Испанский стыд – что это? Откуда пришло выражение? Испанский стыд: почему нам неловко за других Доктор, что со мной

Как утверждает словарь, испанский стыд – это ощущение чувства неловкости за другого человека, который отпускает глупость или колкость. Несмотря на то что термин знаком далеко не каждому, непосредственно с самой ситуацией сталкивались почти все. Достаточно просто представить, как известный актер или же певец совершает нечто глупое, после чего щеки зрителя/поклонника начинают сами по себе розоветь. Контролировать это практически невозможно, что, в свою очередь, порождает раздражительность, даже злобу, и, конечно же, неуверенность в себе. В статье рассказано о том, откуда взялось это понятие, а также почему испанский стыд так называется и чем он опасен для психики конкретного человека.

Происхождение и значение

В первую очередь следует отметить, что никакой географической привязки данный термин не имеет, просто ощущение неловкости за другого называют испанским стыдом. Почему так? Дело в том, что непосредственно само слово придумали как раз в Испании, возможно, из-за эмоциональности и открытости этого народа, кто знает. Важнее иное. Они ввели в обиход термин vergüenza ajena. Словосочетание перешло в английский, но в своей первоначальной форме. Для некоторого упрощения его заменили более простым вариантом – spanish shame. Русский вариант является прямым переводом заимствованного словосочетания, он не указывает на то, где впервые появился термин. Более того, испанцы испытывают чувство неловкости за других так же часто, как и другие люди, закономерности тут нет, подробнее об этом читайте в этой статье.

Физиология и психология

Что значит испанский стыд? Фактически это проявление двух прямых ассоциативных связей – психологической и физиологической. Видя, как некий человек ведет себя глупо, индивид подсознательно переносит его матрицу поведения на свою, после чего сравнивает. Если у него появляется чувство неловкости за такой “пример”, следовательно, ранее он уже ощущал нечто подобное, но уже по отношению к себе, и сейчас просто вспоминает те эмоции. По крайней мере, такая реакция происходит физиологически. То есть определенное действие влекло за собой покраснение, расширение зрачков, потливость, сбивчивость ранее. Если увидеть нечто подобное еще раз, но уже со стороны, тело индивида вновь будет ощущать подобное. Налицо корреляция между психологическим образом и физиологическими последствиями.

Внутренние комплексы

Одна из главных причин, которые могут провоцировать проявление испанского стыда – это зажатость индивида и его собственные комплексы. Вероятнее всего, он запрещает себе довольно много, например, выглядеть глупо на людях, пить алкоголь, одеваться вызывающе или же вести себя раскрепощенно. В таком случае между реальным поведением другого человека и психосоматической матрицей индивида происходит сбой. Создав и представив себе “идеальный образ”, человек не может смириться с тем, что кому-то он просто не нужен, после чего и проявляется чувство неловкости за другого члена социума. В таком случае бороться нужно не с несправедливостью в мире, представленной раскрепощенностью, а с собственными комплексами. Вежливость и сдержанность – это прекрасно, но они должны быть сознательным выбором, а не побегом от своего собственного “я”.

Перенос образа другого человека на себя

Довольно опасная проблема, которая чревата серьезными последствиями. Сам факт того, что индивид берет с кого-то пример, не страшен. Гораздо опаснее прямая подмена своего “я” чужим. Это приводит к проявлению несвойственных человеку эмоций, поступков, поведения. В итоге испанский стыд выступает индикатором самостоятельности. Здравый человек не будет испытывать неловкость за другого, поскольку полностью уверен в том, что демонстрируемое поведение несвойственно именно ему. Перенос чужого образа мыслей на свое “я” крайне опасно, поскольку может развиться в полноценное раздвоение личности, что уже является тяжелым психологическим расстройством.

Гиперответственность и чужие проблемы

Еще одна проблема, индикатором которой может быть испанский стыд, – это гиперответственность индивида. Он подсознательно ощущает необходимость беспокоиться, брать на себя ответственность за других людей. Вполне возможно, это продиктовано комплексом неполноценности или же страхом оказаться ненужным в обществе. Кроме того, первопричиной могут быть и другие проблемы. Гораздо важнее, что такого рода расстройство может вылиться в полноценную домашнюю тиранию, если у человека есть семья. В конечном счете испанский стыд приведет к тому, что индивид постарается намеренно, а позднее и насильно изменить, переделать, смять поведение того, кто вызывал неловкость. Такие действия могут стать причиной ссоры.

Почему опасно сравнивать себя с другими?

Здоровый взрослый рассудок всегда “понимает”, что каждый человек индивидуален и не пытается оценивать поведение другого индивида с позиции собственной системы ценностей. Такое поведение свойственно толерантному, корректному, цивилизованному обществу, в котором каждый имеет право на самовыражение и самоопределение. Если же мужчина или женщина ощущают чувство неловкости за другого, например, члена схожей с их социальной группы, то имеет место подавление индивидуальности и стандартизация поколения. Это опасно тем, что слишком сильное несоответствие навязанных морально-этических ценностей с поведением другого индивида может привести к психологической травме. Последующий затем пересмотр собственных приоритетов и ценностей порой бывает весьма жестоким по отношению к модели жизни человека. Чувство стыда за других заставляет меняться.

Вы можете смотреть «Дневник Бриджит Джонс»? Я нет. «Забавные» ситуации, в которые попадает главная героиня, вовсе не кажутся мне таковыми. Нет, они вызывают у меня жгучее чувство стыда и желание немедленно нажать на «стоп». И я знаю, что не одна такая. Более того: тому, что мы с собратьями по несчастью чувствуем, даже есть название – испанский стыд.

При чем тут Испания?

Рунет утверждает, что выражение «испанский стыд» пришло в русский язык как перевод с английского фразы Spanish shame, а та, в свою очередь, – перевод испанского vergüenza ajena, «стыд за другого». Само по себе это чувство не ново, и на способность его испытывать географическая принадлежность никак не влияет. Однако испанцы первыми придумали для этого состояния отдельное название.

Впрочем, интереснее не то, откуда понятие взялось, а то, что заставляет мучительно краснеть, наблюдая за промахами посторонних людей. И, кстати, «краснеть за других» – выражение отнюдь не фигуральное.

Доктор, что со мной?

«Позор «оживает» не только в психике, но и в теле, – объясняет психолог Арина Липкина. – Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть.

Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете, мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас».

Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных

Почему мы вообще испытываем стыд и неловкость за поступки другого? Психолог Надежда Пылаева считает, что это происходит, если мы:

1. Многое запрещаем самим себе – в частности, выглядеть неловко или глупо. Сила внутреннего запрета настолько велика, что мы избегаем даже смотреть на происходящее. Это также знак того, что мы не принимаем самих себя – таких, какие есть, со всеми недостатками.

Эти внутренние запреты и установки мы приобретаем на протяжении всей жизни. Да и сам по себе стыд – эмоция не врожденная: мы «учимся» стыдиться в возрасте от 3 до 7 лет, реагируя таким образом на порицания со стороны окружающих. Постепенно из реакции на конкретные внешние события стыд может превратиться в привычное внутреннее состояние.

2. Склонны брать на себя ответственность за поступки других : мы чувствуем свою сопричастность и считаем, что можем как-то повлиять на ситуацию. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем «виновным» в нарушении правил, гласных или негласных.

«Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций, – объясняет психотерапевт Алена Прихидько. – Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они»

3. Испытываем страх отвержения. Еще в древности изгнание из племени было самым страшным наказанием, и мы до сих пор испытываем ужас при мысли о том, что социум может отвергнуть другого (а возможно, и нас самих) за нелепые или неуместные действия.

4. Идентифицируем себя с другим , считаем себя частью той же группы, что и человек, совершающий «неправильные» поступки. И это уже мы недостаточно хороши, а не этот странный, неловкий, несуразный герой на экране (или незнакомец, встреченный в реальной жизни).

«Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, – объясняет Алена Прихидько, – но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они».

Близко к сердцу

Становясь свидетелями публичных ошибок окружающих, все мы испытываем разные степени дискомфорта. Оказывается, причиной тому разный уровень эмпатии: чем он выше, тем больше вероятность, что мы будем краснеть за других, даже незнакомых людей.

«Это доказывают результаты исследования, которые провели сотрудники Университета Любека (Германия), – объясняет Надежда Пылаева. – Оказывается, чувство стыда за других и эмпатия тесно взаимосвязаны. Наша склонность сопереживать другим – причина того, что нам хочется оградить от позора человека, попавшего в неловкую ситуацию».

Наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются

Ярче всего это проявляется при просмотре комедийных и реалити-шоу: наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются (чужие унижения служат топливом для их самооценки).

Бриджит и я

В целях эксперимента заставляю себя пересмотреть «Дневник Бриджит Джонс» – фрагмент, где героиня приходит на вечеринку в костюме зайчика Playboy. Все сходится: и идентификация (мы обе женщины примерно одного возраста, социального статуса и даже одной профессии), и страх быть осмеянной и отвергнутой (один из самых частых кошмаров: я оказываюсь раздетой в публичном месте), и довольно высокий уровень эмпатии.

Как результат – удушающая волна стыда и полыхающие щеки. И, похоже, эту ситуацию я переживаю даже тяжелее, чем героиня: в отличие от меня, Бриджит умеет смеяться над своими недостатками и в конечном счете принимать себя такой, какая есть. Так что мне есть чему у нее поучиться, но это уже другая история.

Испанский стыд – чувство неловкости или стыда за других людей. Например повзрослевшие дети часто стыдятся своих родителей. Кому-то стыдно за приятеля, который ведет себя унизительно или мерзко. Примеров сколько угодно. Еще пример стыда за другого, это как если бы герой фильма делал что-то неэстетичное и глупое, а стыдно Вам за него.А недавнюю выходку актера Панина Вы видели в роликах по интернету? Актер привселюдно мастурбировал. Это вызвало чувство неловкости и жгучего стыда за него, мысли о том, а зачем это он делает при всех, и это тоже называется “испанский стыд”. Итак испанский стыд – это острое чувство неловкости за поступки другого. То ощущение, когда тебе мучительно неловко видеть, как кто-то совершает что-то постыдное, низкое, глупое. Чувствительные люди из-за «испанского стыда» не могут смотреть реалити-шоу: до содрогания стыдно за героев и хочется воскликнуть: «О, нет!Только не это!». Мы можем также “по-испански стыдиться” за политиков, неадекватно ведущих себя в жизни и не осознающих своего стыда. Вам может быть стыдно за коллегу, который дилетантски и некомпетентно выступил на профессиональном форуме в присутствии профессионалов высокого ранга. Вам может быть стыдно, если в Вашем присутствии люди ведут себя примитивно и недостойно, недооценивают других людей, замечающих и понимающих их низость.
“Испанский стыд” имеет те же корни и сродни самому понятию стыд. Что такое стыд?

Стыд – отрицательно окрашенное чувство, чувство неловкости, объектом которого является какой-либо поступок, слова, речь или качество субъекта. Корнями это понятие уходит в Библейские сюжеты. Испытывала ли Ева чувство стыда после грехопадения? Несомненно.Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. То есть стыд – это всегда оглядка и соизмерение с тем, а что подумают люди?Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно – те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.А если свидетелей своего грехопадения предостаточно, то чувство стыда может быть затопляющим и жгучим. Особенно обострено чувство стыда перед “Значимыми Другими”, перед теми кого Вы уважаете, любите и кто для Вас авторитет.Стыд сугубо личное чувство, даже можно сказать интимное, наедине, в мыслях. Не получается стыдится всем вместе, коллективно, даже когда есть чем стыдится. И еще. Стыд и мораль, стыд и нравственность тесно связаны между собой. “Нечто аморальное” – очень часто вызывает стыд у человека с привитыми с детства основами морали и общечеловеческими ценностями.По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной, но не вытеснение его полностью. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно.Самые достоверные понятия стыда дают философы древности. Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля.Спиноза в произведении «Этика» говорит:

“Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия,поведения, поступка, которое другие, как нам представляется, порицают. Нужно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противопоставляется бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу”.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд – это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида».Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления – брак с его различными формами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. При рассмотрении понятия стыд, испанский стыд важно не путать эти словосочетания с такими понятиями как: Стыдливость избегание того, что может быть стыдно Чувство вины –муки совести Застенчивость –нерешительность, боязливость, неловкость Скромность- умение держать себя в рамках

@ Irena Tarno (Написано на основе википедии и интернета)

На Вечернем Политруке.

Есть такое выражение – «испанский стыд». То ощущение, когда тебе мучительно неловко видеть, как кто-то совершает что-то постыдное. Чувствительные люди из-за «испанского стыда» не могут смотреть реалити-шоу: до мурашек стыдно за героев.

Чувство испанского стыда вызывает и пропагандистская кампания прикрытия по Украине. У любого, кто когда-либо в жизни думал о стандартах и нормах новостной журналистики, по коже бегут те самые стыдные мурашки. Все моральные и профессиональные правила, мыслимые для СМИ, в рамках этой кампании жесточайшим образом изнасилованы.

Возьмем одно из самых важных событий первых дней июня 2014 года.

20140602 бомбардировку центра Луганска встретила внезапная согласованная тишина ленты мировых новостей. Каждый может сам убедиться в этом, открыв какой-нибудь аггрегатор мировых новостей.

Мировые информационные агентства исправно сообщают о сражении «сепаратистов» с украинскими пограничниками под Луганском (утро 20140602),- Почти сразу после появления первых кадров жертв авианалёта на Луганск, прицел журналистов англоязычного информационного сообщества переключается на любую другую тему кроме Украины.- Естественно, нельзя совсем вымарать навязшую на зубах Украину из сводок. Сообщения идут: об ожесточенных столкновениях украинских войск с «пророссийскими боевиками», о продолжающемся потоке иностранцев и оружия на территорию Украины, о заявлениях в поддержку киевской власти, о газовых контрактах…

– 201406-02,03,04 в новостных выпусках, на первых полосах иностранных газет, сайтов, где Украина три месяца подряд входила в топ-10 заголовков, вдруг не оказалось и упоминания о боях на Юго-Востоке. Максимум – «в хвосте» текущих новостей.

В России еще только разгорались споры о том, что произошло в центре Луганска, а англоязычное информационное сообщество и другие, связанные с ним сообщества журналистов, просто замолчали!

Когда СМИ отказывались замечать людей в Крыму и на Юго-Востоке, искажали данные о волеизъявлении, культурная публика уже поднимала формулировки Джорджа Оруэлла – про «уродование истины способами, призванными ослабить ее воздействие».

Данный эпизод – это синхронное, согласованное на рефлекторном уровне изъятие информации. Оно произведено таким образом, словно в головах редакторов самых разных СМИ, в разных странах, сработал один и тот же механизм, – интуитивно, автоматически, рефлекторно определяющий угрозу игре Запада и изолирующий её.

Снова Оруэлл:

«Представьте себе, что фашизм или некий гибрид из нескольких разновидностей фашизма воцарился повсюду в мире — тогда [невозможно будет] предотвратить фантасмагорию, когда черное завтра объявляют белым, а вчерашнюю погоду изменяют соответственно распоряжению… Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила».

Информационная матрица симулирует реальность. Накрывает Украину информационным колпаком, под которым запускает схему непрерывного воспроизводства гражданской войны. Создает необходимую для войны психологическую основу – ненависти, всеобщего недоверия и неверия, разрушающих саму ткань мирной жизни.

Медиа формируют для будущих жертв и убийц картину мира, с которой им будет легче свалиться в братоубийственную войну, и бдительно стережет этот мираж от разрушения.

Пресловутая «версия с кондиционером» требуется не для того, чтобы кого-то убедить, а затем, чтобы у Центра и Запада Украины не разрушался мираж АТО.

А из мировых новостей эпизод исключается вовсе – ведь это та самая «красная линия», за которую «заступил» Каддафи перед введением «бесполетной зоны»…

При этом заказчиками медийной симфонии разрушения не скрываются ни средства, ни цели, во имя которых происходит разогрев противостояния в сердце Русского Мира.

Вот они в открытом доступе: и средства (альянсы, разведывательная деятельность, наблюдение, секретная информация), и цели (энергия, технологии):

Документ по ссылке – законопроект Конгресса США называется «Акт о предотвращении агрессии России». Как и РЗВДК, американские законодатели указывают для своих документов измеряемые «субстанции и эффекты», – своего рода тэги, связанные с законопроектом, задающие общее поле нормативного регулирования.

В отличие от других документов Конгресса США по ситуации на Украине, с «Актом о предотвращении агрессии России» связываются такие тэги: «Альянсы», «Накопление энергии, поставки, спрос [на энергию]», «Разведывательная деятельность», «Наблюдение», «Секретная информация», «Нефть и «газ, «Передача технологий и коммерциализация [технологий]».

Всё на виду. Всё напоказ. «Открытое общество» людоедов не прячет любимых рецептов.

Важным средством воспроизводства гражданского конфликта на Украине остаются технологии организации мятежей. Так, 20140513 в США принято новое руководство «МЯТЕЖИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ» по проведению специальных операций в условиях гражданского конфликта.

Это издание дополняет коллекцию документов США по ведению «нетрадиционных военных действий». Вот один из таких документов, переведенный на русский язык, с примерами и методами:

Задача этих инструкций – «организация эффективного контроля над обществом других государств», посредством того, чтобы «использовать недоверие и разногласия внутри популяции и эффективно контролировать общество».

В документах подробно указывается, как действовать в медиапространстве, чтобы способствовать и препятствовать мятежам. Приводится поэтапная периодизация мятежа, его плановая продолжительность:

«Единственный пропагандистский трюк, который мог удаться нацистам и фашистам, заключался в том, чтобы изобразить себя христианами и патриотами, спасающими Испанию от диктатуры русских.
Из всего нагромождения лжи… коснусь лишь одного пункта – присутствия в Испании русских войск. Об этом трубили все преданные приверженцы Франко, причем говорилось, что численность советских частей чуть ли не полмиллиона. А на самом деле никакой русской армии в Испании не было. Были летчики и другие специалисты-техники, может быть, несколько сот человек, но не было армии. Это могут подтвердить тысячи сражавшихся в Испании иностранцев, не говоря уже о миллионах местных жителей. Но такие свидетельства не значили ровным счетом ничего для франкистских пропагандистов, из которых ни один не побывал на нашей стороне фронта.

Кто поручится, что подобного рода или сходная ложь в конце концов не проникнет в историю? Если Франко удержится у власти, историю будут писать его ставленники, и сделается фактом присутствие не существовавшей русской армии в Испании, и школьники будут этот факт заучивать, когда сменится не одно поколение».

Джордж Оруэлл. 1942 г.

20140609-США-МЕДИА-БУНТ-ТЕХНОЛОГИИ

«Испанский стыд» (spanish shame) — выражение иностранное, заимствованное из английского языка. Это лишь интерпретация vergüenza ajena, испанского выражения, означающего «стыд за другого».

Описанное ниже чувство не отличается новизной. Да и не только испанцы способны его испытывать. Именно жители Испании дали подходящее название этому чувству.

Итак, «испанский стыд» означает действие, за которым стыдно и неловко наблюдать со стороны. Объект, производящий постыдное действие, может как переживать стыд, так и нет.

Аналогом выражения «испанский стыд» в русском языке считается словосочетание «краснеть за других». Это фигуральный оборот, не обозначающий изменение цвета кожи. «Испанский стыд» испытывают не только испанцы.

Установки на различные запреты человек приобретает на протяжении всего своего существования. Стыд также эмоция приобретенная, а не врожденная. Ребенок начинает стыдиться не раньше трех лет, до этого он просто не знает данного состояния.

Смущение возникает как реакция на порицание от близких людей. Если нападок взрослых слишком много, стыд может остаться внутри и не покидать человека, даже в моменты счастья.

Психологи считают, что вина, стыд и смущение составляют единое целое. Эти социоморальные эмоции возникают как реакция на нарушение моральных правил и норм нравственности.

Реакция тела на стыд

Ученые выяснили, что чувство стыда возникает на психологическом и физическом уровне. Тело резко реагирует на постыдное действие. Часто встречающаяся реакция тела — резкое прекращение контакта с объектом унижения. При просмотре фильма наблюдающий зритель, которому неудобно за действующего персонажа, резко перестает смотреть на экран.

Приведенная ситуация происходит в обыденной жизни, человек с испанским стыдом может отвернуться или перейти на противоположную сторону тротуара.

Это объясняется тем, что человек подсознательно примеряет неудобную ситуацию на себя и в итоге стыдится за то, чего не совершал. Приходят спонтанные воспоминания о пережитом когда-то позоре, что вызывает соответствующую реакцию тела на физическом уровне.

Честные личности считают необходимым указать в словесной форме невозможность нелепого поступка. Отрицание спасает репутацию.

Человек, попавший в неловкую ситуацию, считается виноватым в ней — именно он нарушил писаные или неписаные нормы поведения в обществе.

Главные причины возникновения испанского стыда

Испанский стыд человек переживает не один раз, хотя не отдает себе иногда в этом отчета. Почему же так происходит? Психологи объясняют это рядом причин.

Причины возникновения испанского стыда:

  1. Постоянные запреты или ограничения. Это касается и запрета выглядеть глупо. Наше подсознание запрещает нам попадать в нелепые ситуации. Если это все же произошло, мы не должны на это смотреть.
  2. Непринятие собственного «я». Часто мы себе не нравимся, и пытаемся стать лучше, чем есть на самом деле. Стыд позволяет регулировать наше соответствие определенным параметрам, которые мы порою сами себе придумываем.
  3. Человек по своей натуре существо сопереживающее. Именно поэтому мы несем ответственность за поступки других людей. Подсознание решает, что можно как-то изменить ситуацию, уладить ее по-другому.
  4. Боязнь непонимания и неприятия обществом. Человек боится «изгнания из племени». Поэтому все действия должны быть уместные и правильные.
  5. Идентификация себя с другими членами социальной ячейки. Если любой участник общественной группы совершает ошибочное действие, считает виноватым именно себя. Ведь мы тоже являемся неотъемлемой частью человеческой группы.

Роль эмоциональности при возникновении испанского стыда

Человек, который стал свидетелем нелепой ситуации, произошедшей с другим лицом, испытывает дискомфорт. Но его степень может быть разной. Ведь каждый индивид сопереживает по-особенному. Чем больше человек подвержен сочувствию, тем больше он буде впадать в состояние испанского стыда. Люди, которые все принимают близко к сердцу, чужой стыд ощущают как свой.

Сопереживающий человек пытается уберечь от позора и совершенно незнакомого объекта, который попал в унизительное положение. К такому выводу пришли сотрудники Университета Любека, что в Германии.

Люди, не склонные к эмпатии и сопереживанию, лишь насмехаются над попавшим в неловкую ситуацию горемыкой.

Реакцию людей прослеживается при просмотре различных ток-шоу комедийного характера. Одни зрители сопереживают неудачам главных героев, но при этом отводят взгляд от экрана. Другие же смотрят прямо перед собой, громко хохоча, не скрывая эмоций.

Таким образом, испанский стыд присущ людям эмоциональным и переживающим чужой позор как свой собственный.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок