Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.
- Речь — функция головного мозга
- Развитие речи и мышления
- Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев
- Задача родителей – обеспечить безопасность
- Ошибки, которые допускают родители
- Ребенок слишком рано встал на ножки
- Факторы, влияющие на скорость развития малыша
- Как стимулировать ребенка вставать на ножки?
- Учим стоять самостоятельно
- Как развивается речь
- Как научить ребенка говорить мама
- Первые фразы
- Почему ребенок долго не говорит
- Когда следует беспокоиться
- Как помочь ребенку начать говорить
- Что такое ходьба
- Через какие этапы формируется навык
- В чем важность этапов
- В чем опасность раннего начала ходьбы
- Когда начинают ходить дети
- Как учить ребенка ходить
- Советы родителям, которые ждут, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно
- Самые распространенные ошибки родителей
Речь — функция головного мозга
Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.
У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа “ау”, “эу”), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа “мА”, “па”, “ба”, “на”, “ди” (“иди), “да” (“дай”) и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической “настройки” артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя . Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.
Развитие речи и мышления
Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.
Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.
Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.
Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: “Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь”. Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки “о”, “и”, “е”. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — “у”, “э”. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами “о”, “и”, “у”, “е” (“э”) с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос . Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.
Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.
Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: “Кто летает?”, “Кто бегает?”, “Кто плавает?” и т.д. Например: “Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?”. Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: “Угадай загадку”, “Чьи это ноги?” (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), “Узнай, кто я” (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, “исследовать”, что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его “почему?”. Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле (“По щучьему велению”), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: “и лес, и дол видений полны…”. Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.
Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков “л”, “р”, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука “ш” произносят звук “с”, вместо “р” — “л”). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.
Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.
В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи “дирижируйте”, когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.
И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.
М. Шохор-Троцкая,
кандидат педагогических наук
Многие родители с трепетом ожидают момента, когда их малыш впервые встанет на ножки. Зачастую мамы и папы задаются вопросом, в каком возрасте это произойдет, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы постараемся ответить на этот и другие подобные вопросы, чтобы развеять сомнения и неоправданные ожидания. Мы расскажем родителям о простых и эффективных упражнениях, которые способствуют укреплению мышц спины и ног, тем самым стимулируя ребенка быстрее научиться принимать вертикальное положение.
Умение стоять самостоятельно – огромное достижение для малыша
Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев
Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:
- С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: ). Некоторые это делают позже.
- В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
- В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
- В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.
Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году. Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям.
Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения – например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем. Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.
Если остальные пункты “плана” малыш выполнил на отлично, то беспокоиться не о чем
Задача родителей – обеспечить безопасность
Когда ребенок впервые принял вертикальное положение, маме желательно удвоить бдительность. Малыш, достигнув определенного уровня, будет стремиться сделать следующий шаг. Например, самое время опустить спальное место в детской кроватке на уровень ниже. Ребенок может подняться в своей кроватке и, наклонившись вниз, перевеситься и упасть.
Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.
Вертикальное положение дарит крохе новые возможности: он видит больше предметов в комнате и вполне может попробовать взять в руки то, что ранее было ему недоступно. Следует оценить риски и по возможности оградить малыша от опасности: купить заглушки для розеток, закрыть острые углы столов, спрятать опасные для здоровья предметы.
Ошибки, которые допускают родители
Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:
- Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу – быть может, ходунки ему не понадобятся.
Попытки ускорить процесс обучения при помощи ходунков могут привести к обратному результату
- Нужно понимать, что с момента когда ребенок научился стоять с опорой и до того времени, когда он сможет стоять самостоятельно, должно пройти некоторое время. Нельзя лишать малыша опоры, если он стоит, стимулируя его сделать шаг. Особенно плохо, если кроха только вчера впервые принял вертикальное положение. Лучше дождаться естественного хода событий, чтобы снять на видео первые шаги крохи.
По словам специалистов, малыша проще научить стоять без поддержки начиная с 10-11 месяца. Однако недоношенные дети или те, кто получил травму при рождении, развиваются по индивидуальному графику. Такие малыши вполне могут не соответствовать описанным возрастным нормам.
Ребенок слишком рано встал на ножки
Иногда ребенок опережает сверстников, особенно это заметно в раннем возрасте. Если малыш пытается встать раньше 7 месяцев, нет смысла ему препятствовать. Родители обязаны понимать, что кроха все равно будет это делать, как только мама отвернется. Однако в 4 месяца становиться на ножки нельзя – костная и мышечная система развиты недостаточно, такая практика может сильно навредить крохе. Столь раннее вставание – явление чрезвычайно редкое.
Если мама слишком беспокоится о том, что ее малыш рано встает на выпрямленные ножки, она может воспользоваться советом педиатров. Рекомендуется всячески стимулировать кроху ползать вместо того чтобы принимать вертикальное положение. Для этого можно класть интересную игрушку на расстоянии, которое он сможет преодолеть только ползком. Во время ползания малыш хорошо развивается, укрепляет мышцы и скелет, подготавливая тело к ходьбе. Также некоторые педиатры считают, что в этот период кроха стремительно развивает свое мышление.
Перед самостоятельной ходьбой дети обычно проходят этап ползания
Доктор Комаровский отмечает, что родители должны осознавать свою роль в развитии отпрыска. Их задача – не заставлять и уговаривать кроху учиться подниматься, а лишь подготовить почву для своевременных достижений малыша – закалять его, укреплять мышцы, не допускать развития рахита. Здоровый ребенок сам даст понять, что он готов сидеть, стоять, ползать.
Факторы, влияющие на скорость развития малыша
Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:
- отсутствие серьезных заболеваний;
- редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
- характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
- благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
- наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: ).
Как стимулировать ребенка вставать на ножки?
Прежде чем стимулировать ребенка к вставанию, нужно дать ему возможность выполнить предыдущие пункты программы развития. Желательно чтобы малышу уже исполнилось 9 месяцев и он умел ползать. Иногда период ползания затягивается, но обычно он длится от 3 до 5 месяцев. Если малыши не стремятся ползать, не рекомендуется ставить их раньше времени – лучше немного подождать, пока они начнут делать это сами.
Родителям желательно подождать, пока ребенок сам не заинтересуется вставанием
Для того чтобы дать малышу уверенность в своих силах, нужно помочь ему в развитии и укреплении всех мышц тела. Хорошо работает массаж, упражнения для рук и ног, а также занятия в бассейне (см. также: ). Дети прекрасно себя чувствуют в воде, особенно если рядом мама. Сегодня почти в любом бассейне есть специальные занятия для мам с грудничками.
Есть простая и эффективная тренировка для 8-9-месячных малышей. Нужно усадить ребенка на пол или другую твердую поверхность, дать ему обхватить ручками указательные пальцы. Затем ставить малыша и снова садить.
Учим стоять самостоятельно
Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:
- Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат. Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча.
Подготовить организм к ходьбе прекрасно помогает фитбол
- Можно ставить ребенка на корточки, повернув к себе спиной. По аналогии с предыдущим заданием необходимо держать его за бедра, раскачивая в стороны. Чтобы добиться эффекта надо стимулировать малыша выпрямит ножки. Если он будет продолжать сидеть на корточках, значит его ножные мышцы еще недостаточно окрепли. Тогда эту тренировку нужно повторить через 1-2 недели.
- Необходимо дождаться момента, когда малыш встанет возле надежной опоры (не надо его ставить). Затем дать ему игрушку, которая кроху наверняка заинтересует. Сразу же дать вторую – чтобы ее взять, ему придется отпустить стул, за который он держится. Здесь важно, чтобы обе игрушки были для него новыми, иначе первую кроха просто бросит на пол.
Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.
Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.
Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.
Как развивается речь
Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.
2-3 месяца
Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.
3-5 месяцев
Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».
6 месяцев
Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.
В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.
7 месяцев
Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.
8 месяцев
Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».
9 – 10 месяцев
Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».
11-12 месяцев
Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.
1 год 3 месяца
Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.
1 год 6 месяцев
Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.
В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.
Как научить ребенка говорить мама
Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?
Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:
– мама пришла
– мама варит супчик
– сейчас мама оденет Сережу
Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:
– где мама?
Затем откройте лицо:
– вот мама!
Точно также можно научить ребенка говорить папа:
– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!
Сейчас папа с Сережей будут кушать.
– Папа, Сережа, садитесь за стол!
Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!
Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.
Первые фразы
Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.
Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.
1 год 6 месяцев
Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).
В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.
В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.
Почему ребенок долго не говорит
Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.
- Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
- Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
- Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.
Когда следует беспокоиться
В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.
Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:
- Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
- Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
- Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
- Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
- Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
- Если и не может выполнить двусложную инструкцию.
Как помочь ребенку начать говорить
Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.
Что предпринять:
- Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
- Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
- Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.
Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.
Что в этом может помочь:
- Упражнения и игры на развитие речи
- Чтение и запоминание стишков и детских песенок
- Общий и
А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!
Когда ребенок начинает ходить, это указывает на то, что произошло полное урегулирование систем в организме, отвечающих за этот сложный процесс. Сколько ему при этом будет месяцев, не важно, если он самостоятельно получил этот навык. Чтобы ребенок начал самостоятельно передвигаться без поддержки, должны быть развиты двигательно-моторные навыки, позволившие ему принять вертикальное положение тела и сделать свои первые шаги. Во сколько месяцев это произойдет, зависит от генетических особенностей организма и общего развития малыша.
Родители при нормальном состоянии здоровья младенца, выполняющие все рекомендации педиатра по формированию правильных произвольных навыков, могут получить хорошие результаты в более ранние сроки. Не следует беспокоиться, во сколько пойдет ребенок, если педиатр считает, что развитие малыша соответствует нормам. Должно пройти время, чтобы малыш начал ходить естественным образом. Неизвестно, сколько времени понадобится малышу, чтобы научиться твердо стоять на ногах и передвигаться в пространстве, сохраняя равновесие.
Когда ребенок начинает ходить, он совершает координированные движения ног и рук, и одновременно поддерживает равновесие своего тела. Эти умения и навыки формируются от рождения и до полутора лет, и норма, определяющая сроки начала самостоятельного хождения, не установлена.
Что такое ходьба
Ходьбой называется перемещение тела в пространстве под управлением головного мозга и центральной нервной системы. Каждый шаг состоит из переменных, согласованных движений мышц, которые называют сгибателями и разгибателями.
Когда ребенок должен начать ходить, у него появляется согласованная работа рецепторов, сухожилий, связок, мышц. Прежде чем это сделать, требуется научиться управлять движениями мускулов и быть способным их координировать. В каком возрасте это произойдет, зависит от многих причин.
Ходьбе мозг учится достаточно долго, и хорошее управление движениями формируется после 4 лет. До этого возраста идет созревание клеток головного мозга и центральной нервной системы. Девочки и мальчики начинают самостоятельно принимать вертикальное положение после 6 месяцев. После того как ребенок начал передвигаться с опорой, и активно тренирует свои мышцы и мозг, нужно ожидать, что он сделает свой первый шаг самостоятельно и будет развивать это умение дальше.
Мальчики и девочки могут пойти в любом возрасте, этот навык не зависит от пола. Они сделают свой первый шаг, когда их нервная система будет достаточно сформирована для этого.
Вся жизнь маленького ребенка до ходьбы должна быть подчинена подготовке к этому важному событию. Чтобы опорно-двигательный аппарат был готов к движению, нужно соблюдать основные этапы в формировании двигательного развития у ребенка.
Через какие этапы формируется навык
Произвольные навыки должны формироваться постепенно, плавно вытекая друг из друга. Это естественный процесс развития, за которым следует наблюдать, и не торопить события. Нужно сформировать по очереди способности:
- поднимать и удерживать голову;
- поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки;
- поворачиваться со спины на бок и живот;
- пониматься из положения лежа с опорой на ноги и руки;
- ползать;
- принимать вертикальное положение с опорой;
- ходить с опорой;
- ходить без опоры.
Только правильное развитие малыша позволит ему сформировать центральную нервную систему и начать ходить в тот период, когда детский организм будет к этому готов.
В чем важность этапов
Первые произвольные движения появляются у младенца уже около полутора месяцев. Выложенный на живот, он поднимает и удерживает голову. Это движение заставляет развиваться центр речи, и малыш начинает произносить первые звуки, которые педиатры называют гуление.
Способность контролировать положение головы в пространстве сменяется в возрасте 3 месяцев умением поднимать туловище, поддерживая его с помощью опоры на руки. Это умение развивает зрительно-моторные навыки. Дети после этого начинают осмысленно тянуться к игрушке и захватывать ее ручкой, пробуя на вкус.
В возрасте 4 месяцев реализуется очень важный навык. Малыш начинает поворачиваться со спины на бок и живот. Родители должны отработать повороты в обе стороны, чтобы мозг развивался равномерно. При достаточной тренировке этого навыка малыш начинает лепетать.
После того, как малыш освоил перевороты, он большую часть времени должен проводить в положении лежа на животе. Это происходит в возрасте около 5 месяцев. Такая позиция позволит ему развиваться правильно. Если ребенка оставлять во время бодрствования на животе, то после 6 месяцев он постепенно научится ползать, и это намного важнее для его развития в этом возрасте, чем ходить.
Осваивая навык ползания, дети совершенствуют тонические мышцы, отвечающие за позу, удерживающую положение тела. Этот этап позволяет ребенку сформировать в будущем правильную осанку при статичном положении тела. В это же время происходит тренировка вестибулярного аппарата и формируется зрительное пространство.
Ползание способствует дальнейшему развитию речи, и ребенок начинает говорить слогами. В это же время ребенок начинает самостоятельно садиться и менять положение тела.
Пройдя все эти этапы, ребенок может пойти самостоятельно. Принятие вертикального положения может произойти во втором полугодии жизни во время ползания.
Малыш начинает ходить самостоятельно в тот момент, когда проходит без опоры несколько метров. У многих детей это происходит ровно в год, у других навык формируется в возрасте до 18 месяцев.
В чем опасность раннего начала ходьбы
Некоторые родители в начале ползанья допускают ошибку и усаживают младенца в ходунки или прыгунки. Этим они нарушают естественный процесс формирования совместных произвольных двигательно-моторных навыков. В детских тренажерах большей частью работают ноги, а руки отстают в развитии, что потом скажется на развитии мелкой моторики и речевой функции.
Приспособлениями для развития мышц ног можно пользоваться только после рекомендации врача, который считает, что тренировка мышц необходима для ребенка.
Для здоровых малышей такие занятия могут быть вредны:
- Дети, не прошедшие все этапы развития и освоившие хождение с помощью тренажеров, в возрасте до 6 лет теряют равновесие и падают намного чаще, чем их сверстники, научившиеся ходить естественным способом.
- Дети, пропустившие стадию ползания, не научились правильно приземляться на руки. Это делает их более уязвимыми при падении и становится причиной травм головы и опорно-двигательного аппарата.
- После тренажеров у ребенка могут развиться патологические состояния опорно-двигательного аппарата, которые придется корректировать с помощью невропатолога и ортопеда до 4-5 лет.
Когда дети делают ранние первые шаги до года, часто выявляются ортопедические заболевания, требующие врачебного контроля. Родители в этот момент должны внимательно следить за положением стоп на плоскости, оценивать походку и осанку ребенка. Если что-то покажется необычным, нужно обратиться за консультацией к ортопеду и обсудить с ним сложившуюся ситуацию.
Самый долгожданный момент всех молодых родителей – первые шаги крохи. В это время ребенку так важна любовь и поддержка. Что должны знать мамы и папы о данном этапе развития? Во сколько начинают ходить малыши и как помочь ребенку научится ходить? Все ответы здесь.
Когда начинают ходить дети
Когда ребенок начинает ходить? Обычно первые самостоятельные шаги малыш совершает в возрасте одного года, но этот процесс может наступить как раньше, так и позже. Каждый ребенок индивидуален, поэтому выделяют ориентировочный период – от 9 до 18 месяцев, в рамках которого детки должны научиться шагать. Такая разница зависит от некоторых факторов и особенностей развития ребенка.
- Наследственность . Не стоит паниковать, что малыш начал ходить после года , если мама или папа малютки так же поздно сделали первые шаги.
- Пол и конституция тела ребенка. Как показывает практика, мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже, чем девочки . А малышам-крепышам с тяжелым весом труднее балансировать своей массой тела и поэтому этап хождения для них откладывается на некоторое время.
- Особенности темперамента крохи. Неторопливый, спокойный и тихий ребенок скорее всего начнет ходить позже. А более активный и подвижный – раньше.
- Психологические аспекты. Нередко, после неудачного опыта малыш боится попробовать сделать шаг еще раз и для того, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно потребуется время.
- Индивидуальные причины. Их может быть множество: ранние роды, родовые травмы, болезни, расстройства, стресс и т.д.
Как учить ребенка ходить
Когда можно начинать ходить? Родителям нужно запомнить одно: дети начинают ходить самостоятельно тогда, когда они физически к этому готовы.
Как понять, что карапуз готов к ходьбе? Признаки.
- Может долго стоять на ножках, держась за подручные средства.
- Научился переступать, придерживаясь за мебель.
- Способен стоя приседать и подниматься обратно, это умение является признаком развитой мускулатуры спины.
- Ребенок научился ходить по-своему: на коленях, цыпочках, носочках.
Советы родителям, которые ждут, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно
- Делайте массаж крохе . Это способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, правильному развитию мускулатуры ребенка, нормализации мышечного тонуса. Массаж также улучшает обмен веществ, положительно влияет на психологическое развитие малыша. Чаще поглаживайте, разминайте и растирайте спинку, ножки и стопы малютки.
ВНИМАНИЕ! Выполняйте массажные движения нежно и легко, нельзя сильно сдавливать ткани и суставы крохи. Лучше доверить этот процесс профессионалу.
- Занимайтесь гимнастикой с ребенком и делайте легкие физические упражнения . Это способствует развитию координации движений и суставно-связочной системы. Очень полезной является дыхательная гимнастика.
Примеры физических упражнений показаны в этом видео:
- Отучайте малыша от манежа и ходунков , ведь с помощью их невозможно научить малыша ходить, можно только подготовить к этому этапу. Помогайте сыну или дочке проявлять инициативу: подумайте про обстановку в доме и сделайте так, чтобы малыш смог вставать на ноги и делать первые шаги, придерживаясь за мебель, разместите игрушки по разным углам комнаты, попросите маленького непоседу пойти вам навстречу.
СОВЕТ ! Проводите занятия с малышом в форме игры, это поможет с ранних лет привить любовь ребенка к физкультуре.
- Если есть возможность, приобретите специальные приспособления, которые развивают координацию у малыша и помогают крохе удержать свой вес при ходьбе (каталки, вожжи-поводки и другие).
Чтобы ребенок начал ходить, пытайтесь как можно больше прогуливаться с малышом за ручки, поддерживайте его . Ведь это новизна для крохи, ему будет намного комфортней, если мама или папа будут рядышком с ним, так малыш будет чувствовать себя в безопасности. Если он устал и не хочет больше заниматься, не стоит нагружать детский организм и заставлять сделать еще несколько шагов. В противном случае, детское желание и тяга к ходьбе может быстро пропасть.
Обувь – важная составляющая начала первых шагов. Как ее выбрать? Прежде всего, покупать ортопедические модели, проверять наличие сертификатов качества. Использование некачественной обуви может вызвать негативные последствия, например, плоскостопие. Некоторые специалисты считают, что даже в доме малыш должен совершать свои первые шаги в обуви, которая надежно фиксирует стопу. Другие профессионалы утверждают, что карапузу будет полезней ходить босиком, при условии, что поверхность пола в квартире является ровной и теплой.
При выборе обуви следует придерживаться некоторых советов:
- подошва должна быть упругой, не скользкой и умеренно жесткой;
- приветствуется наличие небольшого каблучка;
- размер следует подбирать на 1 см больше размера стопы малыша, так зимой ножки не замерзнут;
ВНИМАНИЕ! Не стоит экономить на здоровье собственного ребенка, покупая обувь большого размера.
- обувь должна быть с ровной стелькой и жестким высоким задником, что поможет хорошо зафиксировать ножку малыша;
- наличие легкой и крепкой застежки упростит жизнь родителям, так как дети в этом возрасте не умеют ждать;
- следует подбирать ботинки с круглым, широким и прочным носком, чтобы снизить риск травмирования пальчиков;
- материал должно быть натуральным: замш или кожа поможет ноге дышать и не потеть.
Нужна ли обувь с супинатором? Единого мнения среди педиатров и ортопедов в этом вопросе нет. Но, большинство утверждает, что такая обувь может навредить здоровой стопе, поэтому без рекомендаций ортопеда обувь с супинатором приобретать не стоит.
Советы педиатра о том, как подобрать правильную обувь в момент, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, рассказаны в данном видео:
Самые распространенные ошибки родителей
- Частое использование манежа, ходунков, прыгунков . Некоторые мамы и папы ошибочно думают, что, купив данные приспособления, они сделали все возможное, чтобы научить дитя ходить. Но при использовании этих устройств, ребенок не сможет научится ходить самостоятельно.
- Слишком рано требуют от ребенка первых шагов.
- Гиперопека , чаще всего со стороны мамы. Да, малыш шагает неуверенно и, при отсутствии родительской поддержки, он может упасть. Но ничего страшного в этом нет, без подобного опыта ребенок никогда не сможет научится ходить самостоятельно. Родителям необходимо убрать все опасные вещи в доме, а также наклеить специальную защиту на острые углы мебели.
В этом видео озвучены советы для молодых родителей, которые учат свое чадо шагая познавать мир.