Что думают татары о русских. Народы симбионты: русские и татары – братья навек. Факты и аргументы о так называемых “татарах”

Генетические исследования показали, чторусские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Недавние совместныеисследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставилибольшой и жирный крест на обихожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в

сознание людей ‑ дескать, «поскреби русского и обязательно найдешь татарина».

Результаты масштабного эксперимента,

опубликованные в научном журнале «The American Journal of Human Genetics»совершенно однозначно говорят, что «несмотря на расхожие мнения о сильнойтатарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще вовремена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и другихазиатских этносов практически не оставили следа на населении современного

северо-западного, центрального и южного регионов».

Вот так. В этом многолетнем споре можно смело поставить точку и считать
дальнейшие дискуссии по данному поводу просто неуместными.

Мы не татары. Татары не мы. Никакого влияния на русские гены т.н. «монголо-татарское
иго» не оказало.

Никакой примеси тюркской «ордынской крови» у нас, русских, не было и нет.

Более того, ученые-генетики, подытоживая свои исследования, заявляют опрактически полной идентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказавтем самым, что мы были и остаемся одним народом: «генетические вариацииY-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались

практически идентичны таковым у украинцев и белорусов».

Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал винтервью Газета.ру, что русские являются практически монолитным народом сгенетической точки зрения, разрушив еще один миф: «все перемешались, чисторусских уже нет». Как раз наоборот ‑ русские были и русские есть. Единый народ,

единая нация, монолитная национальность с четко выраженным особенным генотипом.

Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученыеустановили, что «славянские племена освоили эти земли (Центральную и ЮжнуюРоссию) задолго до массового переселения на них в VII–IX веках основной частидревних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены

русскими (русичами) уже, как минимум в первых веках по Р.Х. Если ещё не раньше.

Это позволяет развенчать и еще один русофобский миф ‑ о том, что Москва иокружающие ее области, якобы, издревле были заселены угро-финнскими племенами ирусские там – «пришельцы». Мы, как доказали генетики ‑ не пришельцы, асовершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили снезапамятных времен. «Несмотря на то что заселены эти земли были ещё допоследнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств,прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этойтерритории, нет» ‑ указывается в докладе. То есть нет никаких свидетельств, чтодо нас на наших землях жили какие то другие племена, которых мы, якобывытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться ‑ мы тут живем от

сотворения мира.

Определили ученые и дальние границы ареала обитания наших предков: «анализкостных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов слюдьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири». А еслиучесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до Р.Х.на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (неговоря уже о всемирно известном Аркаиме) ‑ то вывод очевиден. Наши предки(древние русичи, протославяне) ‑ исконно проживали на всей территориисовременной России, включая Сибирь, а вполне возможно и Дальний Восток. Так чтопоход Ермака Тимофеевича со товарищи за Урал с этой точки зрения был вполне

законным возвращением ранее утраченных территорий.

Вот так, друзья. Современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы,
выбивая почву из-под ног наших «друзей»-либералов.

Геногеограф Олег Балановский: «Русских, украинцев и белорусов на

уровне генофонда иногда и различить-то не удается»

Пять лет прошлос тех пор, как «КП» в статье «Сенсационное открытие ученых: Раскрыта тайнарусского генофонда» рассказала о работах геногеографа Олега Павловича

Балановского с коллегами и их исследованиях генофонда русского народа.

«Хочется

узнать, как устроен русский генофонд, и попробовать по современным чертамвосстановить его историю», – сказал тогда ученый. Сегодня, в свете новых данных

науки, мы вернемся к этому разговору.

НЕ СКРЕБИТЕ РУССКИХ

Олег Павлович, откуда все-таки пошел русский народ? Не древние славяне, а
именно русские?

Касательно русских точно можно утверждать лишь то, что монгольское завоеваниеXIII века, вопреки распространенному мнению, не оказало влияния на генофонд – врусских популяциях практически не обнаруживаются центральноазиатские варианты

генов.

То есть известное выражение историка Карамзина «поскреби русского – найдешь
татарина» наукой не подтверждается?

До генетиков русский народ долгое время исследовали антропологи. Насколько
совпадают или не совпадают результаты ваших и их исследований?

Генетические исследования народов часто воспринимаются как окончательное словонауки. Но это не так! До нас работали главным образом антропологи. Изучаявнешний облик населения (как мы изучаем гены), они описывали сходство и

различия между населением разных регионов и из этого реконструировали пути их

происхождения. Вся наша область науки выросла из этнической, расовойантропологии. Причем уровень работы классиков во многом остается

непревзойденным.

По каким параметрам?

Например, по подробности изучения населения. Антропологи обследовали более170 популяций в пределах исторической территории расселения русского народа. Амы в своих исследованиях – пока в 10 раз меньше. Возможно, именно поэтомуВиктор Валерьянович Бунак (выдающийся русский антрополог, один изосновоположников советской антропологической школы. – Ред.) и смог выделитьцелых 12 типов русского населения, а мы – только три (северный, южный и

переходный).

Антропологи,лингвисты и этнографы собрали информацию практически обо всех народах мира.Огромные массивы информации накоплены о физическом облике русского населения(этим занимается наука соматология) и о кожных узорах на пальцах и ладонях(дерматоглифика, которая обнаруживает различия у разных народов). Лингвистикадавно изучает данные о географии русских диалектов и о распространении тысячрусских фамилий (антропонимика). Можно перечислять много примеров совпаденийрезультатов современных генетических исследований и классических исследований

антропологов. А вот непреодолимых противоречий не могу назвать ни одного.

То есть ответ
ученых однозначный – русские как нация существуют.

Это вопрос не к ученым, а к тем людям, которые отождествляют себя с русскимнародом. Пока такие люди есть, ученые будут фиксировать и существование народа.Если эти люди из поколения в поколение еще и говорят на своем языке, то смешныпопытки объявить такой народ несуществующим. Так что, к примеру, за русских и

украинцев беспокоиться не приходится.

СЛАВЯНЕ – ПОНЯТИЕ НЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, А ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

И все-таки, насколько же русский генотип однороден?

Различия между популяциями разных регионов ВНУТРИ одного народа (в данномслучае русского) практически всегда меньше, чем различия МЕЖДУ различныминародами. Изменчивость русских популяций оказалась выше, чем, к примеру,популяций немцев, но меньше, чем изменчивость многих других европейских

народов, например итальянцев.

То есть русские отличаются друг от друга больше, чем немцы, но меньше, чем
итальянцы?

Именно. В то же время генетическая изменчивость в пределах нашегоЕвропейского субконтинента намного меньше, чем изменчивость, к примеру, впределах Индийского субконтинента. Проще говоря, европейцы, в том числе ирусские, куда более похожи друга на друга, чем соседние друг с другом народы вомногих регионах планеты, между европейскими народами гораздо легче обнаружить

генетическое сходство и труднее – различия.

Сейчас многие подвергают сомнению существование «братских славянских народов»- русского, украинского, белорусского… Дескать, разные это совсем народы,

совсем непохожие.

– «Славяне»

(так же, как и «тюрки», и «финно-угры») – это понятия вовсе не генетические, алингвистические! Существует славянская, тюркская и финно-угорская группыязыков. И в пределах этих групп вполне уживаются генетически далекие друг отдруга народы. Скажем, между турками и якутами, которые говорят на тюркскихязыках, сложно найти генетическое сходство. Финны и ханты говорят нафинно-угорских языках, но генетически далеки друг от друга. Пока еще ни одинлингвист не усомнился в близком родстве русского, украинского и белорусского

языков и их принадлежности к славянской группе.

Что же до

сходства генофондов трех восточнославянских народов, то первоначальныеисследования показали, что они похожи настолько, что иной раз и различить-то неудается. Правда, эти годы мы не стояли на месте и теперь уже научились видетьтонкие отличия украинского генофонда. Белорусы же из северных и центральныхобластей по всему множеству изученных генов пока неотличимы от русских,

показано своеобразие лишь белорусов Полесья.

ОТКУДА У РУССКОЙ НАЦИИ ДВА ПРАОТЦА?

Являются ли русские славянами? Какова действительная доля «финского
наследства» в русском генофонде?

Русские – конечно, славяне. Сходство северных русских популяций с финнамиочень небольшое, с эстонцами же – довольно высокое. Проблема в том, что ровноте же генетические варианты встречаются и у балтских народов (латышей илитовцев). Наше исследование генофонда северных русских показало, чтотрактовать его особенности как унаследованные от ассимилированных русскимифинно-угров было бы необоснованным упрощением. Особенности-то есть, но онисвязывают северных русских не только с финно-уграми, но также и с балтами, и сгерманоязычным населением Скандинавии. То есть эти гены – рискну предположить -могли быть унаследованы предками северных русских из столь давних времен, когда

ни славян, ни финно-угров, ни германцев, ни татар еще просто не было на свете.

Вы пишете отом, что впервые показана двусоставность русского генофонда по маркерамY-хромосомы (то есть по мужской линии). Каковы же эти два праотца русского

генофонда?

Один генетический «отец» русского народа – северный, другой – южный. Ихвозраст теряется в веках, а происхождение – в тумане. Но в любом случае ужецелое тысячелетие прошло с тех пор, как наследство обоих «отцов» стало общимдостоянием всего русского генофонда. А их нынешнее расселение хорошо видно накарте. При этом северно-русский генофонд имеет черты сходства с соседнимибалтскими народами, а южный – черты сходства с соседними восточными славянами,

но также и со славянами западными (поляками, чехами и словаками).

Бушуют липолитические страсти вокруг исследования? Есть ли давление? Кто и как искажает

ваши данные? И с какими целями?

С политикой и тем более с давлением мы, к счастью, никогда не встречались. Авот искажений очень много. Все хотят подогнать научные данные под своипривычные взгляды. А наши данные при честном подходе под них не подгоняются.Именно поэтому наши выводы во всей их совокупности не нравятся обеим сторонам -и тем, кто говорит, что русский генофонд «самый-самый» в мире, и тем, кто

заявляет, что он не существует.

В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics былаопубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенногороссийскими и эстонскими генетиками. Результаты оказались неожиданными: посути, русский этнос генетически состоит из двух частей – коренное населениеЮжной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими наславянских языках, а жители Севера страны – с финно-уграми. И второй довольно

удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент – типичного для азиатов

(в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русскихпопуляций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.

Получается, поговорка «поскреби русского – найдешь татарина» не верна.

Засекреченная
тайна или ген “русскости

Научные данные,
приведённые ниже, являются страшной тайной. Засекреченная тайн.

Формально этиданные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферыоборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокругних заговор молчания является беспрецедентным. Что же это за ужасная тайна,

упоминание о которой является всемирным табу?

Это – тайна происхождения и исторического пути русского народа. Родство по отцуПочему информацию скрывают – об этом позже. Сначала – кратко о сути открытияамериканских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует ототца, половину – от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, водной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов,который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течениетысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой. У каждого живущегосейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда,

прадеда, прапрадеда и т. д. во множестве поколений.

Так,американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назадна Среднерусской равнине. Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца,гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1. ОтцовскаяR1a мутировала, и возникла новая R1a1. Мутация оказалась очень жизнеспособной.Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие отмиллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии,и расплодился на огромном пространстве. В настоящее время обладателигаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины иБелоруссии, а в старинных русских городах и селениях – до 80%. R1a1 являетсябиологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов и есть

«русскость» с точки зрения генетики.

Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они – его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой – кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ – русский. Поняв это, американские генетики, с присущим всем эмигрантам энтузиазмом в вопросах происхождения, принялись бродить по миру, брать у людей анализы и искать биологические «корни», свои и чужие. То, что у них получилось, представляет для нас огромный интерес, поскольку проливает истинный свет на исторические пути нашего русского народа и разрушает многие устоявшиеся мифы.

Сейчас мужчины русского рода R1a1 составляют 16% всего мужского населенияИндии, а в высших кастах их почти половина – 47% Наши предки мигрировали изэтнического очага не только на восток (на Урал) и на юг (в Индию и Иран), но ина запад – туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западномнаправлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской(арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве,Чехии и Словакии – 40%, в Германии, Норвегии и Швеции – 18%, в Болгарии – 12%,

а в Англии – меньше всего (3%).

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти былопросто некуда; и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жилирядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особойязыковой группы – индоевропейской. Это – почти все европейские языки, некоторыеязыки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит,наиболее близкие друг другу по очевидной причине: во времени (санскрит) и впространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником – арийскимпраязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки. «Оспорить

невозможно. Нужно замолчать»

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытыенезависимыми американскими учеными. Оспаривать их – все равно что несоглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Ихпросто замалчивают. Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать,тотально. И на то есть свои причины. Например, придется переосмыслить все, что

известно о татаро-монгольском нашествии на Русь.

Вооруженное завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то
время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русскогонаселения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп.

Но их нет!

Сплошная R1a1 – и больше ничего, чистота крови поразительная.Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать:монголы там если и присутствовали, то в статистически незначительном

количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно . Ну кто из ученых

станет опровергать научные устои, подкрепленные горами литературы и великими

авторитетами?!

Вторая причина, несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики.История человеческой цивилизации предстает в новом и совершенно неожиданномсвете, и это не может не иметь серьезных политических последствий. В течениевсей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили изпредставления о русских как о варварах, недавно слезших с елок, от природыотсталых и неспособных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские– это и есть те самые арии, которые оказали определяющее влияние на

формирование великих цивилизаций в Индии, Иране и в самой Европе!

Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни,начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей историитреть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским всамой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторженияобъединенных сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а

затем – Гитлера. И т. д.

Великая историческая традиция Неслучайно, потому, что за всем этим стоитвеликая историческая традиция, основательно забытая за многие века, ноостающаяся в коллективном подсознании русского народа и проявляющаяся всякийраз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железнойнеизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологическойоснове в виде русской крови, которая остается неизменной в течение четырех споловиной тысячелетий. Западным политикам и идеологам есть над чем подумать,чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетикамиисторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда –и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Крушение мифа о русском народеКрушение мифа о русском народе как об этнической смеси автоматически разрушает

другой миф – миф о многонациональности России.

До сих пор этнодемографическую структуру нашей страны пытались представить каквинегрет из русской «смеси не поймешь чего» и множества коренных народов ипришлых диаспор. При такой структуре все ее компоненты примерно равновелики,поэтому Россия якобы является «многонациональной». Но генетические исследованиядают совсем другую картину. Если верить американцам (а поводов им не веритьнет: ученые они авторитетные, репутацией дорожат, да и врать – таким-топрорусским образом – у них причин никаких нет), то получается, что 70% всего

мужского населения России составляют чистокровные русские.

По данным предпоследней переписи (результаты последней пока неизвестны), крусским себя относят 80% опрошенных, т.е. на 10% больше – это обрусевшиепредставители других народов (именно у этих 10%, если «поскребти», найдешьнерусские корни). И 20% приходится на остальные 170 с лишним народов,народностей и племен, проживающих на территории Российской Федерации. Итого:Россия есть страна мононациональная, хотя и полиэтническая, с подавляющимдемографическим большинством природных русских. Именно здесь начинает работать

логика Яна Гуса.

Об отсталости Далее – об отсталости. К этому мифу основательно приложили рукуцерковники: мол, до крещения Руси люди на ней жили в полной дикости. Ничегосебе «дикость»! Освоили полмира, построили великие цивилизации, научилиаборигенов своему языку, причем все это задолго до Рождества Христова… Невяжется, никак не вяжется реальная история с ее церковной версией. Есть врусском народе нечто изначальное, природное, к религиозной жизни не сводимое.На северо-востоке Европы, помимо русских, жили, и сейчас живут, многие народы,но никто из них не создал ничего даже отдаленно похожего на великую русскуюцивилизацию. То же самое относится и к другим местам цивилизационной активностирусских-ариев в древности. Природные условия везде разные, и этническоеокружение разное, поэтому и построенные нашими предками цивилизации неодинаковы, но есть нечто для всех них общее: они великие по исторической шкале

ценностей и намного превосходят достижения соседей.

Есть факты и их истолкование.

Факт – это истина, истолкование – это правда. Правда – это истина, как я ее себе представляю.

Ладно, хватит об аргументах. ДАЕШЬ ФАКТЫ!

1. Не существовало народа, именовавшего себя – “татары”. Некоторые себя сами так называют, но в действительности это добровольно принятая на себя кличка, навязанная “имперцами-великоросами”. Крымские татары – в действительности потомки хазар и казахских родов (я как-то ездил в командировку в Казахстан, изучал свои тюркские корни и с удивлением узнал, что и у тех и у других есть роды Гиреев и Ногаев, опять-таки мои [Хазарин] корни нащлись в Крыму, Казахстане, Венгрии и Удмурдии, похоже это был когда-то один род), казанские татары – это волжские булгары, ногайцы – все те же казахи, “сибирские татары” – опять таки те же казахи. Кучум, который “презренный царь Сибири” и Ермак – были представителями конкурирующих за власть родственников, а “покорение Сибири”, по сути являлось междуусобицей, если хотите, гражданской войной между двоюродным дядей и племянником, финансируемым торговым кланом олигархов Строговых

2. Татары по языку суть тюркские народы. Вот краткий список основных тюркских народов (по Википедии):

Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки (к которым я [Хазарин] себя отношу -я караим-крымчак из литовских караимов [не все караимы – крымчаки и не все крымчаки- караимы, а именно наши караимы, хотя нас-то на всей Земле всего около тысячи человек, делятся на Крымских, Украински, Литовских и Азиатских караимов] | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | |Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты.

Разница по языку и культуре у всех Восточно-Европейских и Казахско-Сибирских тюрских народов значительно меньше, чем у Европейских народов в пределах их языковой группе [иными словами, между крымским, казанским татарином и казахом меньше, чем между русским и украинцем, а казахов и киргизов вообще даже в первой половине 20 века путали].

3. Так называемые “татары” являются в большинстве своем (причем в основном знатными родами) такими же носителяли ДНК; генома R1a, как и “этнические русские” (в действительности все потомки восточных Ариев). У Чингис-хана (настоящее имя – Тимурчи, а по нашему – Сталин) и его потомка Тамерлана (Тимур-лена – Железного хромого, то есть, по сути, тоже Сталина) были рыжие волосы, густая борода и голубые глаза. А гогда родился у Чингис-хана один внук, не рыжий, а черноволосый, дед отказался признавать законность внука.

Опять таки из личного опыта – мне [Хазарин] рассказывали в Алма-Ате представители “аристократических” кахахских родов, что они помнят – предки их были белыми людьми, светловолосые и голубоглазые.

3. Так называемые “монголы”, так называемого “монголо”-татарского ига нисчего общего не имеют с монголами современными. Чингис-хан с Прибайкалья,скорее всего был хакас или тувинец, а его помощних Субудай (Шаботай) был из “оленных людей” – орочей (небольшой народ Приамурья и Хабаровского края – численность составляет 1000 человек, в том числе в России — 686 чел. (перепись 2002 г.), на Украине — 288 чел. (перепись 2001 г.), в Одесской области 33 человека.

Об орочах: https://www.youtube.com/watch?v=v_arR2CE3_k (кстати, в одно морозное утро я сам на Сахалине видел три солнца на небе)

Когда-то на Сахалине я [Хазарин] встречался с орочами, нивхами и даже дружил с местным шаманом по имени Азмун). Нивхи не тюрки, а народ, близкий по языку и культуре американским индейцам (сравните: нивхи-навахи). И тоже я интересовался их обычаями и культурой.

4. Так называемая “Куликовская битва” вовсе не была сражением угнетенных и захватчиков, достаточно сказать, что решающим фактором, переломившим ход сражения была своевременная неудержимая атака татарской конницы (сражавшейся на стороне князя Дмитрия).

На стороне Ивана Грозного, так же, как и на стороне Казанского ханства 50/50 в каждом лагере было и татар и русских. По сути – дело обстояло так – Единое государство русских и татар – “Улус Джоши” (Удел Иисуса – так как первого сына Чингис-хана звали Иисус – Джоши по-татарски [Джучи – это искаженное китайскими летописцами имя Джоши=Иисус]), именуемое нашими историками Золотой ордой, распалось на Крымское ханство, Казанское ханство и Ногайскую орду.

Русско-татарские войска взяли Казань, устраняя влияние Стамбула на Волге, и защищая мирных людей от разбойничьих набегов, освободили десятки тысяч рабов. Татарские части всегда входили в состав русских войск, участвовали во всех русских войнах – и междоусобных, и в битвах с внешним врагом. Можно сказать, что татары – это просто русская легкая конница. Или русские – татарская кованая рать. Татары дрались против Мамая на Куликовом поле вместе с московской ратью, татары первыми атаковали врага в шведской и Ливонской войне, в 1410 году под Грюнвальдом объединенное польско-русско-татарское войско наголову разгромило крестоносцев, сломав хребет Тевтонскому ордену – причем именно татары приняли первый удар.

В дальнейшем шла гражданская война за объединение Улуса Джоши (западными историками именуемого Тартарией), которая началась Куликовской битвой, а закончилась уже во времена “Очакова и покоренья Крыма”!

5. Времена так называемого “татарского ига” для Руси, особенно ее подвластной Орде части – Московского княжества были времинами культурного и религиозного расцвета, что не согласуется с официальной концепцией.

А В XVI веке к власти пришел внук Мамая – Иван Грозный. За время его правления на Руси:

Введен суд присяжных

Бесплатное начальное образование (церковные школы)

Медицинский карантин на границах

Местное выборное самоуправление вместо воевод

Впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма – у стрельцов)

Остановлены татарские набеги

Установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за ее аренду – и ничего более. А дети его считались свободными от рождения в любом случае!)

Запрещен рабский труд (источник: “Судебник” Ивана Грозного)

Государственная монополия на торговлю пушниной, введенная Грозным, отменена всего 10 (десять) лет назад.

Территория страны увеличена в 30 раз!

Эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились)

Рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч (!) процентов

За все время царствования не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число “репрессированных” составило от трех, до четырех

Тысяч. (А времена были лихие – вспомните Варфоломеевскую ночь). А теперь вспомните, что вам рассказывали об Иване Грозном в школе? Что он

Кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе?

И еще “о птичках”, простите, о татарах:

На испанском, португальском и баскском языках слово Татарстан пишется с двумя «р»:

Tartaristán – на испанском языке;

A República do Tartaristão – на португальском языке;

Tatarstan edo Tartaria – на баскском языке.

Так же две «р» используются:

Во французском языке в название соуса по-татарски (фр. sauce tartare).

Во многих языках мира в название Татарского пролива, в частности:

Strait of Tartary – на английском языке;

Stretto dei Tartari – на итальянском языке;

Tartarsundet – на норвежском языке;

Estreito da Tartaria – на галисийском языке.

Ирик Мусин. Линия жизни. 2014 год.

В покаянных сборниках XIV века поцелуй с открытым ртом и использованием языка назывался татарским. И лишь в XVIII веке подобные поцелуи стали именовать уже французскими.

* * *

В английском языке строптивого или упрямого мальчика называют – «young tartar» («татарчонок»), а при «встрече с более сильным противником» англичане говорят – «to catch a Tartar» («нарваться на татарина»).

* * *

В японском языке существует расхожая фраза: «татарская поступь» или «татарский шаг», которая указывает на что-то важное и решительное.

Ирик Мусин. Прикосновение. 2013 год.

Согласно «Толковому словарю» В. И. Даля и Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона клич «ура» происходит от татарского слова «ур» – бей.

* * *

В 1612 году в типографии немецкого города Лейпциг была издана первая печатная книга на татарском языке.

* * *

В Японии самурайские мечи до сих пор куют из стали изготавливаемой по технологии Tatara, которая была завезена в страну восходящего солнца татарами, предположительно, в VII веке.

Альфрид Шаймарданов. Чингизхан на северном полюсе. 1995 год.

Оригинал записи и комментарии на

РУССКО-ТАТАРСКИЙ СЧЕТ

…Иго есть не только несчастье, но и школа…

Кн. Николай Трубецкой

Однополюсного мира не будет, потому что его не бывает. Двухполюсный и тот долго не живет, разве что в контексте мировой войны или по ее инерции. Американцы монополии не удержат. С усилением Японии на Дальнем Востоке и Германии в Европе создадутся в ХХI веке новые параллелограммы сил, со своими противовесами и сдержками. Сейчас это не спрогнозируешь. Но ясно, что будущее евразийского «пространства» зависит от того, окажется ли оно разодрано между Европой и Азией или удержится как целостность. А это зависит от того, станет ли оно «мостом» между «полюсами».

Две опоры этого моста – славяне и тюрки.

Говоря «славяне», мы вводим в дело весьма противоречивое и пестрое понятие. Ни западные, ни южные славяне, ни даже часть восточных славян (украинцы) не горят желанием строить этот мост и склонны закрепиться, оставшись на европейском берегу. Так что для простоты и краткости скажем, что с этой стороны в нашем уравнении участвуют «русские», – это будет достаточно точно.

«Тюрки» – тоже понятие туманное: то ли лингвистическое, то ли этническое, но и в том, и в другом смысле пестрое и противоречивое. Исламская принадлежность помогает очертить здесь границы не больше, чем православная – у славян. Ни один здравомыслящий идеолог тюркизма не отождествляет сегодня тюркизм с исламом; ислам, как известно, сверхнационален; его еще надо видоизменить, чтобы он стал полем для тюркского самоосознания; некоторые исламские ценности можно внести в тюркизм, но что такое этот тюркизм – тоже не всегда понятно, хотя он и воспринимается как реальность. В том смысле, что объективен и дан нам в ощущениях. Для краткости определим его так: «татары».

От кого происходят татары?

От гуннов, кипчаков, ногайцев, булгар, половцев, ордынцев…

Русские тоже происходят от гуннов, булгар, кипчаков, половцев, ордынцев…

В одном случае налицо смещение к востоку, в другом – к западу, но смещается – нечто общее.

Чтобы не копаться в изрядно переплетенных корнях, лучше опереться на две отчетливые культурно-исторические общности, языковые и государственные, составившие после распада СССР ось российской «предварительно напряженной» конструкции. Их взаимодействие теперь становится решающим. Русско-татарский диалог. Или, скажем так, русско-татарский счет.

Русская позиция за триста лет вбита в подсознание миллионов людей школьными учебниками: Русь начала строительство Державы – Орда напала, двести лет держала под игом – не удержала; Русь иго сбросила и вернула историю в «правильное русло».

Оппоненты прежде всего замечают, что эта концепция – не очень старая, что она навязана русским европейцами, которые, начиная с Петра и особенно при Екатерине – прибрали Россию к рукам (иначе говоря, наставили на общечеловеческий путь); при Рюриковичах же все это выглядело несколько иначе; был симбиоз; было Касимовское ханство в недрах Руси; а до того была Русь в недрах Орды; какая династия сверху: Чингизиды или Рюриковичи неважно, они все равно смешивались; где столица: в Сарае или в Москве, тоже вопрос второй или даже третий: была столица и в Киеве, потом во Владимире…

А кровавый поход Батыя?

Да, был поход. Набег. Присоединение и усмирение «территории». Иоанн III усмирял Псков не менее жестоким образом – почему не назвать эту власть «московским игом»?

Да, впрочем, ее так и называют. В Казани.

Татарская точка зрения, в отличие от «петербургско-московской», в школьные учебники не входила; она вырабатывалась подспудно и неофициально. Сейчас она из-под спуда вышла. Получается следующий татарско-русский счет.

Во-первых, начало. Для русских начало истории – приход славян на Днепр, Ильмень и Волгу; далее – призвание варягов; Русь Новгородская, Русь Киевская, Русь Владимирская…

Татары отвечают: вы историю чего пишете? Историю племени, пришедшего в степь с Карпат, потом переселившегося «из степи в лес» и влившегося в племена, давно тут живущие? Но почему именно этого племени? Почему не считать началом истории страны путь любого другого племени из сотен, тут живших и кочевавших? Например, булгар? Или – хазар? А если вы пишете историю «пространства», входящего ныне в границы России, то чем Днепр лучше Енисея? В Сибири тоже жили люди. И на Волге жили. И на Алтае. И все они теперь «россияне».

А если вы пишете историю государств, в этом «пространстве» осуществлявшихся, тогда начинайте не с варягов, не с Дира и Аскольда, не с Рюрика – Трувора – Синеуса, а с Черной Выдры, сяньбийца, который создал государство среди кочевников, рыскавших по степи севернее Хуанхэ, причем произошло это за четыре века до «призвания варягов». Легендарные времена и события? О да, но если уж говорить о легендах, начните с волчицы, выкормившей первого тюрка (вот вам и «второй Рим»). Если же вы пишете историю Государства Российского, и только, – тогда пресеките ее на 75 лет в 1917 году, в прошлое же не углубляйтесь далее 1242 года, потому что Государство Российское – это то, что вызрело в недрах Орды, родилось от Орды и научилось быть великим Государством – у Орды же. А то, что было до 1242 года, – это еще не Государство Российское, а некий неосуществившийся проект неизвестно чего.

Русские отвечают: нет, известно! Это был проект процветающей Державы европейского типа, который оказался сорван, пресечен и искажен Ордой.

Татары парируют: если обсуждать проект процветающей Державы, то он-то и был задуман Чингизом и так или иначе осуществлен его преемниками. Без этого – кто знал бы Москву? Москва и в улусе Джучиевом долго оставалась малозаметным городком; центральное правительство Орды этот улус не считало стратегически важным; если смотреть с Волги, то Батый стоял на отшибе; смысл же Империи был именно в том, чтобы осуществить мировой порядок, а какой там хан, или каган, или конунг, или князь, или царь собирал ясак (налог) для общей системы, – не так важно. Важно другое: история Золотой Орды была в тот момент частью мировой истории, а история раздробленных и грызущихся между собой русских княжеств – была частью истории татарской. Русские благодаря Золотой Орде оказались вовлеченными в мировые процессы; они сумели стать наследниками Орды; в тех же геополитических границах, в том же, как теперь говорят, Вмещающем Ландшафте – они создали великое государство, история которого стала сюжетом мировой истории, и последние четыре века история татар является уже частью истории России, а история России – частью мировой истории.

Последний довод, взятый мною из новейших татарских источников, должен смягчить уязвленное русское самолюбие, что по-человечески весьма важно и даже благородно со стороны оппонентов, но дело все-таки не в этом.

Дело в том, что во Вмещающем Ландшафте, о котором идет речь, угадывается действие закона, который выше, глубже и шире той или иной конкретной государственной системы. Государство живет века, но у истории тысячелетние циклы, и они в свою очередь опираются на геополитические условия, время жизни которых соизмеримо с геологическими эпохами. Человеческая жизнь в этих параметрах – песчинка; человеческая история ручеек. Тем более важно сознавать, где берега. И какие возможны мосты.

На округ Суйчжоу, что в излучине Хуанхэ, нападает племя, называющее себя «тюрк» и прикочевавшее с Алтая. Советник императора по имени Юйвэнь Тай, а по прозвищу Черная Выдра, – соображает, что выгоднее: истребительная война с пришельцами или цивилизующий их союз? Выбран союз…

Несколько поколений минует. Аттила, оторвавшись от хуннского союза, пропахивает борозду из Азии в Европу, доходит аж до Рима, роняя семена будущей Хунгарии, – прокладывая ось: Восток – Запад.

Эпоху спустя славяне с помощью варягов пытаются пробить в этом пространстве еще одну ось – с севера на юг.

Монголы, принявшие имя татар, повторяют маршрут гуннов, прожигая и сплавляя воедино земли от Каракорума до Киева.

Русские, перехватывая власть у татар, воссоздают великое государство, прошивая его в противоположном направлении, «от Киева до Каракорума».

Вы чувствуете, что есть некая общность, некое Целое, некое Единство, оцепляемое этими прострелами?

Вы знаете, как его назвать?

Татар коробит от этого слова: «евразийство, – говорят они, идеологическая крыша для старых территориальных претензий; это стремление русских восстановить СССР, или Российскую Империю, противопоставив при этом свою культуру как Западу, так и Востоку; это вечное метание России между Европой и Азией и вечные претензии на дела той и другой».

Я даю самую крайнюю, самую «антирусскую» из современных татарских формулировок. Если продолжать перетягивание каната в том же духе, – надо цитировать и тех русских западников, для которых евразийство – та же крыша для ухода России на Восток, а пантюркистская концепция – та же претензия на дела обеих частей света. А как же? Орда отнюдь не фиксировалась на делах «малозначительного Русского улуса», татары оказались у ворот Европы и «стучались» в них (чем? мечами? – Л. А.). Но это – если продолжать тюрко-славянский счет на этом уровне.

Если же говорить о глобальных перспективах, то вопрос стоит так: или Россия распадется на ворох национальных «земель» (и русские наконец-то станут «нацией»), «земли» же эти присоединятся к каким-то другим сверхнациональным конфигурациям; или Россия поймет, что она – только этап в истории грандиозного Целого, которое существовало за много веков до нее и будет существовать после нее… или в ее лице.

Я не знаю, можно ли это назвать Евразией. По географической принадлежности – можно. А по культурно-исторической? Или, как лучше выразиться в эпоху нациомании, – по этнопсихологической?

Можно очертить это Целое (земля плюс народ плюс государство) словами: татарско-славянское, турано-русское.

Есть ли психологические основания для такого Единства? Поговорим об этом. А пока – имена авторов, на которых я опирался в этой части статьи: Рафаэль Хаким, Сергей Кляшторный, Дамир Исхаков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Никакого «Ига» не было! Интеллектуальная диверсия Запада автора Сарбучев Михаил Михайлович

Приложение 2 Военное противостояние Москвы и Казани в XV – XVI вв. (составлено на основе материалов из книги Похлебкина В. «Татары и Русь») * Одним из условий договора было массовое строительство в русских городах мечетей, однако широкое сопротивление этому процессу,

Из книги Антикультурная революция в России автора Ямщиков Савва Васильевич

«ИНЫХ ВРЕМЁН ТАТАРЫ И МОНГОЛЫ» Кто виноват Как мало в России евреев осталось, Как много жидов развелось… Юнна МорицТрудно нынче жить в России русскому человеку, любящему Отечество, знающему историю, чтящему прошлое своего народа и исповедующему православие. С утра до

Из книги автора

«Иных времён татары и монголы» Насмотревшись до отвала извержений чудовищного телеящика за годы болезни, я теперь стараюсь как можно реже нажимать на его стартовую кнопку. Но иногда, ткнувшись в «сокровищницу лжи и пороков», чтобы узнать последние новости или

КАКОЙ КРОВИ РУССКИЕ ЦАРИ, если они были изначально – Рюриковичи плюс – татарского происхождения, плюс немецкого? Русь дольше чем какая – либо другая страна держалась крепостью родового начала. Имея 736 лет преемственных владык из рода Рюрикова и прекращению его.

Россия управляется благословенною династиею романовых. родственною с Рюриковым родом

«Поскреби любого русского, найдешь татарина» – гласит мудрая французская пословица, родившаяся после неудачного военного похода Наполеона Бонапарта в Россию. Как ни парадоксально, но французы оказались правы.

В родословной почти каждого пятого русского прослеживаются татарские корни, не говоря уже о том, что русский престол до середины 17 века с завидным постоянством занимали цари, в чьих жилах текла чистая татарская кровь.

Русские цари татарского происхождения

Иоанн IV был старшим сыном великого князя Василия и его второй жены Елены Глинской. Но о том, что он был русским царем, можно говорить с большой натяжкой.

Его родная бабка по отцу была византийская царевна Софья Палеолог,

А мать – Елена Глинская (которой незаслуженно приписали литовское происхождение), чистокровная татарка,

Приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията,

Старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.

К слову сказать, Мансур-Кият является родоначальником крымско-татарского бейского рода Мансуров.

К сожалению, в летописях не сохранилось настоящего имени царицы Елены, которая приняла крещение, сменив на московском престоле свою предшественницу, тоже татарку, но уже из золотоордынского рода мурзы Атун Соломонию Сабурову.

Зато те же летописи красноречиво рассказывают о годах регентства молодой крымско-татарской княжны при малолетнем сыне Иоанне.

После смерти своего мужа Елена становится фактической правительницей московского государства. Однако бояре, опасаясь, что образованная, умная, молодая царица. Вместо того, чтобы жить теремной жизнью вдали от мирских сует, полностью возьмет в свои руки бразды правления, поспешили ее отравить.
Что касается самого Иоанна, то как бы бояре ни стремились с юных лет влиять на молодого царя, татарская кровь и заложенное матерью воспитание сказалось на его дружеских взаимоотношениях с крымским ханом.

Сохранилось немало сведений (главный источник – письма крымскому хану), что он свободно изъяснялся на своем родном татарском языке и относил себя к прямому потомку темника Мамая.
Что касается его внешности, то не оставляет сомнения его принадлежность к Мансурам, на сохранившихся портретах Иоанна Грозного и его сына Феодора можно увидеть лицо с явно азиатскими чертами.

В эпоху Грозного еще более усилилась татарская верхушка Московии. Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесли как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани.

Среди московских военачальников были «крымский царевич Тактамыш»,

«царевич шибанский Кудаит», «касимовский царь Шигалей», «астраханский царевич Кайбулла», «царевич Дербыш-Алей», не говоря уже о десятках тысяч рядовых татар под их началом.

Об этом говорит еще один яркий эпизод из царствования Иоанна Грозного, когда он в 1575 году удалился в Александровскую слободу, оставив вместо себя в Кремле татарина – золотоордынца-чингизида Саин-Булата (известного как Симеон Бекбулатович), ведущего свой род от того же крымского бея Мансура, но только по мужской линии.

В начале 16 века «русский» царский дом окончательно породнился с татарами. Дело в том, что отец Грозного Василий

Выдал свою сестру Евдокию замуж за брата казанского хана Мухаммед-Эмина, сына Нур-Султан, второй жены крымского хана Менгли Гирая, царевича Кайдулу,

От этого брака у них родилась дочь, известная под именем Анастасия, которая была выдана замуж за главу боярского правительства князя Василия Шуйского.

Шуйские породнились с Иоанном Грозным, так как царевна Анастасия приходилась молодому царю двоюродной сестрой. В свою очередь, в этом браке родилась дочь Марфа, ставшая впоследствии женой боярина Ивана Бельского, происходившего из золотоордынского татарского рода.

В продолжение традиций Иоанн Грозный женил своих сыновей на татарках – старшего Ивана на Евдокии Сабуровой, а младшего Феодора

На Ирине Годуновой.

Через брак своей сестры и царевича Феодора Чета-мурза, более известного под именем Бориса Годунова, породнился с царем.

Последний из Рюриковичей царь Феодор царствовал 14 лет и умер в 1598 году, не оставив наследника. Власть полностью перешла татарину царю Борису Годунову, который фактически уже правил с 15887 года.

По завещанию царя Бориса Годунова московский трон перешел к его сыну, татарину Феодору Годунову. Однако, молодой царь не смог удержать власть в своих руках и был убит боярской группировкой.

Петр I мурза Нарыш

После трехлетнего межцарствования к власти пришла новая династия – Романовых. На момент воцарения Михаила Федоровича Романова

Его двоюродная сестра состояла в браке с князем Исмаилом (Семеном) Урусовым, чьи дети приходились троюродными братьями его сыну, будущему царю Алексею Михайловичу, в свою очередь вступившему во второй раз в брак с Натальей Нарышкиной.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Для начала надо сказать, что известная российской истории Наталья Нарышкина, мать Петра Первого, была чистокровная крымская татарка.

Вполне естественно, что русские историки к моменту ее рождения постарались сделать из нее русскую с далекими тюркскими корнями. Иначе и быть не могло, разве приятно было бы России раскручивать самого великого «русского» царя, в чьем генофонде были крымские татары?

Наталья Нарышкина (к сожалению, татарское имя которой до нас не дошло) происходила из крымскотатарского рода мурзы Исмаила Нарыша (Нарыш по-тюркски означает гранат).

Ее отец в русской истории известный как мурза Кирилл Нарышкин женился на дочери золотоордынца мурзы Абатура.

В 1669 году Нарышкина вышла замуж за овдовевшего русского царя Алексея Михайловича и подарила ему троих здоровых детей, сына Петра и двух дочерей. Именно старший Петр кардинально отличался от своих сводных братьев от первого брака царя с Милославской, хилых, немощных и больных.

Один за другим они уходили из жизни, не пережив своего отца. Остались только Феодор Алексеевич, которого поспешили женить на татарке Марфе Апраксиной, чей род восходил к тюркскому мурзе Салихмиру, и царевич Иван. Но, унаследовав трон отца, Феодор умер бездетным в возрасте 21 года. Второй же брат, Иван, чуть старше самого Петра, прожил до 30 лет, однако последние годы жизни не принимал никакого участия в государственных делах.

Бразды правления до совершеннолетия сына Петра взяла в свои руки Наталья Нарышкина, женщина нового времени, образованная, умная и властная.
Именно с этого времени во главе государства становится прогрессивный крымско-татарский клан Нарышкиных.

Петр Первый Алексеевич был очень привязан к своей татарской родне. Он доверил своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину во время своих европейских вояжей
управление Россией.

Да и вообще татарские гены Петра тянули его к своим соплеменникам, о чем говорит его крепкая дружба с татарином Федором Апраксиным, родным братом царицы Марфы, супруги царя Федора Алексеевича, а также с Михаилом Матюшкиным из тюркского рода мурзы Албаушу, брат которого Иван Матюшкин был женат на родной сестре первой жены Петра Лопухиной.

Петр Первый не оставил после себя наследника мужского пола, но через десять лет после его смерти трон вернула его дочь Елизавета, которая походила своим характером и манерами на свою крымскотатарскую бабку Наталью Нарышкину.

По завещанию свой трон она оставила родному племяннику Петру III, сыну своей сестры Анны, в котором уже перемешалась татарская и немецкая кровь.

Посмотреть

Итак, на русском троне три великих русских царя – Иван Грозный, Борис Годунов и Петр Первый – имели татарское происхождение.

Поэтому можно смело сказать, что Россией правили татары, которых сменили немцы, так что уже последний русский царь Николай II русским мог называться с большой оговоркой.

P.S. Конечно это не научное исследование, всё это спорно, но многое и может быть.

Конечно, вопрос содержит в себе много спорного. Между любыми народами, проживающими рядом или в тесной связи, существует набор противоречий – больший или меньший. Значительное их число складывается с давних времен и сохраняет свою живучесть. Русские и татары не исключение. Татары, однако, народ, который в процессе взаимодействия с русским совершил поворот от почти абсолютной враждебности («незваный гость – хуже татарина») к достаточно тесным, а в кризисные моменты совместной истории – дружественным отношениям.

В основе этого перехода слабо действовал фактор этнического единства. Высказывание – «поскреби русского и найдешь татарина» генетиками не подтверждается. Скорее это относится ко многим представителям татар, среди которых, если их поскрести, обнаружится русский.

На первом этапе знакомства татары как народ формируется в полиэтничном пространстве Золотой Орды, с которой у русских отношения, мягко говоря, не очень. Но уже в это время несколько факторов способствуют сближению в дальнейшем. В основе татарского этноса находились волжские , с которыми русских связывали торговые отношения еще в доордынское время.

Далее, в процессе борьбы русского народа за освобождение от ордынской зависимости наблюдается следующий факт: татарские князья переходят от слабеющей Орды в подданство усиливающемуся Московскому княжеству. Для них специально создается Касимовское царство, имевшее значительную автономию. Чингизиды становятся частью аристократии Русского государства. Можно вспомнить касимовского царя Симеона Бекбулатовича, который формально даже побыл на русском троне в 1575-1576 гг. при Иване Грозном. Несмотря на эту формальность, в Смутное время многие боялись, что Симеон заявит о правах на русский престол. Многие татарские знатные фамилии стали неотъемлемой частью российской истории: Юсуповы, Урусовы, Карамзины. Даже религия не стала препятствием для сближения, хотя мы не так много знаем в истории примеров мирного сосуществования христианства и ислама. Несмотря на то, что с XIV века Орда принимает ислам в качестве государственной религии, это не привело к религиозным гонениям в отношении зависимых русских княжеств. Хан Узбек – главный инициатор утверждения ислама в Орде, выдал за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, позволив ей принять православие под именем Агафья.

Важным этапом для дальнейшего сближения становится, как ни странно, захват Иваном Грозным территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Само завоевание было крайне болезненно для татар, тем более, что сопровождалось разрушениями и убийствами. Но после этого часть татарского населения перемещается на земли, населенные русскими, русские переселяются на татарские территории. Можно сказать, что символом нарождающегося русско-татарского единства становится великая русская река Волга, которая до этого момента, со своего среднего течения была великой татарской рекой.

В период Смуты татары принимают участие в земских ополчениях: Касимов и Казань были в числе пунктов их формирования. Это способствует сближению русского и татарского народов для сохранения единства и независимости общей для них страны.

Несмотря на активное участие татар в антиправительственных восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, оно также сплачивало русское крестьянское и татарское население.

Облегчало сближение и определенная веротерпимость русского, как впрочем, и татарского народа. Хоть в Русском государстве, а затем Российской империи господствующее положение занимало православие, и были ограничения для прочих религий, насильственное навязывание христианства применялось редко. А со времен Екатерины II, когда была введена свобода вероисповедания, и мусульманам было разрешено строить мечети, противоречия религиозного плана еще более смягчились.

Тесные взаимоотношения породили и определенные общие взаимопроникающие черты культуры. Проявились они в самых разных сферах: в зодчестве (например, луковичные купола русских церквей). Много общего в быту: названия элементов одежды, пищи и т.п. Даже слово «деньги» пришло на Русь через татар.

К началу ХХ века уже трудно было представить разделения двух народов. И даже революция и гражданская война, несмотря на распад Российской империи, не привели к их разрыву, хотя определенные предпосылки для этого были в виде националистических движений. Великая Отечественная война стала еще одним сплачивающим фактором.

Вместе с тем, полного слияния народов не произошло. Этническое самосознание, религиозные отличия, географическая привязка к определенной исторической территории и при этом осознание себя все-таки национальным меньшинством – все это обеспечивает сохранение стремления к самостоятельности, можно даже сказать – самости.

Поэтому серьезным испытанием для взаимодействия русского и татарского народов становится распад СССР. Татарстан при этом попытался достичь обособления, и даже долгое время отказывался подписывать Федеративный Договор с Российской Федерацией. В конце концов, все было улажено через предоставление Татарстану значительной автономии.

Существуют ли противоречия сейчас? Да, их достаточно. Есть проблемы во взглядах на историю – татарам не нравится отражение в российских учебниках «монголо-татарского ига», сложное отношение к присоединению Казанского ханства Иваном Грозным. Идут серьезные споры по поводу использования татарского языка. Есть свои националистические движения. Однако сложившиеся многовековые всесторонние связи русского и татарского народа, нахождение Татарстана в самом центре России создают практически неизбежность нашего дальнейшего сосуществования.

Таким образом, можно наблюдать процесс перехода отношений двух народов от враждебности к теснейшим взаимосвязям, которые в некоторые кризисные моменты истории можно назвать братскими. И это при наличии противоречий, различий иногда и конфликтов.

Что же было главным факторов этого перехода? Ответ, наверное, прост: общий дом и общая история. Русский и татарский народы оказались волей или неволей в едином географическом и историческом пространстве. Это определило общность судьбы, общность побед и кризисов. А это, пожалуй, сближает гораздо теснее, чем родство этническое или религиозное.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок