Форт Бридж — уникальный по красоте конструкций железнодорожный мост, связывающий берега залива Ферт на восточном побережье Шотландии, на одном из которых расположена столица, город Эдинбург, а на другом — область Файф. Это — один из первых в мире мостов консольного типа и на момент завершения строительства в 1890 году, он обладал самыми длинными пролетными конструкциями. Также Форт Бридж считается первым в мире стальным мостом значительных размеров. Конструкция долгое время являлась эталоном, по которой изучались и разрабатывались балочно консольные мосты.
Элементы моста выполнены из металлических труб диаметром 3600 мм. Основных опор моста — три, и они расположены друг от друга на расстоянии 582,8 м. Общая длина моста, при этом, составляет почти 2,3 км. Минимальная высота железнодорожного полотна над уровнем воды во время прилива составляет 48,2 м.
Форт Бридж — уникальное по красоте сооружение
Несколько фактов о строительстве Форт Бридж
Необходимость в организации надежной связи между берегами залива Ферт оф Форт, глубоко врезающегося в восточный берег Шотландии, возникла еще в начале 19-го века. В 1806 году был разработан проект тоннеля, который так и не был реализован в связи со сложностью производства работ. Проект моста, предложенный в 1818 году также был отклонен, поскольку его стоимость оказалась неподъемной для местного бюджета.
В 1865 году нашелся заказчик, готовый оплатить строительство моста — вновь созданный консорциум, в который входили 4 железнодорожные компании. Ответственным за разработку проекта был назначен известный в то время инженер Томас Бауч, а его мост имел распространенную в то время подвесную конструкцию. Не которые финансовые вопросы не позволяли приступить к реализации уже готового проекта вплоть до 1879 года.
В том же 1879 году произошло обрушение аналогичного моста через другой залив, Ферт-оф-Тей, в результате чего произошла железнодорожная катастрофа, повлекшая гибель 75 человек. После этого инцидента, проект Томаса Бауча был подвергнут тщательной экспертизе, по заключению которой строительство было остановлено, а проект признан не соответствующим требованиям безопасности.
Разработчиком нового проекта выступил Джон Фоулер в соавторстве с Бенджамином Бэйкером. Теперь мост Форт Бридж имел консольную конструкцию, а основным материалом была сталь.
Каменные опоры моста
Общий вес металлоконструкций — почти 55 тысяч тонн, на их производстве были задействованы заводы Шотландии и Уэльса. Специальные заклепки для соединения стальных элементов изготовлялись в Глазго. Общее их количество — более 4,2 тысяч тонн (6,5 млн. штук). Устройство опор в заливе осуществлялось при помощи металлических кессонов, опускаемых до дна, на глубину порядка 27 м.
Высота конструкций над уровнем воды 110 м, высота ж.д. полотна — 48 м
Стоимость сооружения — более 3 миллионов фунтов стерлингов. Строительство моста стоило жизни почти 60 человек. При этом, во время ведения монтажных работ в заливе постоянно дежурили спасательные лодки для вылавливания сорвавшихся с моста рабочих.
Опирание конструкций моста на «быки»
С эксплуатацией моста связано одно интересное устойчивое в английском языке выражение — «покрасить Форт Бридж». История выражения связана с тем, что с самого момента постройки и на протяжении более 120 лет, процесс покраски моста носил перманентный характер. Площадь поверхности конструкций, подлежащих антикоррозионной обработке, составляет более 55 гектаров. В связи с этим, к тому моменту, как покраска одной части моста завершалась, конструкции на другой его части уже начинали ржаветь.
Между консолями моста имеются вставки 110 м
С тех пор антикоррозионные покрытия для металла стали намного более эффективными и необходимости в перманентном процессе покраски сегодня нет. Но выражение покрасить Форт Бридж Шотландия и по сей день понимает, как процесс, длящийся бесконечно.
ФОРТ-БРИДЖ
Мост Forth Bridge является шотландской иконой, признанной во всем мире. Он представляет собой целую эпоху в истории современного железнодорожного строительства и по-прежнему занимает первое место как самый длинный консольный мост.
Этот знаменитый мост видел уже не один раз, но все время как-то мельком, проезжая на машине и издалека восхищаясь грандиозным инженерным сооружением. Мост всегда притягивал внимание своим необычным видом.
Ехать до моста на местном поезде всего 15 минут, а дальше нужно пешком спуститься вниз по живописным тропинкам. Поезд идет ниже Эдинбургского замка, расположенного на скале. Впечатление совершенно незабываемое – замок оказывается так близко, что как будто нависает над тобой. Привычная картина для всех абсолютно другая – когда находишься в замке, то весь город внизу под ногами.
Рядом с железной дорогой находится аэропорт. Взлетная полоса практически упирается в рельсы. В Эдинбурге удобно добираться до аэропорта. Один из способов – трамвай, он идет из аэропорта до города 40 минут, второй – такси, которое стоит относительно дешево, и третий способ – доехать на трамвае до железнодорожного вокзала и оттуда на поезде добраться до аэропорта – дорога займет 25 минут.
Хорошо, что сейчас зима – голые ветки деревьев не мешают детально разглядеть мост. Для меня привлекательной является его конструкция. Если смотреть сбоку, то мост кажется объемным и громоздким, а когда смотришь в профиль – он узкий. Возникает ассоциация с вертикально стоящей тарелкой.
Оказывается, ровесницей моста является Эйфелева башня. Она была построена в то же время, что и Форт-Бридж, но из традиционного кованого железа. Современники отмечали, что можно разместить по две Эйфелевой башни между каждой из трех центральных колонн моста. Это означает, что всего шесть башен поместятся в Форт-Бридж, причем не считая виадуков с каждой стороны.
История строительства моста довольно интересная. В конце 19 века, когда железнодорожное сообщение в Британии было уже хорошо развито, проезду по восточному берегу Шотландии между Эдинбургом и Абердином мешали два широких залива Северного моря – Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Тей. Сначала предложили построить тоннель под Ферт-оф-Форт, а позже – мост, но оба проекта были отклонены. Новый проект моста на основе консольной конструкции, был утверждён парламентом в июле 1881 года.
Из-за происшествия с мостом через Тей, один из пролетов которого разрушился в шторм, и погибли люди, к мосту через Ферт-оф-Форт предъявлялись сильно завышенные требования, исключающие любые вибрации даже при прохождении по мосту поезда.
При проектировании моста инженеры отказались от широко применяемых в то время чугуна и кованого железа, а выбрали сталь. В 1886 году начались работы по возведению опор, на которые ушло неслыханное количество стали – 54 860 тонн, произведённых на двух сталелитейных производствах Шотландии и одном в Уэльсе. 6,5 млн заклёпок общим весом 4 267 тонн были сделаны в Глазго.
Мост имеет три главные опоры высотой чуть больше 100 метров, центральная из которых установлена посередине глубокого залива. Консоли, собранные из труб диаметром 3,6 метра, поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной. Суммарное расстояние пролёта составляет 521,3 метр. Расстояние между опорами равно 582,8 метрам, а между крайними быками – 1630,7 метра. С обеих сторон к консоли примыкает виадук. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 метров над уровнем воды в прилив.
На протяжении более 120 лет, начиная с момента его постройки, шотландцы непрерывно красили мост, общая длина которого составляет 2,5 км. Не успевала высохнуть краска на одном конце объекта, как на другом начинала образовываться ржавчина. В Великобритании выражение “красить мост Форт” стало эквивалентным нашему “носить воду в решете” и означает бесполезный труд. С 2012 года, благодаря новому составу специальных окрасочных материалов, процесс бесконечной покраски прерван, по оценкам специалистов, по крайней мере на 25 лет.
Интересно, что старая краска моста содержала свинец, поэтому всю ее нужно было содрать со стальной конструкции и собрать таким образом, чтобы токсичный металл не попал в воду залива. Новое покрытие состоит из материалов, используемых для морских нефтяных платформ. На мост ушло более четверти миллиона литров краски, стоимостью 130 миллионов фунтов стерлингов. В июле 2015 года ЮНЕСКО включило Форт-Бридж в список объектов Всемирного наследия в Шотландии.
Строительство моста привело к непрерывному железнодорожному маршруту восточного побережья от Лондона до Абердина. Железнодорожный мост в 1907 году пропускал около 30 000 пассажирских поездов с общим весом 14,6 миллионов тонн, в то время как в 2000 году по мосту проходило около 54 080 пассажирских поездов и 6 240 грузовых поездов весом около десяти миллионов тонн. Сегодня через мост проходит до 200 поездов в день, каждый год перевозя 3 миллиона пассажиров. Его конструкция также обеспечивает необходимое пространство для кораблей и лодок в заливе.
В обе стороны от моста по берегу идет тропинка, довольно оживленная, по ней прогуливаются люди, несмотря на то, что до города довольно далеко и сюда не дойдешь пешком, нужно добираться на транспорте.
Неподалеку от моста есть уютный городок Квинсферри ( Queensferry ), который состоит буквально из пары улиц. Не думаю, что там дорогое жилье и на него есть спрос. Этот место подойдет для людей, которые ценят британскую культуру, ведут тихую, размеренную жизнь.
Квинсферри – это красивые уютные улочки. Белый домик с видом на мост – дом старого адмирала. Здесь хорошо снимать фильмы – колоритные шотландские постройки с садиками, пабы, рыбный ресторан, чайный дом – время застыло в прошлом веке, и в этом ощущается особая прелесть.
Вообще в настоящее время через залив построено три моста – один железнодорожный Форт Бридж и два автомобильных. Причем, расчетный срок службы старого автомобильного моста – 120 лет, уже истек к началу 21-го века. Сейчас он закрыт на ремонт и только пешеходам можно по нему пройти.
Полтора года назад я спокойно проезжал по этому мосту на машине, а сейчас удивило плохое состояние дорожного покрытия, и вообще закрытый мост без машин с редкими пешеходами выглядел очень грустно.
В одном месте висит огромное количество замочков, оставленных женихами и невестами, как символ крепкой семьи. А в другом – интересная табличка с номером телефона, на которой написано, что “прежде нужно с кем-то поговорить”, видимо мост использовали не только в минуты радости, но для того, чтобы свести счеты с жизнью.
Подготовительные работы для строительства нового моста начались в 2011 году с устройства подъездных путей. Интересно, что фрагменты моста построены в Китае и Испании, а затем морским путем доставлены в Эдинбург. При сборке применены новые технологии в мостостроении, обеспечивающие сокращение сроков при строительстве и надежность при эксплуатации.
Посещая Эдинбург, каждый уважающий себя турист, непременно остановится в Старом городе. Именно, здесь, по правую сторону города расположен старинный Северный мост – North Bridge.
Главная функция моста – это соединение Старого и Нового города, Принцес-Стрит и Королевской Мили. Внизу, под мостом, удивительным образом размещается главный железнодорожный вокзал Эдинбурга – Уэйверли.
Впервые, на этом месте был построен мост еще в 1763 – 1772 годах, но по истечению многих лет, в 1890 году мост был разрушен. Спустя четыре года, известная строительная компания Sir William Arrol & Co принялась за сооружение нового Северного моста.
Архитектура моста весьма интересна. Он состоит из трех арочных пролетов. Длина каждого из них составляет около 50 метров. Общая длина моста достигает 525 метров. Он является незаменимым узлом соединения для транспортных средств.
Координаты : 55.95210600,-3.18846900
Мост “Дуги Клайда”
Дуги Клайда – одна из самых оригинальных достопримечательностей шотландского города Глазго. Это мост, пролегающий через реку Клайд, неподалеку от Научного центра. Его официальное открытие произошло 18 сентября 2006 года при участии местных властей. Характерной особенностью конструкции является изогнутый дизайн – мост пересекает реку под углом.
Мост был спроектирован архитекторами компании Edmund Nuttall, бетонные плиты отлили на местном заводе. Строительство конструкции было начато в 2003 году и продлилось до 2006 года, работы были оценены примерно в 20 000 фунтов стерлингов. По прогнозам специалистов, сооружение должно простоят около 120 лет.
Главный пролет моста выполнен из стали в форме арки, его длина составляет 96 метров. Центральные пролеты расположены на расстоянии 36,5 метров друг от друга. Общая длина конструкции составляет 169 метров. На мосту имеется две пешеходные дорожки, шириной по 11 метров, а также автомобильная дорога с четырьмя полосами движения.
Координаты : 55.85726000,-4.28250700
Мост Dean
Dean Bridge – четырехарочный мост в Эдинбурге, проходящий через реку Water of Leith и возвышающийся над ней на 32 метра. Его проезжая часть составляет 136 метров в длину и 12 метров в ширину. Этот мост стал последней крупной работой известного конструктора Томаса Телфорда, которая была завершена в 1831 году.
До того, как на этом месте возвели мост, жители этой местности преодолевали реку вброд. Предложение о строительстве моста поступило от эдинбургского лорда и владельца северного берега реки Джона Лермонта. Вдохновившись успешным примером расширения Нью-тауна на южном берегу, он также принимается за увеличение собственных владений, но для этого стал необходим мост, связывающий оба берега реки.
Предприниматель был готов взять все расходы по строительству на себя, но совет дорожных попечителей предложил финансовую помощь, но при условии, что проезд по мосту будет бесплатным. Работы начались в 1829 году и были завершено через три года, однако он не был открыт вплоть до 1834. Для тех пешеходов, которые хотели насладиться видом с этого моста, взимался пени.
В 1888 году мост претерпел некоторые изменения. Власти обратились к инженерам, которые должны были принять меры по предотвращению самоубийств, происходящих с этого моста. В результате была поднята высота парапета.
Координаты : 55.95290000,-3.21420000
City Union мост
City Union мост является одним из старейших мостов через реку Клайд. Он был открыт в качестве железнодорожного моста в 1899 году. По нему проходит внутренняя железнодорожная линия, соединяющая два района Глазго. Последняя обширная реконструкция моста состоялась в 1995 году.
В настоящее время он представляет собой сложную конструкцию из стали и бетона, состоящую из пяти пролетов, установленных на мощных пирсах. Оба конца моста увенчаны небольшими круглыми башнями. Длина моста составляет 800 метров, ширина – 12 метров. Расстояние между ним и рекой допускает беспрепятственное прохождение судов. Мост состоит из двухполосного железнодорожного полотна, его грузоподъемность составляет 70 тонн. Ограничение скорости здесь – в пределах 24 километров в час.
Координаты : 55.85314400,-4.24935100
Мост Форт-Бридж
Форт-Бридж – железнодорожный мост, расположенный в восточной части Шотландии, к западу от центра Эдинбурга. Имея длину около 2,5 километров, он является основным связующим звеном между северо-востоком и юго-востоком страны.
Строительство моста было начато в 1883 году, и заняло 7 трагических лет. Дело в том, что при возведении этого моста погибло более 60 человек. На него было потрачено около 3,5 млн. фунтов металла, что в 10 раз больше, чем было использовано при строительстве Эйфелевой башни.
До 1917 года Форт-Бридж был самым длинным мостом в мире. Это может звучать парадоксально, но влияние визуальной силы и мощи этого моста на произведения современной культуры неоспоримо. Множество режиссеров избирали его в качестве съемочной площадки. Например, Альфред Хичкок в своем фильме «39 шагов» или в документальном фильме «Jump Britain», снятом для Chanel 4.
Также отсылки к нему можно найти и в литературе, например, в новелле Иэна Бэнкса «Мост», или в видеоигре «Grand Theft Auto: San Andreas».
Координаты : 56.00042100,-3.38872600
Северный мост
Северный мост – значимое звено инфраструктуры Эдинбурга, связывающее улицы High Street и Princes Street, а также районы Старого и Нового города. Современный мост был построен в 1897 году на месте старого.
Несмотря на более чем столетнюю историю, мост выглядит вполне современно и аутентично нынешнему облику Эдинбурга. Три широких пролета возвышаются над железнодорожными путями и вокзалом, поэтому создается ощущение, что мост вообще не имеет опор.
Длина Северного моста составляет 160 метров, ширина – 22 метра. Он был построен компанией Sir William Arrol & Co., также разрабатывавшей проект Forth Bridge.
Первый камень в фундамент был заложен 25 мая 1896 года. На южном конце моста, где встречается Royal Mile и Южный мост, находится ряд зданий, среди которых бывшая штаб-квартира газеты Scotsman, а также блок коммерческих помещений, квартир и универмагов. На северном конце моста находится Balmoral Hotel и вокзал Waverley.
Координаты : 55.95222200,-3.18861100
Мост Георга V
Мост Георга V, также иногда называемый мостом Короля Георга V, это трехарочный автодорожный мост через реку Клайд в самом центре Глазго. Проект моста принадлежит Томасу Сомерсу. Это последний сохранившийся мост старого стиля в городе, перекинутый через Клайд. Архитектура моста была привязана к элегантным очертаниям соседнего моста Ямайка-стрит, расположенного выше по течению. Но, в отличие от моста Ямайка-стрит, арки моста Георга V построены не из гранита, а из железобетонных коробчатых балок, облицованных серым гранитом Далбеатти.
План моста Короля Георга V был создан и утвержден далеко не сразу, так как изначально он должен был копировать стиль моста Глазго, но это было недопустимо в данном месте реки. Траст навигации на реке Клайд наложила вето на данный проект, так как дизайнеры не учитывали необходимости в адекватном трафике водного транспорта по реке, а высота и стиль моста могли стать серьезной преградой.
Открытие моста должно было состояться в 1914 году, но Первая мировая война внесла свои коррективы, поэтому строительство моста было завершено только в 1927 году. Он связывает район Трейдстон на южном берегу и улицу Освальд стрит в центре города.
Координаты : 55.85570000,-4.25980000