Какой он, дательный падеж в русском языке? Дательный падеж (датив) Конструктивно обусловленный дательный падеж: конструкции и детерминанты

– ● Дательный адресата указывает на объект, к которому направлено действие. Писать другу. Дарить ребенку. Грозить противнику. Помогать больным. Позволять детям. Посылать родным. Подарок невесте. Преданный родине. …Мне дали проводника (Пушкин). ●… … Словарь управления

дательный падеж – Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая отношения объектные, определительные и др. Дательный адресата указывает на объект, к которому направлено действие. Писать другу. Подарок детям.… … Словарь лингвистических терминов

Дательный падеж – (Dativus). Общее основное значение его идея физического или духовного приближения (или близости вообще) одного предмета (понятия) к другому. Первичные формы общеиндоевропейского Д. не всегда сохраняются отдельными индоевроп. языками. В силу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

дательный падеж – См. dativo …

дательный падеж – д ательный пад еж … Русский орфографический словарь

дательный падеж – лингв. Косвенная падежная форма, выражающая объектные, определительные и т.п. отношения; отвечает на вопросы кому? чему? … Словарь многих выражений

интереса дательный падеж – См. падеж дательный интереса … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

ДАТЕЛЬНЫЙ – ДАТЕЛЬНЫЙ, дательная, дательное. В выражении: дательный падеж (грам.) падеж, отвечающий на вопрос: кому чему? или в других случаях (напр. у прил.) зависящий от слова в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАТЕЛЬНЫЙ – ДАТЕЛЬНЫЙ: дательный падеж падеж, отвечающий на вопрос кому (чему)? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

дательный – (падеж). Заимств. из ст. сл. яз., где оно является словообразовательной калькой греч. dotikē (ptōsis) «дательный (падеж)», суф. производного от didōmi «давать» … Этимологический словарь русского языка

Содержание
  1. Книги
  2. Список падежей
  3. Сказка про падежи
  4. Таблица падежей русского языка
  5. Предлоги падежей и смысловые вопросы
  6. Падежи подразделяются на прямой и косвенные
  7. Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
  8. Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения
  9. Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
  10. Как отличить именительный и винительный падежи:
  11. Как отличить родительный и винительный падежи:
  12. Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
  13. Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
  14. Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
  15. Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
  16. Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
  17. Стихи о падежах
  18. Все существующие падежи русского языка

Книги

  • Купить за 2216 руб
  • Стратегия и модели датива в системологии падежей. Монография , Чернышев Алексей Борисович. Данная монография посвящена теоретическому осмыслению и систематизации падежной категории датива. Используя подход семантических универсалий и принципа триадичности, заложенного системной…

Склонение имён существительных

Склонение – это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.

Основные типы склонения имён существительных в русском языке

Тип склонения

Пояснения и примеры

Обратить внимание

1 склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.

Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.

2 склонение

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.

Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.

3 склонение

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.

У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.

Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.

О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.

Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).

В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. (3 класс) – таблица:

Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи – косвенными падежами.

Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Cклонение во множественном числе

настроени-е

настроени-я

настроени-ю

времен-ам

настроени-е

забияк-ой

закон-ом,

настроени-ем

закон-ами

времен-ами

об арми-и

о закон-е

настроени-и

времен-ах

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега

Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:

1) многие односложные существительные типа лес – леса, шёлк – шелка, бок – бока, глаз – глаза, снег – снега и т. д.;

2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег – берега, голос – голоса, вечер – вечера, город – города, округ – округа, череп – черепа и т. д.

Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:

Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:

зубы (во рту)

кoрни (у растений)

корпусы (туловища)

лагери (общественно-политические)

листы (железные, бумажные)

мехи (кузнечные)

образы (художественные)

ордены (рыцарские, монашеские)

поясы (географические)

проводы (кого-либо)

пропуски (недосмотры)

счёты (прибор)

соболи (животные)

сыны (Родины)

тоны (звуковые)

тормозы (преграды)

цветы (растения)

хлебы (печёные)

зубья (зубцы)

коренья (сушёные овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, детские)

листья (у растений)

меха (выделанные шкуры)

образа (иконы)

ордена (знаки отличия)

пояса (ремни)

провода (электрические)

пропуска (документы)

счета (документы для оплаты)

соболя (меха)

сыновья (у матери)

тона (оттенки цвета)

тормоза (устройство)

цвета (краски)

хлеба (злаки).

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных

В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

с окончанием –

с окончанием -ов (-ев)

с окончанием -ей

англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;

партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;

валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;

ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;

колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;

брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.

киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;

платьев, устьев, подмастерьев, носков;

метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;

апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;

болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;

заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.

ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);

кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;

будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном – окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.

Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).

Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.

Единственное число

Множественное число

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-и, семен-и, пут-и

времён- , семян- , пут-ей

времен-и, семен-и, пут-и

времен-ам, семен-ам, пут-ям

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-ем, семен-ем, пут-ём

времен-ами, семен-ами, пут-ями

о времен-и, семен-и, пут-и

о времен-ах, семен-ах, пут-ях

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

В русском языке есть несклоняемые имена существительные – слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.

Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? – винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? – предложный) пальто тебе будет жарко.

Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких – множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).

Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда – к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:

1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;

2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби – вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми – город);

3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).

Степени сравнения качественных имён прилагательных

В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, – сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый – красив-ее (красив-ей)

мудрый – мудр-ее (мудр-ей)

сладкий – слащ-е

низкий – ниж-е

тонкий – тонь-ше

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко – определениями, например:

Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).

Давай найдём место красивее (определение).

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий – более (менее) сладкий

низкий – более (менее) низкий

Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:

Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).

Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест – самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый – мудр-ейш-ий

тихий – тиш-айш-ий

Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:

Эверест – высочайшая вершина в мире (определение).

Этот кратер – глубочайший (сказуемое).

1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее – только прилагательное.

В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.

Мы подошли к самому красивому парку (определение).

Этот парк самый красивый (сказуемое).

2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное.

В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже – в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

Склонение числительных, обозначающих целые числа

Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам и в большинстве своём не имеют рода и числа.

По родам изменяются только числительные два и полтора. Они имеют две формы рода: одну в сочетании существительными мужского и среднего рода, другую – в сочетании с существительными женского рода.

дв-а, полтор-а пакета, cела – дв-е, полтор-ы чашки

Числительное один изменяется по родам, падежам и числам, как притяжательные прилагательные.

Мужской род единственного числа

Средний род единственного числа

Женский род единственного числа

Множественное число

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-а книга

мамин-а шуба

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-ого года

мамин-ого платка

одн-ого села

мамин-ого кольца

одн-ой книги

мамин-ой шубы

одн-их саней

мамин-ых шуб

одн-ому году

мамин-ому платку

одн-ому селу

мамин-ому кольцу

одн-ой книге

мамин-ой шубе

одн-им саням

мамин-ым шубам

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-у книгу

мамин-у шубу

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-им годом

мамин-ым платком

одн-им селом

мамин-ым кольцом

одн-ой книгой

мамин-ой шубой

одн-ими санями

мамин-ыми шубами

об одн-ом годе

мамин-ом платке

об одн-ом селе

мамин-ом кольце

об одн-ой книге

мамин-ой шубе

об одн-их санях

мамин-ых шубах

Числительные два, три, четыре имеют особое склонение.

Числительные от пять до двадцать и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

Склонение

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годам, коням, лисам, книгам

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пять-ю, одиннадцать-ю, двадцать-ю, тридцать-ю годами, конями, лисами, книгами

о пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годах, конях, лисах, книгах

Числительные сорок, девяносто, сто, полтора (полторы) и полтораста имеют только две падежные формы.

В составе количественных числительных, обозначающих целые числа, много сложных слов, образованных путём сложения основ, например: пятьдесят от пять + десять, шестьсот от шесть + сто, четыреста от четыре + сто и т. д. В этих числительных от пятьдесят до восемьдесят и от двести до девятьсот склоняются обе части. Если числительные, обозначающие целые числа, являются составными, то в них склоняются все слова.

Обобщим сказанное о склонении сложных и составных числительных, обозначающих целые числа, в следующей таблице.

Склонение

шестидесяти, трёхсот- , пятисот- сорока семи

шестидесяти, трёмстам, пятистам сорока семи

шестьдесят, триста, пятьсот сорок семь

шестьюдесятью, тремястами, пятьюстами сорока семью

о шестидесяти, трёхстах, пятистах сорока семи

Склонение собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое. В отличие от числительных, обозначающих целые числа, и от дробных числительных, собирательные числительные могут обозначать совокупное количество лиц и без сочетания с существительными: Вошли трое (нельзя Вошли три или Я начертил две трети).

Собирательные числительные образуются от количественных числительных от два до десять с помощью суффиксов -ой- (двое (двой-э), трое (трой-э) и -ер- (четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро). Они сочетаются:

1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, пятеро солдат;

2) с существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, девятеро поросят;

3) с существительными, имеющими только форму множественного числа, а также со словами ребята, дети, люди: двое суток, четверо детей.

Собирательные числительные изменяются по падежам. В косвенных падежах они имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

Собирательное числительное оба имеет две формы рода: форму оба в сочетании с существительными мужского и среднего рода (оба мальчика, оба села) и форму обе в сочетании с существительными женского рода (обе девочки). В косвенных падежах это числительное имеет, соответственно, основы обо- и обе-.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой) отвечают на вопрос чей?, в предложении обычно являются определением и указывают на принадлежность говорящему, слушающему, постороннему или любому лицу (предмету).

Местоимения 1-го лица мой, наш указывают на принадлежность говорящему (говорящим): Мой ответ был хорошим; Наши учителя ушли на концерт.

Местоимения 2-го лица твой, ваш указывают на принадлежность к собеседнику (собеседникам): Твоя машина сломалась; Ваш дом построен в прошлом веке.

В русском речевом этикете местоимение Ваш, пишущееся с прописной буквы, используется как вежливое обращение к одному лицу: Господин Иванов, Ваш запрос получен.

Местоимения 3-го лица его, её, их указывают на принадлежность постороннему (посторонним): Его ручка не пишет; Её подруги уехали на море; Их ребёнок заплакал.

Местоимение общего лица свой указывает на принадлежность к любому лицу: Я доел свой завтрак – Ты доел свой завтрак – Он доел свой завтрак.

Притяжательные местоимения 1-го, 2-го и общего лица (мой, наш, твой, ваш, свой) изменяются по родам, падежам и числам и склоняются как притяжательные прилагательные. Это видно из следующей таблицы.

Мужской род, единственное число

Средний род, единственное число

Женский род, единственное число

Множественное число

мамин-ого

мамин-ого

мамин-ому

мамин-ому

мамин-ыми

о мамин-ом

о мамин-ом

о мамин-ой

о мамин-ых

Притяжательные местоимения 3-го лица его, её, их не изменяются. Их следует отличать от форм родительного и винительного падежа личных местоимений он, она, они по вопросу и по роли в предложении:

Я увидел (кого?) её (дополнение) – форма винительного падежа личного местоимения она;

Здесь (кого?) её нет (дополнение) – форма родительного падежа личного местоимения она;

Мой друг пошёл в гости к (чьей?) её сестре (определение) – притяжательное местоимение 3-го лица её.

Покажем в таблице, как отличать личные местоимения его, её и их в родительном и винительном падеже от притяжательных местоимений 3-го лица его, её, их .

Спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам. Глаголы меняются по лицам и числам в настоящем времени и в будущем времени совершенного вида. Различаются два спряжения глаголов.

К I спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на I спряжение.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на II спряжение.

О правописании личных окончаний глаголов см.: Правописание безудaрных личных окончaний глaгола.

Кроме того, в русском языке есть разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, чтить, брезжить, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (захотеть, побежать, почтить, забрезжить и т. п.), которые имеют как окончания первого, так и окончания второго спряжения.

брезжить

Примечание: у этого глагола в связи с особенностями значения не может быть форм 1 и 2 лица.

Примечание 1. В литературной норме также допустимо спряжение глагола чтить как глагола II спряжения: чту – чтишь – чтит – чтим – чтите – чтят.

Примечание 2. Глагол I спряжения жечь спрягается следующим образом:

жгу – жжём,

жжёшь – жжёте,

жжёт – жгут.

Так же спрягаются и глаголы, образованные от него с помощью приставок, например: выжечь, прижечь, сжечь. Распространённые в устной речи формы жгёшь, жгёт, жгём, жгёте не являются нормативными.

К особому спряжению относятся глаголы дать, создать, есть, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (отдать, воссоздать, поесть и т. п.). У этих глаголов особые окончания, которые больше нигде не встречаются.

да-м дад-им

да-шь дад-ите

да-ст дад-ут

созда-м создад-им

созда-шь создад-ите

созда-ст создад-ут

е-ст ед-ите

е-ст ед-ят

Некоторые глаголы I спряжения могут иметь двоякие формы настоящего и будущего совершенного времени: с чередованиями и без них. Приведём самые употребительные глаголы:

Степени сравнения наречий

Наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака: говорил весело – говорил веселее – говорил веселее всех. Качественные наречия образуют сравнительную (веселее) и превосходную (веселее всех) степени сравнения.

Сравнительная степень наречий обозначает большее (меньшее) проявление признака, например: Моя мама печёт пирожные лучше твоей (лучше, чем твоя). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от наречий с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красиво – красив-ее (красив-ей)

мудро – мудр-ее (мудр-ей)

искренне – искренн-ее (искренн-ей)

сладко – слащ

низко – ниж

тонко – тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к исходной форме наречия слов более или менее.

сладко – более (менее) сладко

низко – более (менее) низко

Превосходная степень наречий обозначает наибольшую (наименьшую) степень проявления признака, например: Он прыгнул дальше всех; Эта деревня находится ближе всего к лесу. Превосходная степень наречий, как правило, бывает только составная. Формы простой превосходной степени наречия практически исчезли из языка. Остались только три устаревших слова из речевого этикета прошлого: нижайше, глубочайше, покорнейше (например: Покорнейше прошу Вас, сударь, оставить меня одного).

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

1. К наречию прибавляются слова наиболее, наименее, например: красиво – наиболее красиво, наименее красиво.

2. К сравнительной степени наречия прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми предметами данного класса.

Эта лампочка светит ярче всего (вообще всего, что светит).

Эта лампочка светит ярче всех (всех остальных лампочек).

Он смеялся веселее всех (вообще всех, кто смеётся).

Простая сравнительная и составная превосходная степень наречий, прилагательных и слов категории состояния звучат и пишутся одинаково: тише, красивее; тише всего, красивее всего. Отличать их друг от друга cледует по вопросу и по роли в предложении.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень наречий, прилагательных и слов категории состояния

Прилагательное

В предложении чаще употребляется в роли сказуемого, реже – в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и употребляется в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема – одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

ИменительныйРодительныйДательныйВинительныйТворительный

Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.Родился – стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:Именительный, Родительный,Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный – родителиДательный – далВинительный – вижу, виню

Творительный – творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? – Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? – Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

— —

А, -я

О, -е

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд.Меня легко все узнаютИ в подлежащие зовут.Предлогов с детства не люблю,С собою рядом не терплю.Мои вопросы КТО? и ЧТО?

Ни с чем не спутает никто.

А я падеж РодительныйХарактер мой общительный.КОГО? ЧЕГО? И вот он я!Предлоги часто мне друзья. Предлоги часто мне друзья.Похож я на винительныйБываю иногда,Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,Работаю старательно.КОМУ отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,И я во всем виню невежд.Зато отличников люблю,Для них «пятерки» я ловлю.Кого назвать, во что играть,Готов ребятам подсказать.Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

А я творительный падежИсполнен всяких я надежд.Творите! – Чем? Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

А я падеж предложный,Со мною случай сложный.Мне без предлогов свет не мил.О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?Ах да нужны предлогиБез них мне нет дороги.Тогда смогу я рассказать

О чем мечта.

Именительный, родительный,Дательный, винительный,Творительный, предложный…Все их запомнить сложно.Ты в памяти всегда держи

Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нём – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО? Вот у меня нет брата И хомяков – ни одного…

Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите, Я отдам КОМУ? ЧЕМУ? Может, Лене? Или Вите?

Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак! Не пойму сама никак: Обвинить КОГО? и ЧТО?

Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять. С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером,

Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ? О школе, о глаголах. Верней, я думаю о том,

Как надоела школа…

Зато теперь все падежи Я твёрдо заучила. Попробуй тоже так учи,

Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный – это ты,собирающая цветы,а родительный – для тебятрель и щелканье соловья.Если дательный – все тебе,счастье, названное в судьбе,то винительный… Нет, постой,я в грамматике не простой,хочешь новые падежипредложу тебе? – Предложи!- Повстречательный есть падеж,узнавательный есть падеж,полюбительный, обнимательный,целовательный есть падеж.Но они не одни и те ж -ожидательный и томительный,расставательный и мучительный,и ревнительный есть падеж.У меня их сто тысяч есть,

а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:- Мой именинник ТОТ,Который изумительноНауку познаёт!- ТОГО, – сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -Я отрицаю, ктоНе может без родителейНадеть своё пальто.- ТОМУ, – ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -Плохое имя дам,Кто не любил старательноУроки делать сам.- ТОГО, – сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -Я буду обвинять,Кто книжку выразительноНе может прочитать.- С ТЕМ, – заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -Я только лишь в ладу,Кто очень уважительноОтносится к труду.- О ТОМ, – сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -Я предложу рассказ,Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал, Я до вечера гулял, С дерева в сугроб нырял, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски. Но родительный падеж

Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж, Обвиняю всюду всех. Нету никаких надежд, Что не допущу огрех. Слово «вижу» подставляй И меня определяй. – «Если хочешь много знать, Поскорей учись читать!» Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить, Научилась я… летать! Как взлечу под потолок Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок. Ненавижу обвинять, Буду все перечислять. ЧТО увижу и КОГО – Назову до одного! Вижу реку, вижу сад – Называю все подряд! Вижу вишню, вижу сливу. До чего вокруг красиво! Строят клуб невдалеке, Красят лодку на песке… Хватит, в школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ. Что там долго говорить. Вот решился я… творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал. Я – художник, я – творец! Ух, какой я молодец! Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт. Я творю карандашом На листе своем большом. Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну. Мой герой идет войной, Хочет править он страной, Поразить врагов стрелой, С башни их полить смолой. Стоп! Подумай головой, Для чего идти войной! Лучше миром кончить дело!

Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, Чтоб кататься при луне. Я мечтаю о сережках, Я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле: Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе… Ой, мечтаю я уже …

О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж – кто?, что?2) Родительный падеж – нет кого?, чего?3) Дательный падеж – дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.4) Винительный падеж – вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;5) Творительный падеж – творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);

6) Предложный падеж – думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? – В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) – а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж – встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж – определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж – используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж – похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж – Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок