Богоявленский собор на площади революции. Храм богоявления господня бывшего богоявленского монастыря. Школа братьев Лихудов

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат – игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.

Адрес: Богоявленский пер., 2

Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.

Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!

Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.

Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.

После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?

Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?

С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы… Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…

Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?

Контакты: Богоявленского монастыря

Адрес: Богоявленский пер., 2

Как проехать:

От станции метро “Площадь революции”:
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро – и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе – Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.

От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Схема проезда:

Год основания: 2004

Настоятель: благочинный церквей Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин

Храм Богоявления Господня города Химки Московской области воздвигнут по инициативе верующих жителей города и при поддержке Администрации города. Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской Епархии, в присутствии главы города В. В. Стрельченко, совершил освящение закладного камня 15 мая 2004 года.

Архитектура храма Богоявления Господня византийского стиля. По вместимости церковь рассчитана на 1000 человек. Храм двухэтажный и четырехпрестольный. Нижний храм посвящен Рождеству пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/7 июля). Это крестильный храм, в котором планируется купель для полного погружения крещаемого в воду.

Верхний храм и центральный престол освящен в честь Богоявления Господня, (празднование 6/19 января), правый придел храма посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница» (празднование 9 октября/22 ноября), а левый придел – святителю Николаю (празднование 9/22 мая и 6/19 декабря).

Храм пятикупольный в едином объеме с колокольней. План в форме креста с ориентацией на восток. Так как храм имеет два этажа, то Архитектурным Фондом, главным архитектором В. Н Михайловым и решением Администрации города Химки, предусмотрены парадные лестницы (помимо центрального входа) к боковым входам и подъемники для инвалидных колясок. Колокольня имеет четыре внутренних яруса и звонницу с четырьмя арочными проемами. На территории храма располагается церковно-административное здание, а так же церковная лавка.

Здание церкви двухэтажное, четырехпрестольное, с пятью куполами в едином объеме с колокольней. Нижний храм посвящен Рождеству Иоанна Крестителя, верхний храм и центральный престол – Богоявлению Господню, правый придел освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а левый – во имя святителя Николая.

Колокольня имеет пять внутренних ярусов и звонницу с четырьмя арочными проемами. Колокола для храма были отлиты на заводе «ЗИЛ» мастерами «Общества древнерусской музыкальной культуры». Подбором звучания колоколов, их количества, тональности и веса занимался главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалов.

Всего колоколов двенадцать, самый большой благовест весит две тонны. На колоколах отлиты образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница», а также лики святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Николая, святого равноапостольного князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской.

В храме находится множество святынь. Среди них ковчег с освященной копией гвоздя от Распятия Христова и частичкой самого гвоздя, точная фотокопия Туринской Плащаницы Христа Спасителя, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и блаженной Матроны Московской. В левой части центральной арки расположена сень с иконой преподобномученика Ефрема Нового, Неа-Макрийского чудотворца (Греция). Там же в ковчеге хранятся скуфья и тапочек святого Ефрема, частица древа, на котором мучили преподобного и земля с места его мучений. В храме также особо почитаются образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и иконы святого апостола Симона Кананита и мученика Василиска. Под ними в специальных ковчегах находятся камни с места мученической кончины этих святых.

С 2009 года в Богоявленском храме ежедневно совершаются богослужения, открыта воскресная школа, действует социальная служба и молодежное движение.

Рядом с Богоявленским храмом расположена часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она посвящена памяти погибших при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в локальных войнах и техногенных катастрофах. Ежегодно 26 апреля, в день Чернобыльской трагедии, в часовне совершается панихида по погибшим.

Также к храму Святых апостолов Петра и Павла приписан домовый храм Святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Он был обустроен в 2005 году в хирургическом корпусе химкинской Центральной клинической больницы вместо существовавшей с 2004 года молельной комнаты. Духовенство окормляет находящихся на лечении больных и медицинский персонал. В настоящее время ведутся работы по строительству отдельно стоящего храма, в который смогут приходить не только находящиеся в больнице, но и все желающие.

Часы работы храма: с понедельника по субботу с 7:30 до окончания вечернего богослужения; в воскресенье: с 06:00 до окончания вечернего богослужения.

Проезд: от Ленинградского вокзала г. Москвы до станции Химки, далее автобусом/маршрутным такси № 3 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Речной вокзал» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 443 до остановки «Стадион «Новые Химки»; от станции метро «Планерная» г. Москвы автобусом/маршрутным такси № 383, также троллейбусом № 202 до остановки «Стадион «Новые Химки»

Реквизиты храма:
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Богоявленского храма г. Химки МО Московской епархии Русской Православной ЦерквиИНН 5047069695 КПП 504701001 р/сч 40703810509010000660Центральный филиал АБ «РОССИЯ» п. Газопровод Московская областьк/сч 30101810400000000132

БИК 044599132

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.

Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.

Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

После крещения князем Владимиром на территории Руси было основано и открыто огромное количество православных монастырей. Разумеется, действовали обители и в таком значимом городе, как Москва. Богоявленский монастырь — один из самых старых в столице. По древности он уступает только Даниловскому.

История основания

Когда именно была заложена эта обитель, ученым-историкам точно выяснить, к сожалению, не удалось. Предположительно, основан монастырь был в 1296 г., через четырнадцать лет после Даниловского. Князем Московским и Владимирским в то время был младший сын А. Невского Даниил Александрович. Считается, что закладка Богоявленского монастыря состоялась именно по его инициативе. О том, кто был первым настоятелем обители, история умалчивает. Известно лишь, что через некоторое время после основания ее игуменом стал старший брат Сергия Радонежского Стефан. Назначался настоятелем этого монастыря и будущий митрополит всея Руси Алексий.

Князь Даниил Алексеевич

Сам основатель Богоявленской обители родился в 1261 г. Фактически князь Даниил Алексеевич является родоначальником московской линии рода Рюриковичей, то есть всех последующих царей. В период его правления Русь находилась под игом Золотой Орды. Как и все другие князья того времени, он принимал участие в междоусобных войнах. Однако при этом показал себя одним из самых миролюбивых правителей. Помимо всего прочего, заботился и о вере проживающих на его территории людей. Кроме Богоявленского, им были основаны Даниловский монастырь, а также архиерейский дом на Крутицах. Как и многие русские князья, он был канонизирован церковью (в 1791 г.). Почитается этот святой как благоверный Даниил.

Условно считается, что основан Богоявленский был в 1296 г., потому что именно в это время Даниил Алексеевич принял титул князя Московского.

Удачное расположение

Место для строительства Богоявленского монастыря «за Торгом» было выбрано далеко не случайно. Во-первых, рядом проходила главная московская дорога во Владимир и Суздаль. А во-вторых, в непосредственной близости располагался Кремль. Так что князю Московскому и Владимирскому Даниилу было очень удобно ходить на богослужения. Кроме того, в непосредственной близости протекала река Неглинка, что значительно облегчало монахам проведение иордани и организацию крестного хода на престольный праздник.

Поскольку вокруг монастыря в посаде тогда жили в основном ремесленники и купцы, первоначально его называли «что за Торгом». В дальнейшем использовалось более точное выражение «что за Ветошным рядом», так как в непосредственной близости от обители располагались прилавки торговцев мехами.

Пожары

Во времена основания обители деревянной была практически вся Москва. Богоявленский монастырь тоже первоначально строился из бревна. И, конечно же, в скором времени, во время одного из посадских пожаров, обитель сгорела. Когда именно это случилось, неизвестно. Первые годы жизни монастыря вообще окутаны для историков тайной. Однако имеются сведения о том, что в 1340 г. сын князя Даниила, Иван Калита, заложил на территории обители первый каменный храм — однокупольную Богоявленскую церковь на четырех столпах и высоком фундаменте. Таким образом, этот собор стал первым каменным сооружением, возведенным за пределами Кремля.

Во второй раз от пожара Богоявленский монастырь пострадал в 1547 г. Случилась эта беда через полгода после Во времена правления последнего монастырь, как и вся Русь, переживал не лучшие времена. В стенах обители содержались многие опальные бояре, князья и священнослужители. В частности, именно сюда был заточен митрополит Филипп, публично осудивший царя за организацию опричнины.

Случались пожары в монастыре и в последующие годы — в 1551, 1687, 1737 гг. Во времена Смуты обитель полностью разграбили и сожгли поляки (1612 г.). На этот раз отстраивать монастырь пришлось уже царям из династии Романовых. Впоследствии о Богоявленской обители очень заботился патриарх Филарет.

Еще одним пожаром, уничтожившим монастырь, стал московский 1686 г. Восстанавливала обитель на этот раз мать Петра Первого Для нового Богоявленского собора было выбрано одно из модных тогда архитектурных направлений барокко. Ныне этот стиль называется нарышкинским.

Школа братьев Лихудов

Образованию простого народа в те далекие времена внимания уделялось, конечно же, очень мало. Учили детей ремесленников и крестьян лишь некоторые монахи-подвижники. Не была исключением в этом плане и Москва. Богоявленский монастырь стал одним из немногих, в котором была организована школа. Преподавали в ней очень образованные для того времени, приглашенные из Греции братья Лихуды. Позднее их школа была перенесена в В дальнейшем она была преобразована в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию.

Богатый монастырь

Горела эта обитель, таким образом, очень часто. Впрочем, как и вся Москва. Богоявленский монастырь между тем восстанавливался почти всегда быстро. Эта обитель на протяжении всей своей истории была одной из самых богатых в России. Уже сразу после основания братия монастыря начала получать крупные пожертвования от московских князей и бояр. Благоволили этому святому месту и цари. Так, к примеру, в 1584 году Иван Грозный пожертвовал Богоявленскому монастырю крупную сумму денег для поминовения убиенных опальных. В 1632 г. обитель получила право беспошлинного сплава строительных материалов и дров.

На территории монастыря когда-то были конюшни и действовала кузница. Также монахи получали прибыль от сдачи помещений в аренду. В разные годы Богоявленской обители со стороны знатных людей жертвовались и земли. Так поступали князь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, Шереметьевы и др. В 1672 г. боярыней К. Репниной монастырю были переданы владения на Никольской улице. Так образовался второй двор обители. От первого его отделяли жилые каменные палаты.

Собор Богоявленского монастыря в Москве: архитектурные особенности

Главный храм монастыря включает в себя две церкви — верхнюю и нижнюю. Первая была освещена когда-то собственно во имя Богоявления. Нижняя церковь — Казанской В этом храме во времена Романовых находился большой некрополь с усыпальницами самых знатных родов России — Шереметьевых, Голицыных, Салтыковых и др.

Ориентирован Богоявленский храм по вертикали — на четверике стоит восьмерик, в свою очередь, увенчанный главой, также имеющей 8 граней. Даже сегодня башня Богоявленского храма величественно возвышается над современными постройками Никольской улицы. Фасады собора богато украшены резьбой. В особенности эффектно смотрятся наличники окон с гребнями и фигурными колонками. Над западным входом в собор выстроена колокольня со шпилем. Между трапезной и четвериком храма проложена галерея с дополнительными приделами. Помимо икон, интерьер украшают скульптурные композиции «Рождество», «Коронование Богородицы» и «Крещение».

Другие церкви монастыря

Помимо Богоявленского, на территории обители когда-то действовали еще два православных храма. Первый был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эту надвратную церковь разобрали в 1905 году ради строительства доходного дома. Вторая надвратная церквушка простояла до самой революции. Уничтожена она была в 20-х годах.

Закрыт монастырь был в первые же годы правления большевиков. Службы в Богоявленском соборе были прекращены в 1929 г. Помещения обители приспособили под общежитие для студентов Горной академии, а также конторы Метростроя. Позднее на территории монастыря действовали цеха металлообработки.

Во время ВОВ обитель едва не была разрушена. Прямо рядом с ней упал подбитый немецкий бомбардировщик. Стоящие на соседней улице дома развалились. Падая, самолет снес главу собора. Восстанавливала ее уже в 90-е годы епархия Московская.

В 80-х годах на территории монастыря проводились исторические изыскания и Передана обитель верующим была в 1991 году.

Сохранившиеся постройки

К сожалению, восстановлен монастырь даже после передачи РПЦ не был. На настоящий момент на его территории, помимо Богоявленского собора, сохранились только монашеские кельи и настоятельские покои XVIII-XIX вв. Также в обители имеется здание современной постройки — возведенный в 50-х годах прошлого века административный корпус. Сегодня епархия Московская ведет на территории комплекса реставрационные работы.

Адрес

Сегодня верующие христиане имеют прекрасную возможность посетить красивейший Богоявленский собор для молитвы, а туристы – осмотреть территорию одной из самых древних на Руси обителей. Расположен монастырь по адресу: г. Москва, Богоявленский переулок, д. 2. В непосредственной близости от него находится вход на станцию метро «Площадь Революции».

Сегодня в обители, как и когда-то, проводятся религиозные службы. Как и прежде, посещается верующими Богоявленский монастырь (Москва). Соборование, крещение, венчание — все эти обряды можно пройти в его единственном храме. Рядом с обителью есть и еще одна достопримечательность, на этот раз современная, – памятник просветителям братьям Лихудам. Этот монумент был установлен в Богоявленском переулке в 2007 году.

Богоявленский монастырь (Москва): расписание богослужений в наши дни

Конечно же, лучше посещать территорию обители в то время, когда в ее храме идут богослужения. Расписание их может меняться в зависимости от церковных праздников. На 1 мая 2016 г. (Пасха) оно выглядело, к примеру, так:

    00:00 — Пасхальная утреня.

    2:00 — Ранняя литургия.

    9:00 — Исповедь.

    9:30 — Поздняя литургия.

    10:45 — Крестный ход.

    14:00 — Пасхальная вечеря.

Точное расписание служб на тот или иной день можно узнать на официальном сайте храма Богоявления Господня в Москве.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок