединенный разведывательный центр (Joint Intelligence Operations Center Europe (JIOCEUR) Analytic Center (JAC)) Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО)

Разведывательный директорат (J2-M) Африканского командования Вооруженных сил США (AFRICOM)

Авиабаза Королевских ВВС Уэлфорд (Welford)

420-я эскадрилья боеприпасов 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения (один из крупнейших складов боеприпасов ВВС США в Западной Европе)

Норвегия

Станция Королевских ВВС Норвегии Сола (Sola) около Ставангера

426-я авиабазовая эскадрилья 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Исландия

Авиабаза Кефлавик (Keflavík)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из США в рамках Theater Security Package

Испания

Авиабаза ВВС Испании Морон (Morón)

496-я авиабазовая эскадрилья 86-го транспортного крыла

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H

Португалия

База ВВС Португалии Лажеш (Lajes) (Азорские острова)

65-я авиабазовая группа

729-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Италия

Авиабаза ВВС США Авиано (Aviano)

31-е истребительное крыло (510-я и 555-я истребительные эскадрильи – многоцелевые истребители F-16C/D)

724-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Турция

Авиабаза ВВС США Инджирлик (Incirlik)

39-е авиабазовое крыло

728-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Польша

Авиабаза ВВС Польши Ласк

Авиационный отряд 52-го истребительного крыла

Ротационное размещение многоцелевых истребителей F-16

Авиабаза ВВС Польши Повидз

Ротационное размещение военно-транспортных самолетов С-130

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Литва

Авиабаза ВВС Литвы Зокняй (Zokniai) (около Шауляя)

4 истребителя ВВС стран НАТО (в т.ч. США) (на ротационной основе) в рамках миссии

Визит истребителей пятого поколения F-22 ВВС США (апрель 2016 г.)

Латвия

Авиабаза ВВС Латвии Лиелварде (Lielvārde)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Временное размещение американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-1B Predator (август-сентябрь 2015 г.)

Эстония

Авиабаза ВВС Эстонии Эмари (Ämari)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из Великобритании и США и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Визиты американских истребителей пятого поколения F-22 (сентябрь 2015 г.) и F-35 (апрель 2017)

Словакия

Авиабаза ВВС Словакии Слиач (Sliač)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 Thunderbolt II из США в рамках Theater Security Package

Венгрия

Авиабаза ВВС Венгрии Кечкемет (Kecskemét)

Авиабаза ВВС Венгрии Папа (Pápa)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Румыния

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» (Mihail Kogalniceanu) около Констанцы

Авиабаза ВВС Румынии Кымпия-Турзий (Câmpia Turzii)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Болгария

Авиабаза ВВС Болгарии Граф Игнатьево (Graf Ignatievo)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Греция

Суда-Бей (Крит)

1-й отряд 95-й разведывательная эскадрилья 55-го крыла ВВС США (операции, логистика, разведка и административная поддержка операций самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

С 2015 г. Вооруженные силы США реализуют программу по консолидации своей инфраструктуры в Европе (European Infrastructure Consolidation (EIC)). В ее рамках планируется переместить разведывательные части и части обеспечения с авиабаз Олконбери и Молсуорт на авиабазу Кроутон. Авиабазы Олконбери и Молсуорт в 2022 г. будут закрыты, а 501-е крыло боевого обеспечения будет расформировано. На авиабазе Кроутон будет сформирован новый Объединенный разведывательно-аналитический центр (Joint Intelligence Analytic Center (JIAC)), который объединит миссии всех трех разведывательных центров, находящихся сейчас на авиабазе Молсуорт.

Сокращается личный состав ВВС США на авиабазе Лажеш на Азорских островах. Планируется также закрыть авиабазу Милденхолл (до 2023 г.) с перемещением 352-го крыла специальных операций и 100-го заправочного крыла в Германию, а разведывательных самолетов RC-135 – внутри Великобритании. Но в апреле этого года в СМИ появились сообщения, что руководство Министерства обороны США пересматривает планы по закрытию этой авиабазы. Однако, согласно официальному заявлению Европейского командования США, оно не обращалось с просьбой об изменении списка объектов, намеченных к закрытию, и работа продолжается согласно первоначальному плану EIC.

Американский разведывательный самолет RC-135.

ВВС США по численности личного состава и количеству летательных аппаратов (их более 4 000) являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. Но нас интересует не военная сила Америки, а красивые снимки.

Лучшие фотографии самолетов и других летательных аппаратов от ВВС США за 2011 год .

В воздухе – военно-транспортный вертолёт Боинг CH-47 «Чинук» , штат Невада, 9 ноября 2011. (Фото Daniel Hughes):

Учебно-тренировочный самолёт L-39 «Альбатрос» на базе в Чарльстоне, 9 апреля 2011. (Фото Melissa Siegmund):

Дозаправка самолетов в воздухе с помощью Боинга KC-135 Stratotanker – реактивного военно-транспортного самолета-заправщика. (Фото Ben Fulton):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» , Афганистан, 12 ноября 2008. (Фото Aaron Allmon):

Грузовой самолет Боинг C-17 «Глоубмастер» III на военной базе в штате Северная Каролина, 26 июня 2011. (Фото Asha Harris):

Старт одноразового ракета-носителя Atlas V с мыса Канаверал, 26 ноября 2011. (Фото George Roberts):

Дозаправка в воздухе F16 над рекой Иордан на Ближнем Востоке, 17 октября 2011. (Фото Asha Kin):

Военно- транспортный самолёт Локхид C-130 Геркулес на взлетно-посадочной полосе в Афганистане, 14 августа 2011. (Фото David Salanitri):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II над Афганистаном, 11 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II вблизи. Разработан для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Юг Афганистана, 18 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell UH-1 «Ирокез» над Йокота, Япония, 2 ноября 2011. (Фото Osakabe Yasuo):

Заправка вертолета Сикорский HH-60 Pave Hawk в воздухе. (Фото Osakabe Yasuo):

Истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II над Калифорнией, 18 января 2012. (Фото Tom Reynolds):

Поисково-спасательный вертолет Сикорский HH-60G Pave Hawk , Окинава, Япония, 5 декабря 2011. (Фото Maeson L. Elleman):

В небе над Флоридой истребитель-бомбардировщик пятого поколения F35 Lightning II , 15 июля 2011. (Фото Joely Santiago):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» над Афганистаном, 6 октября 2011. (Фото Matthew Hecht):

Стратегический разведывательный беспилотный летальный аппарат RQ-4 Global Hawk . Может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. (Фото Amanda N. Stencil):

Военно-транспортный самолет C-130J «Геркулес» II на базе ВВС США в Калифорнии, 28 апреля 2011:

Сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец Боинг B-52 «Стратофортресс» . является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. (Фото Andy M. Kin):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» в небе над штатом штат Северная Каролина, 9 апреля 2011. (Фото James Richardson):

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Боинг E-3 «Сентри» над Калифорнией, 16 августа 2011. (Фото Brett Clashman):

Самолет-заправщик Макдоннелл-Дуглас KC-10 «Икстендер» 15 июля 2011. (Фото John P. Capra):

Тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 является, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации . На 1998 год стоимость одного B-2 составляла 1.2 млрд долларов. (Фото Cody H. Ramirez):

С первой публикации данного поста прошло уже больше года. За это время я узнал много нового о себе и выслушал энное количество «лестных и остроумных» отзывов. К счастью, среди них было много конструктива, благодаря которому я скорректировал данные по количественному составу авиации. Нашей и невероятного союзника.

Но прежде чем переходить к самому посту, я хочу сказать следующее:

А) В современной войне нет одиночных «уберкрафтов», способных изничтожать всех и вся. Война – это мультимодальное взаимное уничтожение. В ней участвует и авиация, и ПВО, и мотопехота, и разведка, и артиллерия и т.д. Еще больше места в ней отводится воле случае, боевой слаженности, погодным условиям, моральному духу войск. Поэтому нет и не будет такой ситуации, когда Ф-35 будет воевать только с Су-35С или ФА, а все остальное его не будет интересовать. «И все остальное» не будет интересоваться Ф-35. Нет никаких автономных индивидуальных дуэлей в воздухе. Есть возможности кого-то сбить, разбомбить, от кого-то отбиться, от чего-то уйти.

Б) Меня не волнует количественный состав истребительной и ударной авиации США. Причины следующие: 1) у нас с США возможен лишь обмен МРЯУ с последующими атаками «стратегов», если, конечно, к тому моменту что-то останется; 2) США не смогут сконцентрировать такое кол-во авиации у нашей границы. Авианосцы несут только определенные типы самолетов. Еще и доплыть надо без происшествий. Подходящих аэродромов в Европе, находящихся в пределах боевого радиуса их самолетов, может банально не хватить для размещения такого кол-ва машин. Не стоит забывать и о «подарках с сюрпризами» от наших ОТРК (м.б, с ТЯО), армейской разведки и, возможно, МБР. Во что превратятся эти «филды», думаю, понятно. Плюс остро встает вопрос снабжения и обеспечения всей этой порнографии техники.

Ну, начнем. Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:

1) ВВС США превосходят ВВС РФ в общем количественном отношении примерно в 4 раза. И в 2 раза по количеству боевых самолетов в эксплуатации;

2) тренд на ближайшие 5-7 лет – капитальная модернизация парка российской авиации;

3) PR, реклама и психологические войны – излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего , руководства и т.д.) уже наполовину побежден.

Итак, начнем.

Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США – мощнейшая в мире.

Да, это, действительно так. Общая численность авиации США на 2013 год составила 2960 (1593 в эксплуатации) истребителей, 162 (95) бомбардировщиков, 424 (255) ударных самолетов, 1795 танкеров и транспортников и более 1100 УТС. Всего ~ 8 250 машин.

Для сравнения: общая численность ВВС РФ составляет на май 2013 года 897 (760) истребителей, 321 (88) бомбардировщик, 329 (153) ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС. Всего ~ 2 200 машина.

Однако есть нюансы, главный из которых – авиация США стареет, а замена её запаздывает.

Поясню, что я имею в виду под «устареванием». Если вы посмотрите на таблицу, то увидите, что на F-15/16 приходится чуть более 50% всего парка авиации США. Это были хорошие самолеты для своего времени, но уже тогда они по ряду показателей уступали нашим МиГ-29 и Су-27 (особенно с точки зрения эксплуатации в прифронтовых условиях), что сильно «озадачило» американских коллег.

Что мы видим сейчас? Наша страна 20 лет назад пошла по пути демократии и капитализма с Су-27 и МиГ-29. Благодаря грамотной экспортной политике машины смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. Т.е. инженерам и проектировщикам не пришлось создавать самолеты буквально с «нуля». Безусловно, любая буква в индексе может означать, что перед нами совершенно иная машина, превосходящая свою предшественницу в разы. Но планеры у МиГ-29СМТ и у Су-27СМ3 или Су-35С остались прежними. А это совершенно иные затраты.

А что у США? Они вошли в кризис с F-22 (полностью новая машина), снятым с производства, и с недоделанным F-35 (полностью новая машина), а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свой бред я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела , который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки. Через 5-7 лет им придется списать порядка 450-500 F-15/16, а у нас к этому времени будет около 250 новых Су-27СМ и СМ3, 64 МиГ-29СМТ, 96 Су-35С и 60 Су-30СМ.

То есть авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться . В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2020 года заключены контракты на производство/модернизацию:

МиГ-31БМ – 100 ед.;Су-27СМ – 96 ед.;Су-27СМ3 – 12 ед.;Су-35С – 95 ед.;Су-30СМ – 60 ед.; Су-30М2 – 4 ед.;МиГ-29СМТ – 50 ед.; МиГ-29К – 24 ед.; МиГ-35 – 37 ед. (?);Су-34 – 124 (184) ед.;ФА – 60 ед.;Ил-476 – 100 ед.;Ан-124-100М – 42 ед.;А-50У – 20 ед.;Ту-95МСМ – 20 ед.;Як-130 – 65 ед.

Фактически к 2020 году в строй будут введены чуть более 850 новых машин.

Справедливости ради отмечу, что Карфаген должен быть разрушен США в 2001 году планировали до 2020 года закупить около 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а принятие на вооружение самолета отложено до середины 2015 года. Всего на данный момент у США 63 «Лайтнинга-2».

У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.

Да, все верно, у США на вооружении 141 F-22А. У нас Су-35С – 48 штук. ПАК-ФА проходит летные испытания. Но необходимо учитывать:А) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35С); 2) косяков с хвостовым оперением (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем); 4) отсутствия для США угрозы со стороны чьей-либо авиации (мы с ними будем воевать СЯС), проблем с вентиляцией и невозможности его кому-либо продать.

Б) F-35 при всем его пиаре весьма далек от 5 поколения . Да и косяков хватает: то ЭДСУ откажет, то планер сломается, то СУО лагает.

В) К 2020 году в войска поступят: Су-35С – 150 ед, ФА – 60 ед.

Г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения – некорректно. Боевые действия – это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк разорвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.

Их 5 поколение в разы превосходит наши ФА и Су-35С.

Это весьма смелое заявление.

А) Начать следует с того, что Ф-22 создавался для борьбы с нашими Су-27 и МиГ-31. И было это довольно давно. ФА создается для противостояния с 4-ым поколением, которое он встретит в Европе, и с Ф-35, который по своим параметрам далеко не самый грозный «уфолет».

Б) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?

В) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности – это не так уж и критично по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км. Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько-низэнько» , прячась в складках местности?

В) В военном деле нет ничего универсального. Есть многоцелевые самолеты, способные как работать по воздушным целям, так и по земле в зависимости от вооружения. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому если штурмовик, то – Су-25СМ, если фронтовой бомбер – Су-34, если перехватчик – МиГ-31БМ, если истребитель – Су-35С.

И уж тем более Ф-22 – не универсальный самолет. Он создавался для завоевания господства в воздухе. Для уничтожения Су-27 и МиГ-31, которые представляли немалую опасность для американской стратегической и ударно-штурмовой авиации. Его основная задача – контроль воздушного пространства. А в этой категории разработка самолетов подчинена единому лозунгу – “ни грамма (ни фунта) по земле”. Так что ни о каких «сверхвозможностях» Ф-22 говорить не приходится.

Г) Война – это не сравнение, у кого копье длиннее. Важнее, у кого эти копья будут лучше по отношению цена/качество/количество. У нашего потенциального друга самолеты стоят бешеных денег, а сколько они потратили на НИОКР, даже вспоминать не хочется: 400 млрд. $ на Ф-35 (и программа еще не завершена) и 50 млрд. $ на Ф-22. Для сравнения, на ФА у нас планируется «извести» 10 млрд. $ бюджетных денег.

У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.

Это не так.

В боевом составе ВВС США находится уже 95 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 35 В-1В и 16 В-2А. Б-2 – исключительно дозвуковой – из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н – дозвуковой и старый, . Б-1Б – больше не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1 Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ПАК-ДА), который пойдет на замену Ту-95 и Ту-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года, а разработку нового «стратега» и новой КРВБ отложили на 2030-2035 годы.

Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 2400 км. Наши же Х-55 – 400-4500 км, а Х-101 – 7000-8500 км. Т.е. Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс. время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 – 10 минут, у 160-ого – 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война – это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания, подавления и т.д. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ФА) как гордого небесного джигита – не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.

В Пентагоне приоритетное внимание уделяется развитию национальных военно-воздушных сил. Они рассматриваются как один из наиболее универсальных и эффективных силовых инструментов обеспечения и продвижения американских интересов в любом регионе мира.

ВВС США, по взглядам их руководства, обладая уникальными возможностями, способны эффективно решать возложенные на них задачи, такие как: завоевание и удержание господства в воздухе и космическом пространстве, ведение разведки, обеспечение глобальной мобильности войск и боевого управления, нанесение глобальных ударов.

В настоящее время этот вид ВС США состоит из регулярных сил и резервных компонентов. К резервным компонентам относятся ВВС национальной гвардии и резерв ВВС, части и подразделения которых укомплектованы личным составом и авиационной техникой (AT), имеют такую же организационную структуру, как и регулярные силы, а их боеготовность определяется теми же критериями и нормативами.

Всего в военно-воздушных силах насчитывается около 480 тыс. человек (310 тыс. в регулярных силах и 170 тыс. в составе резервных компонентов), а также более 4 тыс. единиц AT . По численности личного состава и количеству летательных аппаратов они являются самыми крупными в мире.

Организационная структура ВВС США

Согласно административной организации, определяемой конституцией США, ВВС включают министерство и штаб ВВС, 11 основных командований и 27 учреждений на правах командований, в том числе 17 управлений, семь центров и три учреждения центрального подчинения.

Высшим административным органом ВВС в Пентагоне является министерство ВВС, которое осуществляет общее руководство этими силами. Оно отвечает за выполнение планов строительства ВВС, их общее состояние, организацию научно-исследовательских работ в области AT и вооружения, а также контролирует правильное распределение бюджетных ассигнований по указанным вопросам.

Министром ВВС является гражданское лицо, назначаемое президентом США (Дебора Ли Джеймс с 20 декабря 2013 года). Он имеет заместителя, а также несколько помощников из числа гражданских лиц.

Штаб ВВС — высший орган военного руководства военно-воздушными силами, в функции которого входят вопросы комплектования и организационной структуры, оперативной и боевой подготовки, боевого и материально-технического обеспечения, а также выработка планов и способов оперативного использования, разработка уставов и наставлений для этого вида вооруженных сил. Штаб ВВС контролирует вопросы создания новых систем оружия, регулирует размещение заказов в промышленности на их производство, распределяет авиационную и другую технику между командованиями.

Начальник штаба ВВС назначается президентом США, имеет ранг полного генерала и входит в состав комитета начальников штабов (генерал Марк Уэлш с 10 августа 2012 года).

Авиационное командование является основным элементом административной организации и высшим оперативным обьединением ВВС. Такие командования отвечают за организацию, обучение и снабжение всем необходимым боеготовых сил ВВС, которые передаются в состав объединенных командований вооруженных сил для боевого использования.

По целевому назначению и характеру решаемых задач военно-воздушные силы подразделяются на стратегические ракетные силы наземного базирования, боевую и вспомогательную авиацию.

Стратегические ракетные силы наземного базирования , представленные стационарной ракетной системой типа «Минитмэн», организационно входят в состав командования глобальных ударов ВВС. В их боевом составе насчитывается более 400 МБР. В условиях мирного времени 100 % боевого состава межконтинентальных баллистических ракет (МБР) поддерживается в боеготовом состоянии, из них 95 % находится в составе дежурных сил. Оперативная готовность к пуску 6-9 мин.

Боевая авиация включает стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА), тактическую и разведывательную.

СБА представлена бомбардировщиками В-2А «Спирит», В-52Н «Стратофортресс» и В-1В «Лансер». В боевом составе насчитывается более 120 машин. Самолеты В-52Н являются носителями крылатых ракет воздушного базирования большой дальности. В условиях мирного времени около 90 стратегических бомбардировщиков поддерживается в боеготовом состоянии. Все самолеты постоянно базируются на авиабазах континентальной части США, периодически используя для временного базирования до 16 аэродромов в различных регионах мира. Четыре стратегических бомбардировщика В-2А постоянно находятся на боевом дежурстве.

Тактическая авиация включает формирования регулярных сил и резервных компонентов, оснащенные тактическими истребителями F-15C и D «Игл», F-15E «СтрайкИгл», F-16C и D «Файтинг Фалкон», F-22A «Раптор» и F-35A «Лайтнинг-2», штурмовиками А/ОА-10 «Тандерболт», а также самолетами разведки и РЭБ Е-8С, MC-12W и ЕС-1 ЗОН «Компас Колл» (всего около 2000 машин).

На вооружении разведывательной авиации находятся стратегические разведывательные самолеты RC-135 «Ривет Джойнт» и U-2S «Дрэгон Леди», беспилотные летательные аппараты (БЛА) RQ-4 «Глобал Хок», MQ-1В «Предатор» и MQ-9A «Рипер» В составе подразделений разведывательной авиации насчитывается более 50 самолетов и около 300 БЛА.

Вспомогательная авиация подразделяется на военно-транспортную, транспортно-заправочную авиацию, авиацию сил специальных операций (ССО) и учебную. Она включает также формирования регулярных сил и резервных компонентов, имеющие на вооружении самолеты (транспортные стратегические и тактические, стратегические транспортно-заправочные самолеты, воздушные командные пункты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией, специального назначения, связи, разведки целей и управления, поиска и спасения, учебные и испытательные) и вертолеты.

Формирования военно-транспортной авиации имеют на вооружении более 300 стратегических (С-17А «Глоубмастер» и С-5А, В, С и М «Гэлакси») и более 500 тактических военно-транспортных самолетов (С-130 «Геркулес» различных модификаций). В особый период к выполнению грузовых и пассажирских перебросок в интересах МО США могут быть привлечены до 1 000 самолетов гражданских авиакомпаний, около 800 из которых способны выполнять воздушные переброски на стратегическую дальность.

В транспортно-заправочной авиации насчитывается более 400 стратегических транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 «Стратотанкер» и КС-10 «Экстендер».

Основу авиации ССО составляют самолеты CV-22 «Оспрей», EC-130E/J «Коммандо Соло», АС-130 «Спуки», МС-130Н «Комбат Тэлон-2», М-28, U-28A, РС-12, WC-130.

Силы и средства учебной авиации организационно сведены в командование обучения и подготовки кадров, а также в учебные и учебно-боевые крылья и эскадрильи других основных командований. Самолетный парк учебной авиации превышает 1 000 единиц AT.

Боевое применение ВВС осуществляется в составе экспедиционных авиационных формирований (ЭАФ). При этом боевой состав ЭАФ в зависимости от конкретных условий обстановки и поставленных перед ним задач может включать следующие компоненты:

— экспедиционные авиакрылья, куда входят группы и эскадрилий боевой и вспомогательной авиации, а также подразделения технического и тылового обеспечения (как правило, из состава одной авиачасти со средствами усиления);

— отдельные экспедиционные авиационные группы, формируемые из нескольких боевых и обеспечивающих авиаэскадрилий;

— отдельные экспедиционные авиационные эскадрильи, создаваемые на базе штатных подразделений ВВС.

Развитие военно-воздушных сил США на современном этапе осуществляется в соответствии с требованиями соответствующей стратегии на 30-летний период «Американские ВВС: вызов будущему» (America’s Air Force: A Call to the Future), изданной в июле 2014 года.

Дислокация основных авиабаз ВВС США

В документе отмечается, что на фоне основных тенденций мирового развития, таких как быстро развивающийся технологический прогресс, неустойчивая геополитическая обстановка, повышение роли и уязвимости единого глобального пространства, значительно расширится диапазон оперативного применения сил и средств ВВС.

В данных условиях для успешного выполнения всего спектра поставленных задач необходимо уделить значительное внимание возможности этого вида ВС приспосабливаться к динамичным изменениям окружающей среды и активному росту военных потенциалов вероятных противников.

В целях обеспечения полной укомплектованности военно-воздушных сил высококлассными пилотами командование ВВС США приступило к выделению грантов: по 225 тыс. долларов летчикам-истребителям, продлившим контракт на девять лет, и по 125 тыс. летчикам других типов самолетов, оставшимся в вооруженных силах еще на пять лет. В текущем году данным видом материального стимулирования прохождения военной службы воспользовалось уже более 600 человек.

Кроме того, приоритетным направлением текущей кадровой работы руководства ВВС является ликвидация дефицита операторов БЛА. Для этого рассматривается возможность повышения их денежного довольствия. Предполагается увеличить количество подготовительных курсов, привлекать к ним военнослужащих организованного резерва.

В рамках оптимизации процесса подготовки летного состава большое внимание планируется уделить использованию наземных тренажерных комплексов и средств компьютерной имитации. Это позволит отрабатывать индивидуально и в составе группы различные элементы полетного задания, включая применение бортового вооружения в условиях моделирования реальной обстановки конкретного театра военных действий (ТВД).

В частности, в настоящее время ведутся работы по оснащению учебных подразделений ВВС США тренажерами визуализации оперативной обстановки на ТВД. Их предназначением является подготовка летного состава в вопросах противодействия средствам противовоздушной обороны (ПВО) противника в любой части мира. В процессе обучения используются данные о составе, дислокации и тактико-технических характеристиках комплексов ПВО, находящихся на вооружении различных стран мира.

В ближайшие пять лет планируется развернуть сеть, включающую 62 тренажера, установленных в центрах подготовки летного состава на территории Соединенных Штатов и стран-союзниц. По оценке американских экспертов, эта сеть позволит проводить совместные виртуальные учения в различных регионах мира с привлечением сил и средств, размещенных на континентальной части США и в передовых пунктах базирования.

Значительное внимание командование ВВС уделяет вопросу обеспечения технологического преимущества над вероятным противником в условиях повышения эффективности расходования бюджетных средств. В связи с этим решено не корректировать программу принятия на вооружение истребителей пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2». Всего в период с 2014 по 2024 год планируется закупить более 1 700 единиц данной авиатехники.

Предусматривается также продолжить разработку перспективных машин, в первую очередь стратегического бомбардировщика (Long-Range Strike-Bomber — LRS-B). Несмотря на то что концепция его боевого применения пока не утверждена, основные требования к самолету уже определены. Ожидается, что LRS-B сможет задействоваться как с ядерным, так и с обычным оружием. Применение передовых способов снижения радиолокационной заметности и сверхзвуковая крейсерская скорость полета обеспечат самолету возможность успешного преодоления систем ПВО противника.

Стоимость одного стратегического бомбардировщика, в случае закупки 80-100 машин, составит около 500 млн долларов. Начало поставок новых машин в ВВС США ожидается в 2025-2030 годах, что стало одним из поводов для продления срока службы самолетов В-52Н и В-1В до 2040 года, В-2А до 2058-го, а также для продолжения работ по их модернизации.

В интересах обновления парка транспортно-заправочной авиации предполагается профинансировать строительство 179 перспективных ТЗС КС-46А «Пегас». Летательный аппарат создан на базе самолета Боинг 767. Максимальная масса полезной нагрузки 55 т. Полет первого образца состоялся в начале 2015 года, принятие на вооружение запланировано на 2017-й.

Особое место отводится беспилотной авиации. С учетом высокой эффективности применения стратегических БЛА к 2020 году их количество в ВВС намечено увеличить до 580 единиц, в том числе дополнительно закупить 320 MQ-9 «Рипер», сняв с вооружения устаревшую модификацию MQ-1 «Предатор». Выбор в пользу многоцелевого БЛА «Рипер» обусловлен более высокими ТТХ и многовариантностью боевой нагрузки аппарата.

В военно-воздушных силах планируют разрабатывать истребители шестого поколения (проект F-X). Компания «Нортроп-Грумман» уже объявила о готовности участвовать в тендере. Она предлагает проект гиперзвукового аппарата, сконструированного по аэродинамической схеме «летающее крыло».

Кроме того, предполагается создать крылатую ракету воздушного базирования (КРВБ), которая призвана заменить УР типа AGM-86 класса «воздух — земля». ТТХ новой ракеты должны обеспечивать преодоление современной организованной ПВО вероятного противника и гарантированное поражение наземных объектов на удалении до 2 600 км от точки пуска.

Специалисты американских ВВС проводят анализ возможного исполнения новой КРВБ в дозвуковом или сверхзвуковом варианте, а также использования в качестве боевой части (БЧ) ядерного заряда типа\¥80.

Кроме того, предусматривается создание неядерных модификаций управляемой ракеты с осколочно-фугасной или проникающей БЧ. В качестве основного носителя КРВБ рассматривается состоящий на вооружении самолет В-52Н «Стратофортресс» и стратегический бомбардировщик LRS-B.

В качестве основных направлений НИОКР, которые станут базой для разработки новых образцов вооружения и военной техники, определено развитие гиперзвуковых систем оружия, высокоэнергетических лазеров, сверхвысокочастотных комплексов и высокочувствительных датчиков.

Важное место в планах строительства ВВС отводится вопросам социальной защиты и материального стимулирования военнослужащих и членов их семей. В частности, к 2020 году намечено завершить реализацию программы, предусматривающей предоставление всем военнослужащим служебных жилых помещений на территории авиабаз, а также оказание им финансовой помощи в приобретении собственного жилья.

Таким образом, руководство министерства обороны США, учитывая важность стоящих перед национальными ВВС задач, стремится обеспечить поступательное развитие этого вида ВС в целях безусловного сохранения его превосходства над военной авиацией любого вероятного противника. Благодаря ускоренной технической модернизации AT, совершенствованию подготовки личного состава и расширению боевых возможностей современной авиации военно-воздушные силы в перспективе будут играть ключевую роль в обеспечении и продвижении национальных интересов Соединенных Штатов.

/А.Соколов, Зарубежное военное обозрение . 2015, №5, с. 61-70 /

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок