Наполеон возглавляя французскую. Наполеон I (Наполеон Бонапарт). Биография. Общая характеристика проблемы

Наполеон Бонапарт – первый консул, а затем император Франции, один из лучших полководцев в истории, властитель дум всего XIX века, баловень судьбы и гений, какого мир не знал со времён античности. Его жизнь – пример фантастического взлёта и трагического падения.

Сын революции
Наполеоне Буонапарте родился 15 августа 1769 г. на Корсике в семье мелкопоместного дворянина, участника гражданской войны за независимость острова от Франции. Кроме него в семье было семеро детей, жили бедно, и только благодаря связям отца, Наполеон, в девять лет читавший Плутарха, Руссо и Вольтера, получил образование. В 1788 г. он с отличием закончил Военную школу в Бриенне, где терпел насмешки богатых юнцов за жуткий акцент и бедную одежду, и в звании младшего лейтенанта отправился служить в провинциальный гарнизон. Пределом стремлений амбициозного юноши был чин капитана. Он даже хотел записаться наёмником на службу к русскому императору Павлу I, но его не взяли. Французскую революцию 1789 г. Наполеон встретил восторженно: «После столетий феодального варварства и политического рабства Франция возрождается!» Он приветствовал свержение Бурбонов и вступил в клуб друзей Конституции, мечтая о подвигах во имя Республики.

Первый поцелуй славы В 1793 г. Бонапарт получил назначение в армию генерала Карто, осаждавшую Тулон – неприступную крепость на берегу Средиземного моря, захваченную контрреволюционерами и англичанами. Там он проявил себя как талантливый полководец и бесстрашный воин. Позже Наполеон назовёт Тулон «первым поцелуем славы». Накрыв город шквальным артиллерийским огнём, Бонапарт лично возглавил штурм. Он не уклонялся от летящих снарядов, веря в свою судьбу: «Не отлито ещё то ядро, которое в меня попадёт». Лошадь под ним была убита, сам он ранен в ногу, но одним из первых Наполеон ворвался в город и лично взял в плен английского генерала О’Хара. После победного штурма Конвент произвёл 24-летнего капитана в бригадные генералы.

Такой фантастический взлёт в карьере возможен только во времена революций. Но любая революция, подобно богу Сатурну, пожирает собственных детей: через полгода самих революционеров поведут на гильотину. После переворота 27 июля 1794 г. маятник террора качнулся в обратную сторону – начались аресты и казни всех, кто поддерживал революционеров. В их числе оказался и Наполеон. Он был заключён в Бастилию, правда, всего на 15 дней. Полководец явно родился под счастливой звездой. Пришедшее к власти правительство Директории понимало, что им ещё понадобится герой Тулона, и не ошиблось – роялистский бунт в октябре 1794 г. был подавлен Бонапартом всего за четыре часа, а сам он приобрёл репутацию спасителя Республики.

Жозефина
Карьерному взлёту Бонапарта способствовала и женитьба на Жозефине Богарне. Эта очаровательная женщина, 32-летняя вдова казнённого генерала и мать двоих детей сразу покорила сердце молодого Бонапарта. Выигравший 50 сражений бесстрашный полководец не смог устоять перед чарами хозяйки модного салона. Она помогла Наполеону получить чин командующего армией и обеспечила ему связи в высших кругах. Его не смущало то, что она была на шесть лет старше. В 1796 г. Наполеон и Жозефина сочетались браком, он усыновил её детей и подарил медальон с надписью: «Это судьба». За их ссорами и примирениями следила вся Франция, но Жозефина и её дети до конца остались преданными Бонапарту, даже после того, как в 1809 г. он объявил ей о разводе: Жозефина не могла иметь детей, а ставшему императором Наполеону был нужен наследник. После развода он женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, которая вскоре подарила ему сына. Но история сыграла с Бонапартом злую шутку – Наполеон II, сын Марии-Луизы, умер бездетным, а дети Жозефины стали основателями пяти королевских династий в Европе.

«Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с вершин этих пирамид»
Получив в наследие слабую, недееспособную армию, Бонапарт за короткий срок сделал её лучшей в Европе. Подобно Цезарю, он обратился к своим солдатам: «Я поведу вас в плодородные долины и процветающие города, неужели у вас не будет мужества взять их?» Первой военной операцией был поход в Италию, куда французская армия принесла идеи революции и установила республику. Захватив Италию, Наполеон с триумфом вернулся в Париж, но не собирался почивать на лаврах: в его планах – поход в Египет, завоевание Индии. Надо было лишить Англию господства на море, основать форпост в Красном море, а главное – прославиться, повторив подвиги Александра Македонского! Бонапарт свято верил в свою звезду. Вместе с армией в Египет отправились французские учёные. Египетская военная кампания 1798-99 гг. сопровождалась открытием древнего мира и вывозом артефактов во Францию, но после первых побед закончилась полным разгромом французского флота и большими потерями на суше из-за начавшейся чумы. Чтобы поддержать дух своего войска, Наполеон посетил барак с чумными и пожал руку больному солдату, однако вскоре, бросив армию, вернулся во Францию.

«Моя любовница – власть» 9 ноября 1799 г. в Париже произошёл очередной переворот. Власть перешла к трём консулам – Сийесу, Дюко и Бонапарту, который почти сразу стал первым, а потом и пожизненным консулом. Этот наделённый сверхъестественными способностями человек прославился и как талантливый государственный деятель. Он спал по три часа в день и сохранял ясность ума, когда его министры падали с ног от усталости. Наполеон основал Парижский банк, укрепил финансовую систему и написал Конституцию, или «Кодекс Бонапарта», действующий во Франции и по сей день. Его принципы – равенство всех перед законом, защита частной собственности, веротерпимость и светское образование.

Наполеон не делился властью ни с кем. Он наслаждался ею, как музыкант своим инструментом, вызывая раздражение и у сторонников республики, и у роялистов. На него было совершено несколько покушений, но он явно родился под счастливой звездой. И всё же Бонапарт понимал, что защитить себя можно только сделав власть священной: он должен стать императором. Наполеон сам разработал церемонию коронации в духе римских правителей и пригласил папу Пия VII. Церемония состоялась 2 декабря 1804 г. в Соборе Парижской богоматери. Бонапарт должен был опуститься перед папой на колени, но не пожелал этого сделать: он выхватил корону из его рук и сам надел себе на голову, а затем короновал и Жозефину. Боровшийся с европейскими монархиями, он сам стал монархом и рассадил по европейским тронам своих родственников и приспешников! Так начинается «династическое безумие» в Европе и начало конца Бонапарта.

«Корсиканское чудовище» Экспансия Бонапарта стала угрозой для всей Европы. После поражения в битве с англичанами у мыса Трафальгар в Испании он берёт реванш, захватив Вену и разбив русско-австрийское войско под Аустерлицем (1805). Наполеон оккупируют Пруссию, Вестфалию, Чехию, Польшу. Обеспокоенные военными победами Бонапарта главы европейских государств объединяются против него в коалицию. Их цель – вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить династию Бурбонов. Но остановить «корсиканское чудовище» сумел только Александр I.

12 июня 1812 г. 450-тысячная французская армия вторглась в Россию. Наполеон был уверен, что двух сражений будет достаточно, чтобы заставить Александра капитулировать. Впервые интуиция его подвела. «Иррациональное» поведение русских – уход от сражений, партизанская война, а также плохие дороги, падёж лошадей и болезни солдат привели к тому, что армия Наполеона потеряла 140 тысяч, ещё не дойдя до Смоленска; живыми из России уйдут только 30 тысяч французских солдат. Бонапарт был поражён стойкостью русских в битве при Бородино и тем, что они отдали ему Москву, не подписав капитуляцию. Наполеон посылал письма Александру с предложениями о мире, но тот молчал. Осознав, что завяз в России, Наполеон бросил армию и бесславно бежал. На острове Эльба он скажет: «Я должен был умереть в Москве».

Последние сто дней императора После России Наполеон стал другим человеком – надломленным и постаревшим. Но он не привык отступать: его девизом всегда было «всё или ничего». Проигрывая, он лишь повышал ставки. Потеряв армию в России, он собрал её снова и попытался взять реванш в Битве народов под Лейпцигом (1813), но был наголову разбит. Силы антифранцузской коалиции вступили в Париж, соратники предали, и 6 апреля 1814 г. Наполеон подписал отречение от престола. В загородном дворце Фонтенбло, покинутый всеми, он выпил яд, но тот не подействовал. По договору с союзниками Бонапарт отправился в ссылку на остров Эльба, но уже через девять месяцев, 1 марта 1815 г. с тысячей солдат тайно высадился в Каннах и пошёл на Париж. Народ с восторгом приветствовал своего императора. Так начались последние сто дней его правления. Бонапарт призвал свою старую гвардию со словами: «Мы не созданы для покоя и смерти на пуховых подушках!», и все они погибнут, отказавшись сдаться в плен под Ватерлоо, его последнем проигранном сражении. Наполеон искал смерти на поле битвы, но выжил, чтобы испить чашу унижений до дна. 22 июля 1815 г. он вторично отрёкся от престола и сдался в руки англичан, надеясь на их правосудие, но его обманным путём вывезли на остров Святой Елены в Атлантическом океане. Император Франции, распоряжавшийся миллионами человеческих жизней, умер 5 мая 1821 г. в окружении 26 приближённых.

Сохранилась школьная тетрадь по географии маленького Бонапарта. Последние слова в ней: «Святая Елена – маленький остров».

Вариант № 6380024

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.

2) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.

3) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

4) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

5) Наполеон выигрывал сражения благодаря своей тактике, не дающей противнику времени собраться с силами.

Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Следовательно

Прежде чем

Вопреки этому

Благодаря этому

Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова УДАР. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

УДАР , -а; м.

1) Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).

2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из-под удара. Фланговый у. Штыковой у. 

4) перен. Тяжёлая неприятнорть, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5) Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.

(3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (…) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.

Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

упрочЕние

пломбировАть

красИвее

начАвший

углубИть

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ВЫСОКО расположен

банка КОНСЕРВОВ

в ТРЁХСТАХ государствах

вода там более ЧИЩЕ

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

14.05 Задание изменено

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Современники А.С. Пушкина гордились его творениями и любили их.

2) Все, кто сегодня пришел на встречу с писателем, остался доволен интересной беседой.

3) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.

4) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде.

7) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.

8) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

9) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

закл..нать

проф..риентация

загл..денье

вн..мательный

пог..релец

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнечник, о..бросить;

пр…обрёл, пр..брежный;

бе..культурье, ра..бросать;

с..гравший, пост…мпрессионизм;

о..болеть, по..ставка.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фланел..вый

овлад..вая

хитр..нький

затм..вающий

удва..вавший

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увенч..нный

встрет..шь

независ..мый

застел..шь

закле..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

(Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.

Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми.

Дверь в комнату была (не)закрыта.

Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Шопен СРАЗУ (ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.

(И)ТАК, речевой этикет – явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Непроше(1)ые гости подошли к струга(2)ому столу, на котором были расставле(3)ы деревенские яства: яйца, картошка, огурцы и клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Абрикосовая вода дала обильную жёлтую пену и в воздухе запахло парикмахерской.

2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.

3) В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели

4) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.

5) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.

Ответ:

Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестнадцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества художника.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.

Ответ:

Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?

1) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

5) Когда один человек пытается «вытащить» на себе какие-либо отношения – это достойно уважения.

(По Е. Сикирич*)

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2) Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9−11 представлено повествование.

4) Предложения 12−15 содержат рассуждение.

5) В предложении 6 содержится вывод из 5-го.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Из предложения 2 выпишите антонимы

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

(2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.

Ответ:

Среди предложений 4–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

(4)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (5)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.

Десять лет народ Франции воевал, руководствуясь знаменитой формулой «Liberté, Égalité, Fraternité». Кровавые перевороты, масса людей, отправленных на гильотину, казнь короля Людовика XVI и главного революционера Максимилиана Робеспьера, войны с соседними государствами – все это и многое другое уместилось в крохотный по историческим меркам срок с 1789 по 1799 годы
С чего все началось?

В конце 80-х годов 18-го столетия Францию поразил экономический кризис. Собственное производство оказалось не в состоянии конкурировать с товарами из Англии, а из-за природных катаклизмов погибли посевы и виноградники. Денег на восстановление не было, поскольку королевский двор сильно потратился на войны, оказавшиеся провальными и поддержку заокеанской революции.

Правительство видело один выход из катастрофы – лишить всех налоговых привилегий первое и второе сословия. Но дворянские парламенты встали на дыбы и не позволили хоть в чем-то ущемить себя.

Пришлось в экстренном порядке созвать Генеральные штаты, куда вошли представители всех трех сословий. Но любое собрание напоминало сюжет басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Бедное дворянство требовало финансовой помощи и надеялось на ограничение королевской власти. Крестьяне просили землю в собственность, а заодно лишь привилегий элиту. А горожане высказывались за равенство перед законами, вне зависимости от сословия.

От слов к делу

5 мая 1789 года в Версале началось заседание Генеральных штатов, которое и стало катализатором всех последующих событий. Три сословия никак не могли между собой договориться. А правительство вообще вынесло на рассмотрение лишь проекты возможного финансового преобразования.

В середине июня к активным действиям перешли представители третьего сословия. Они объявили себя представителями всей французской нации, став депутатами Национального собрания и пообещали разработать новую конституцию. Правда, вскоре они переименовались в Учредительное собрание и объявили, что ратуют за смену государственного строя.

Кто-то пустил слух, что король решил разогнать Учредительное собрание и отдал приказ войскам идти на Версаль. Горожане возмутились. Началось восстание.

Официальной начальной точкой Великой французской революции считается 14 июля – день взятии Бастилии. Никакого особого толка от этого не было, народ просто хотел разжиться оружием. Но на Людовика это произвело сильное впечатление. Король, стараясь избежать кровопролития, проявил слабость, отдав власть в руки Учредительного собрания. Итог очевиден: крестьяне получили свободу, а два сословия потеряли привилегии.

В конце августа Учредительное собрание утвердило Декларацию прав человека и гражданина, но требовалось, чтобы ее одобрил непосредственно монарх. К Версалю отправилась толпа, чтобы заставить Людовика перебраться в Париж. Король согласился, убив таким образом абсолютную монархию. Этот факт Учредительное собрание вскоре внесло в конституцию.

Теперь законы в стране одобряло специальное Законодательное собрание. Король стал обычным чиновником, которым «рулил» народ. А эти самые чиновники и священники теперь избирались. Более того, все имущество церкви быстренько национализировали и распродали. По Декларации прав человека все «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Заодно была закреплена свобода слова, печати и вероисповедания.

Интересно вот что еще: формула «Liberté, Égalité, Fraternité», принадлежащая Максимилиану Робеспьеру, была заготовлена для важной речи. Но революционер ее так и не произнес. А «Свобода, равенство, братство» ушло в народ 5 декабря 1790 года.

Казнь короля и свержение конституционной монархии

Французская аристократия, массово эмигрировавшая из страны, не сидела сложа руки. Под ее давлением король Пруссии Фридрих Вильгельм II и император Священной Римской империи Леопольд II пообещали помочь (даже войсками) королю Франции. Этим воспользовались сторонники республики – жирондисты. Они сумели убедить Законодательное собрание в целесообразности военных действий против Австрии.

Началась война. Вот только протекала она не по сценарию французов. Когда чаща терпения дала течь, жирондисты во всех неудачах обвинили короля. Людовика посчитали предателем национальных интересов. Его арестовали, а Законодательное собрание распустили (как орган, который не справился с возложенными на него обязанностями).

Чтобы принять новую конституцию, жирондисты «сколотили» Национальный конвент. Он-то и провозгласил, то Франция отныне – республика. А несчастного короля вскоре казнили.

Эти события оттеняет появление марша Клода Жозефа Руже де Лиля. 25 апреля 1792 года он написал Марсельезу, которая спустя 3 года стала национальным гимном Франции.

«Смутные времена»

Но, вопреки ожиданием, казнь короля никак не повлияла на ситуацию как в стране, так и на поле боя. И там, и там Франция продолжала терпеть неудачи. Кризис лишь усугублялся. От осознания собственной беспомощности Конвент пошел на радикальные меры – создал Революционный трибунал. Новый орган отвечал за судебные процессы над «предателями, заговорщиками и контрреволюционерами». Вслед за ним появился Комитет общественного спасения. Этот государственный аппарат вел внешнюю и внутреннюю политику страны.
Но внутри самого Комитета царила раздробленность. Многие были недовольны политикой жирондистов. Особенно их главные оппоненты – монтаньяры. Воспользовавшись моментом, они настроили против сторонников республики нищих горожан.

План сработал на все «сто». 31 мая 1793 года народная толпа признала жирондистов предателями «светлых идей». Спустя несколько дней почти все они оказались под арестом. А 31 октября многих отправили на гильотину по решению Революционного трибунала.

Но из-за этого обстановка только ухудшилась. Франция оказалась в буре гражданской войны. Монтаньяры, почувствовав растущую силу, под шумок принялись избавляться от соперников, приговаривая их к казни. И хоть в конце 1793 года ситуация в стране начала успокаиваться, монтаньяры не сбавляли обороты террора. Так, например, они приняли «Закон о подозрительных». Он предписывал арестовывать всех людей, которые не обвинялись ни в каком преступлении, но теоретически могли его совершить.

27 июля 1794 года (9 термидора II года по революционному календарю) Максимилиан Робеспьер и большинство его сторонников были арестованы. На следующий день их казнили.

Внезапный переворот пошел Франции на пользу. Термидорианцы (участники переворота) быстро объявили амнистию и отказались от политики террора.

В августе 1795 года произошло знаковое событие – Конвент все-таки принял новую конституцию. Отныне законодательная власть переходила в руки 2-палатному Законодательному корпусу. А исполнительную доверили Директории.

Но слабые успехи в стабилизации экономической и политической обстановки привели к новой волне бунтов. Главный из которых возглавил генерал Наполеон Бонапарт. Благодаря военным успехам в Италии он стал очень популярным у народа, поэтому ему никто не мешал реализовывать свои амбициозные планы.

4 сентября 1797 года он совместно с Директорией объявил в столице военное положение и отменил результаты выборов в Законодательный корпус практически по всем регионам страны. Но у Наполеона оставались сильные враги – роялисты. И их требовалось устранить.

18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года) Бонапарт и два директора провернули очередной государственный переворот. Его итог: Директория потеряла власть. На ее месте появилось Консульство, состоящее из 3 человек (Наполеон и два его помощника).

Это событие считается финальной точкой в истории Великой французской революции. Десять лет борьбы за «свободу, равенство и братство» завершились приходом к власти даже не короля, а будущего императора.

Детство

Летиция Рамолино

Начало военной карьеры

После термидорианского переворота Бонапарт из-за своих связей с Огюстеном Робеспьером сначала был арестован (10 августа г., на две недели). После освобождения из-за конфликта с командованием он выходит в отставку, а через год, в августе , получает должность в топографическом отделении Комитета общественного спасения. В критический для термидорианцев момент он был назначен Баррасом своим помощником и отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (13 вандемьера ), был произведён в чин дивизионного генерала и назначен командующим войск тыла. Менее года спустя, 9 марта г., Бонапарт женился на вдове казненного при якобинском терроре генерала, графа Богарне, Жозефине, бывшей любовнице одного из тогдашних правителей Франции – П. Барраса . Свадебным подарком Барраса молодому генералу некоторые считают должность командующего Итальянской армией (назначение состоялось 23 февраля г.), но предложил Бонапарта на эту должность Карно .

Так на европейском политическом небосклоне «взошла новая военная и политическая звезда», а в истории континента началась новая эпоха, имя которой на долгие 20 лет будет «наполеоновские войны ».

Приход к власти

Аллегорическое изображение Наполеона

Кризис власти в Париже достиг своего апогея к 1799 году, когда Бонапарт находился с войском в Египте. Коррумпированная Директория была не способна обеспечить завоевания революции. В Италии русско−австрийские войска, которыми командовал Александр Суворов , ликвидировали все приобретения Наполеона, и даже возникла угроза вторжения во Францию. В этих условиях возвратившийся из Египта популярный генерал, опираясь на верную ему армию, разогнал представительные органы и Директорию и провозгласил режим консульства (9 ноября ).

Согласно новой конституции, законодательная власть делилась между Государственным Советом, Трибунатом, Законодательным корпусом и Сенатом, что делало её беспомощной и неповоротливой. Исполнительная власть, напротив, собиралась в один кулак первого консула, то есть Бонапарта. Второй и третий консулы имели лишь совещательные голоса. Конституция была одобрена народом на плебисците (около 3 миллионов голосов против 1,5 тысяч) (1800). Позже Наполеон провёл через сенат декрет о пожизненности своих полномочий (1802), а затем провозгласил себя императором французов (1804).

В момент прихода Наполеона к власти Франция находилась в состоянии войны с Австрией и Англией. Новый итальянский поход Бонапарта напоминал первый. Перейдя через Альпы, французская армия неожиданно появилась в Северной Италии, восторженно встречаемая местным населением. Решающей стала победа в битве при Маренго (). Угроза французским границам была ликвидирована.

Внутренняя политика Наполеона

Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (), вошедший в историю как кодекс Наполеона . Наполеон провёл административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (). В города и деревни назначались мэры.

Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (). До 1936 года в систему управления Французским банком, созданную Наполеоном, не вносилось серьёзных изменений: управляющий и его заместители назначались правительством, а решения принимались совместно с 15 членами правления из акционеров – так гарантировался баланс между интересами общественными и частными. 28 марта 1803 года были ликвидированы бумажные деньги: денежной единицей становится франк, равный пятиграммовой серебряной монете и поделенный на 100 сантимов. Для централизации системы сбора налогов были созданы Управление прямого налогообложения и Дирекция сведённого налогообложения (косвенных налогов). Приняв государство с плачевным финансовым состоянием, Наполеон ввёл жёсткую экономию во всех сферах. Нормальное функционирование финансовой системы было обеспечено созданием двух противостоящих друг другу и в то же время сотрудничающих министерств: финансов и казначейства. Их возглавляли выдающиеся финансисты того времени Годен и Молльен. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет, министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.

Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ – лицеев и высшие учебные заведения – Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Прекрасно сознавая важность воздействия на общественное мнение, Наполеон закрыл 60 из 73 парижских газет, а остальные поставил под контроль правительства. Была создана мощная полиция и разветвлённая тайная служба. Наполеон заключил конкордат с Папой Римским (1801). Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

Эти и другие меры заставили противников Наполеона объявить его предателем Революции, хотя он считал себя верным продолжателем ее идей. Истина же в том, что он сумел закрепить некоторые революционные завоевания (право на собственность, равенство перед законом, равенство возможностей), но решительно отмежевался от принципа свободы.

«Великая Армия»

Военные кампании Наполеона и битвы, их характеризующие

Общая характеристика проблемы

Маршалы Наполеона

В 1807 году по случаю ратификации Тильзитского мира Наполеон был награждён высшей наградой Российской империи – Орденом Святого апостола Андрея Первозванного .

Одержав победу, Наполеон подписал декрет о континентальной блокаде (). Отныне Франция и все её союзники прекращали торговые сношения с Англией. Европа была основным рынком сбыта английских товаров, а также колониальных, ввозимых в основном Англией, крупнейшей морской державой. Континентальная блокада нанесла ущерб английской экономике: спустя год с небольшим Англия переживала кризис в производстве шерсти, текстильной промышленности; произошло падение фунта стерлингов. Однако блокада ударила и по континенту. Французская промышленность не в состоянии была заменить на европейском рынке английскую. Нарушение торговых связей с английскими колониями привело в упадок и французские портовые города: Ла-Рошель, Марсель и др. Население страдало от недостатка привычных колониальных товаров: кофе, сахара, чая…

Кризис и падение Империи (1812-1815)

Политика Наполеона в первые годы его правления пользовалась поддержкой населения – не только собственников, но и малоимущих (рабочих, батраков). Дело в том, что оживление в экономике вызвало рост зарплаты, чему способствовали и постоянные наборы в армию. Наполеон выглядел спасителем отечества, войны вызывали национальный подъём, а победы – чувство гордости. Ведь Наполеон Бонапарт был человеком революции, а окружающие его маршалы, блестящие военачальники, происходили подчас из самых низов. Но постепенно народ начинал уставать от войны, длившейся уже около 20 лет. Наборы в армию стали вызывать недовольство. К тому же в 1810 году вновь разразился экономический кризис. Буржуазия же сознавала, что экономически подчинить всю Европу ей не под силу. Войны на просторах Европы теряли для неё смысл, затраты на них стали раздражать. Безопасности Франции давно ничто не угрожало, а во внешней политике всё большую роль играло стремление императора распространить свою власть, обеспечить интересы династии. Во имя этих интересов Наполеон развёлся с первой женой Жозефиной, от которой не имел детей, и женился на дочери австрийского императора Марии-Луизе (1810). Наследник родился (1811), но австрийский брак императора был крайне непопулярен во Франции.

Союзники Наполеона, принявшие континентальную блокаду вопреки своим интересам, не стремились строго её соблюдать. Росла напряжённость между ними и Францией. Всё более очевидными становились противоречия между Францией и Россией. Патриотические движения ширились в Германии, в Испании не угасала герилья . Разорвав отношения с Александром I , Наполеон решился на войну с Россией. Русская кампания 1812 стала началом конца Империи. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла и, наконец, перестала существовать. По мере движения русской армии на запад антинаполеоновская коалиция росла. Против наспех собранной новой французской армии в «Битве народов» под Лейпцигом выступили русские, австрийские, прусские и шведские войска (16-19 октября 1813). Наполеон потерпел поражение и, после вступления союзников в Париж, отрёкся от престола. В ночь с 12 по 13 апреля 1814 года в Фонтенебло , переживая поражение, оставленный своим двором (рядом с ним были только несколько слуг, врач и генерал Коленкур), Наполеон решил покончить с собой. Он принял яд, который всегда носил при себе после битвы под Малоярославцем , когда только чудом не попал в плен. Но яд разложился от долгого хранения, Наполеон выжил. По решению союзных монархов он получил во владение маленький островок Эльба в Средиземном море. 20 апреля 1814 года Наполеон покинул Фонтенебло и отправился в ссылку.

Было объявлено перемирие. Во Францию вернулись Бурбоны и эмигранты, стремившиеся к возврату своих имуществ и привилегий. Это вызвало недовольство и страх во французском обществе и в армии. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, Наполеон бежал с Эльбы в феврале 1815 года и, встречаемый восторженными криками толпы, без помех возвратился в Париж. Война возобновилась, но Франция уже не в силах была нести её бремя. «Сто дней» завершились окончательным поражением Наполеона около бельгийской деревни Ватерлоо (18 июня ). Он был вынужден уехать из Франции, и, понадеявшись на благородство правительства Великобритании, добровольно прибыл на английский военный корабль «Беллерофон» в порту Плимута , рассчитывая получить политическое убежище у своих давних врагов – англичан. Но английский кабинет министров рассудил иначе: Наполеон стал пленником англичан и под предводительством британского адмирала Джорджа-Эльфинстона Кейта был отправлен на далёкий остров Святой Елены в Атлантическом океане. Там в посёлке Лонгвуд Наполеон провёл последние шесть лет жизни. Узнав об этом решении он сказал: «Это хуже, чем железная клетка Тамерлана ! Я предпочёл бы, чтобы меня выдали Бурбонам… Я отдался под защиту ваших законов. Правительство попирает священные обычаи гостеприимства… Это равносильно подписанию смертного приговора!». Англичане выбрали Святую Елену из-за её удалённости от Европы, опасаясь повторного побега императора из ссылки. На воссоединение с Марией-Луизой и сыном у Наполеона не было надежды: ещё в пору его ссылки на Эльбе жена, находясь под влиянием своего отца, отказалась приехать к нему.

Остров Святой Елены

Наполеону было разрешено выбрать офицеров в сопровождающие, ими стали оказавшиеся вместе с ним на английском корабле Анри-Грасьен Бертран, Шарль Монтолон , Эммануэль де Лас Каз и Гаспар Гурго. Всего же в свите Наполеона было 27 человек. 7 августа 1815 года на борту корабля «Нортумберленд» бывший император покидает Европу. Девять кораблей эскорта с 3000 солдат, которые будут охранять Наполеона на Святой Елене, сопровождали его корабль. 17 октября 1815 года Наполеон прибыл в Джеймстаун – единственный порт острова. Местом обитания Наполеона и его свиты стал обширный дом Лонгвуд-хаус (бывшая летняя резиденция генерал-губернатора), расположенный на горном плато в 8 километрах от Джеймстауна. Дом и территория, примыкающая к нему были окружены каменной стеной протяжённостью в шесть километров. Вокруг стены были расставлены часовые так, чтобы видеть друг друга. На вершинах окрестных холмов размещались дозорные, сообщавшие сигнальными флажками все действия Наполеона. Англичане сделали всё, чтобы побег Бонапарта с острова стал невозможен. Низложенный император поначалу возлагал большие надежды на смену европейской (а прежде всего британской) политики. Наполеону было известно, что наследная принцесса английского престола Шарлотта (дочь Георга IV) страстная его поклонница. Новый губернатор острова, Гудсон Лоу, ещё более ограничивает свободу низложенного императора: сужает границы его прогулок, требует от Наполеона показываться караульному офицеру не менее двух раз в день, старается сократить его контакты с внешним миром. Наполеон обречён на бездеятельность. Его здоровье ухудшается, Наполеон и его свита обвиняли в этом нездоровый климат острова.

Смерть Наполеона

Гробница Наполеона в Доме Инвалидов

Состояние здоровья Наполеона неуклонно ухудшалось. С 1819 года он болел всё чаще. Наполеон часто жаловался на боль в правом боку, у него опухали ноги. Его лечащий врач ставил диагноз «гепатит». Наполеон подозревал, что это рак – болезнь, от которой умер его отец. В марте 1821 года состояние его ухудшилось настолько, что он не сомневался в близкой смерти. 13 апреля 1821 года Наполеон продиктовал своё завещание. Он уже не мог двигаться без посторонней помощи, боли стали резкими и мучительными. 5 мая 1821 года Наполеон Бонапарт умер. Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название «Долина герани ». Есть версия, что Наполеон был отравлен . Однако авторы книги «Химия в криминалистике» Л. Лейстнер и П. Буйташ пишут, что «повышенное содержание мышьяка в волосах все еще не дает основания безоговорочно утверждать факт умышленного отравления, потому что такие же данные могли быть получены, если бы Наполеон систематически использовал лекарства, в состав которых входит мышьяк.

Литература

  • Наполеон Бонапарт. О военном искусстве. Избранные произведения. ISBN 5-699-03899-X
  • Лас Каз Максимы и мысли узника Святой Елены
  • Мухлаева И. «Наполеон. Несколько сакраментальных вопросов»
  • Стендаль «Жизнь Наполеона»
  • Гораций Верне «История Наполеона»
  • Рустам Раза «Моя жизнь рядом с Наполеоном»
  • Пименова Э.К. «Наполеон»
  • Филатова Ю. «Основные аспекты внутренней политики Наполеона»
  • Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. М.: Центрополиграф, 1999.
  • Саундерс Э. 100 дней Наполеона. М.: АСТ, 2002.
  • Тарле Е. В. Наполеон
  • Девид Маркхем Наполеон Бонапарт для “чайников” isbn = 978-5-8459-1418-7
  • Манфред А. З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1989
  • Волгин И. Л., Наринский М. М..Диалог о Достоевском, Наполеоне и наполеоновском мифе // Метаморфозы Европы. М., 1993, с. 127-164
  • Бен Вейдер, Дэвид Хэпгуд. Кто убил Наполеона? М.: Международные отношения, 1992.
  • Бен Вейдер. Блистательный Бонапарт. М.: Международные отношения, 1992.
  • М. Брандыс Мария Валевская // Исторические повести. М.: Прогресс, 1974.
  • Кронин Винсент Наполеон . – М.: «Захаров», 2008. – 576 с. – ISBN 978-5-8159-0728-7
  • Галло Макс Наполеон . – М.: «Захаров», 2009. – 704+784 с. – ISBN 978-5-8159-0845-1

Примечания

Отец: Карло Буонапарте
Мать: Летиция Рамолино
Супруга: 1) Жозефина де Богарне
2) Мария-Луиза Австрийская
Дети: от 2-ого брака
сын: Наполеон II
внебрачные
сыновья: Шарль Леон Денюэль, Александр Валевский
дочь: Жозефина Наполеона де Монтолон
Предшественник:
(Первая республика)
Он сам, как Первый консул Французской республики
1-й Император Франции
(Первая империя)
20 марта – 6 апреля 1 марта – 22 июня
Преемник:
(Реставрация Бурбонов)
34-й Король Франции Людовик XVIII
Предшественник:
(Первая республика)
Директория Французской республики
Первый консул Французской республики
(Первая республика)
9 ноября – 20 марта
Преемник:
(Первая империя)
Он сам, как 1-й Император Франции

Наполеон Бонапарт был блестящим полководцем, дипломатом, обладал превосходным интеллектом, феноменальной памятью и удивительной работоспособностью. Целая эпоха названа его именем, а его деяния стали потрясением для большинства современников. Его военные стратегии есть в учебниках, а нормы демократии западных стран основаны на «Наполеоновском праве».

Наполеон Бонапарт на коне

Роль в истории Франции этой выдающейся личности неоднозначна. В Испании и России его называли антихристом, а некоторые исследователи считают Наполеона несколько приукрашенным героем.

Детство и юность

Блестящий полководец, государственный деятель, император Наполеон I Бонапарт был уроженцем Корсики. Родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо в небогатой дворянской семье. У родителей будущего императора было восемь детей. Отец Карло ди Буонапарте вел адвокатскую практику, мать Летиция, урожденная Рамолино, воспитывала детей. По национальности они были корсиканцами. Бонапарт – тосканский вариант фамилии знаменитого корсиканца.

Грамоте и священной истории его обучали дома, в шесть лет отдали в частную школу, в десятилетнем возрасте – в Отенский колледж, где мальчик пробыл недолго. После колледжа продолжает учебу в военном училище Бриенна. В 1784 году поступает в Парижскую военную академию. По окончании получает звание лейтенанта и с 1785-го служит в артиллерии.

В ранней юности Наполеон жил уединенно, увлекался литературой и военным делом. В 1788 году, будучи на Корсике, участвовал в разработке оборонительных укреплений, работал над докладом об организации ополчения и т.д. Литературные труды он считал первостепенными, надеялся стать знаменитым на этом поприще.

С интересом читает книги по истории, географии, о размерах государственных доходов европейских стран, труды по философии законодательства, увлекается идеями и аббата Рейналя. Пишет историю Корсики, повести «Беседа о любви», «Замаскированный пророк», «Граф Эссекс» и ведет дневник.

Сочинения юного Бонапарта за исключением одного остались в рукописях. В этих произведениях автор выражает негативные эмоции по отношению к Франции, считая ее поработительницей Корсики, и любовь к родине. Записи юного Наполеона носят политический оттенок и пронизаны революционным духом.

Французскую революцию Наполеон Бонапарт встречает с энтузиазмом, в 1792 году вступает в Якобинский клуб. После победы над англичанами за взятие Тулона в 1793 году удостаивается звания бригадного генерала. Это становится переломным событием в его биографии, после которого начинается блестящая карьера военного.

В 1795 году Наполеон отличается при разгоне мятежа роялистов, после чего назначается командующим армией. Предпринятый в 1796-1797 годах итальянский поход под его командованием продемонстрировал талант полководца и прославил его на весь континент. В 1798-1799 годы Директория отправляет его в дальнюю военную экспедицию в Сирию и Египет.

Экспедиция закончилась поражением, но за неудачу ее не посчитали. Он самовольно оставляет армию, чтобы сразиться с русскими под командованием . В 1799 году генерал Наполеон Бонапарт возвращается в Париж. Режим Директории в это время уже на пике кризиса.

Внутренняя политика

После переворота и провозглашения консульства в 1802 году он становится консулом, а в 1804 – императором. В этом же году при участии Наполеона издается новый Гражданский кодекс, за основу которого было взято Римское право.

Внутренняя политика, проводимая императором, направлена на укрепление собственной власти, которая, по его мнению, гарантировала сохранение завоеваний революции. Проводит реформы в области права и администрирования. Им был предпринят ряд реформ в правовой и административной сферах. Часть этих новшеств и сейчас составляют основу функционирования государств. Наполеоном была прекращена анархия. Был принят закон, обеспечивающий право на собственность. Граждане Франции признавались равными в правах и возможностях.

В города и села назначались мэры, создан Французский банк. Началось оживление экономики, что не могло не радовать даже бедные слои населения. Наборы в армию позволяли неимущим зарабатывать. По всей стране открывались лицеи. При этом расширялась сеть полиции, заработал тайный отдел, пресса подверглась жесткой цензуре. Постепенно происходил возврат к монархической системе правления.

Биография Наполеона Бонапарта

Важным событием для французской власти стало соглашение, заключенное с Папой Римским, благодаря которому признавалась законность власти Бонапарта взамен на провозглашение католицизма главной религией большинства граждан. Общество по отношению к императору разделилось на два лагеря. Часть граждан заявляла, что Наполеон предал революцию, но сам Бонапарт считал, что является продолжателем ее идей.

Внешняя политика

Начало правления Наполеона пришлось на время, когда Франция вела военные действия с Австрией и Англией. Новый победоносный итальянский поход ликвидировал угрозу у французских границ. Результатом военных действий стало подчинение почти всех европейских стран. На территориях, не вошедших в состав Франции, были созданы подвластные императору королевства, правителями которых были члены его семьи. Россия, Пруссия и Австрия заключают союз.

В первое время Наполеона воспринимали как спасителя родины. Народ гордился его достижениями, в стране был национальный подъем. Но 20-летняя война всех утомила. Провозглашенная Бонапартом Континентальная блокада, которая привела в упадок экономику Англии, ее легкую промышленность, заставила англичан прекратить торговые связи с европейскими государствами. Кризис ударил по портовым городам Франции, была прекращена поставка колониальных товаров, к которым в Европе уже успели привыкнуть. Даже французский двор страдал от недостатка кофе, сахара, чая.

Ситуация усугубилась экономическим кризисом 1810 года. Буржуазия не хотела тратить средства на войны, так как угроза нападения других стран осталась в далеком прошлом. Она понимала, что цель внешней политики императора – расширение собственной власти и защита интересов династии.

Началом крушения империи стал 1812 год, когда российские войска победили наполеоновскую армию. Создание антифранцузской коалиции, в которую входили Россия, Австрия, Пруссия и Швеция, в 1814 году стало крахом империи. В этом году она разгромила французов и вошла в Париж.

Наполеону пришлось отречься от престола, но статус императора за ним сохранился. Его сослали на остров Эльба в Средиземном море. Однако ссыльный император пробыл там недолго.

Французские граждане и военные были недовольны ситуацией, опасались возвращения Бурбонов и знати. Бонапарт совершает побег и 1 марта 1815 года двигается на Париж, где его встречают восторженными возгласами горожане. Возобновляются военные действия. В историю этот период вошел как «Сто дней». Окончательное поражение наполеоновского войска произошло 18 июня 1815 года после битвы при Ватерлоо.

Свергнутый император был пленен англичанами и снова отправлен в ссылку. На этот раз он оказался в Атлантическом океане на острове св. Елены, где прожил еще 6 лет. Но не все англичане относились к Наполеону негативно. В 1815 году , впечатленный судьбой свергнутого императора, создал «Наполеоновский цикл» из пяти стихов, после чего поэта упрекнули в непатриотичности. Среди англичан была еще одна поклонница Наполеона – принцесса Шарлотта, дочь будущего Георга IV, на поддержку которой одно время рассчитывал император, но она скончалась в 1817 году во время родов.

Личная жизнь

Наполеон Бонапарт с юных лет отличался влюбчивостью. Вопреки расхожему мнению, рост Наполеона был выше среднего по существовавшим в те годы меркам – 168 см, что не могло не привлекать к себе внимание противоположного пола. Мужественные черты, осанка, которые видны на репродукциях, представленных в виде фото, вызывали интерес у окружающих его дам.

Первой возлюбленной, которой молодой человек сделал предложение, стала 16-летняя Дезире-Евгения-Клара. Но на тот момент его карьера в Париже стала стремительно развиваться, и Наполеон не устоял перед очарованием парижанок. В столице Франции Бонапарт предпочитал заводить романы с женщинами старше себя.

Важным событием личной жизни Наполеона, состоявшимся в 1796 году, была его женитьба на Жозефине Богарне. Возлюбленная Бонапарта оказалась старше его на 6 лет. Она родилась в семье плантатора на острове Мартиника в Карибском море. С 16 лет была замужем за виконтом Александром де Богарне, родила двоих детей. Спустя шесть лет после заключения брака развелась с супругом и одно время жила в Париже, затем в доме отца. После революции 1789 года вновь отправилась во Францию. В Париже ее поддержал бывший муж, к тому времени занимавший высокий политический пост. Но в 1794 году виконта казнили, а сама Жозефина провела некоторое время в тюрьме.

Через год, чудом обретя свободу, Жозефина познакомилась с Бонапартом, который еще не был столь известен. По некоторым сведениям, на момент знакомства она состояла в любовной связи с тогдашним правителем Франции Баррасом, но это не помешало ему стать на свадьбе Бонапарта и Жозефины свидетелем. К тому же Баррас пожаловал жениху должность командующего Итальянской армией республики.

Исследователи утверждают, что влюбленных роднило многое. Оба родились вдали от Франции на маленьких островах, познали лишения, сидели в тюрьме, оба были мечтателями. После свадьбы Наполеон отправился на позиции Итальянской армии, а Жозефина осталась в Париже. После итальянской кампании Бонапарт был направлен в Египет. Жозефина по-прежнему не следовала за мужем, а наслаждалась светской жизнью в столице Франции.

Мучимый ревностью, Наполеон стал заводить себе фавориток. По подсчетам исследователей, возлюбленных у Наполеона было от 20 до 50. Последовал ряд романов, которые привели к появлению незаконнорожденных наследников. Известно о двоих – Александре Колонна-Валевском и Шарле Леоне. Род Колонна-Валевских сохранился до наших дней. Матерью Александра стала дочь польского аристократа Мария Валевская.

Жозефина не могла иметь детей, поэтому в 1810-м Наполеон разводится с ней. Первоначально Бонапарт планировал породниться с императорской семьей Романовых. Он просил руки Анны Павловны у ее брата . Но российский император не желал родниться с правителем не королевских кровей. Во многом эти разногласия повлияли на охлаждение отношений между Францией и Россией. Наполеон женится на дочери императора Австрии Марии-Луизе, которая в 1811 году родила ему наследника. Французской общественностью этот брак одобрен не был.

По иронии судьбы впоследствии именно внук Жозефины, а не Наполеона становится французским императором. Ее потомки царствуют в Дании, Бельгии, Норвегии, Швеции и Люксембурге. Потомков Наполеона не осталось, так как у его сына не было детей, а сам он умер молодым.

После выдворения на остров Эльба Бонапарт ожидал увидеть рядом с собой законную супругу, но Мария-Луиза отправилась во владения отца. К Бонапарту вместе с сыном прибыла Мария Валевская. Вернувшись во Францию, Наполеон мечтал увидеть только Марию-Луизу, но на все письма, отправляемые в Австрию, император так и не получил ответа.

Смерть

После разгрома под Ватерлоо Бонапарт коротал время на острове св. Елены. Последние годы его жизни были наполнены страданиями от неизлечимой болезни. 5 мая 1821 года Наполеон I Бонапарт умер, ему шел 52 год.

По одной версии, причиной смерти была онкология, по другой – отравление мышьяком. Исследователи, придерживающиеся версии рака желудка, апеллируют к результатам вскрытия, а также к наследственности Бонапарта, отец которого умер от рака желудка. Другие историки упоминают, что перед смертью Наполеон толстел. И это стало косвенным признаком отравления мышьяком, так как при онкологии больные худеют. К тому же в волосах императора позднее были выявлены следы мышьяка высокой концентрации.

По завещанию Наполеона его останки были перевезены во Францию в 1840 году, где перезахоронены в парижском Доме инвалидов на территории собора. Вокруг гробницы бывшего императора французов выставлены скульптуры, выполненные Жаном Жаком Прадье.

Цитаты

История – это лишь версия случившихся событий в нашей интерпретации.

Неизмеримы глубины низости, до которых может пасть человек.

Есть два рычага, которыми можно двигать людей, – страх и личный интерес.

Революция – это убеждение, подкрепленное штыками.

Больше вероятность встретить хорошего правителя, пришедшего к власти путем наследования, чем путем выборов.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок