Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева ” Зима недаром злится…”
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.
1. Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит: Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
2.
Немного о поэте
Тютчев Федор Иванович (1803 – 1873)
Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.
Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские – связаны с Москвой.
Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском “Современнике” появились его 16 стихотворений.
В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор “Silentium”, он творил почти исключительно “для себя”, под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на “соответственность таланта Тютчева с жизнью автора”, сделанное еще Тургеневым: “…от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве”.
3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева ” Зима недаром злится…” пять строф по четыре строки каждая – итого двадцать строк. Рифма – перекрёстная: ” злится – стучится” – рифмуются первая и третья строки; “пора – со двора” – вторая и четвёртая. Размер – трёхстопный ямб.
Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений (антитезы). Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна – с прекрасным ребёнком. Слова “Зима” и “Весна” написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер. Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна – месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением (антинтезой) в этом тексте могут являться такие понятия, как ” ведьма злая” (Зима) и ” прекрасное дитя” (Весна) и две эмоции – злость Зимы и смех (радость) Весны. Помимо ” злой ведьмы” в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию – “враг” Весны. Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.
Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу. Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными – такой и дана Весна в этом произведении – но это не бессмысленные шалости, это – природная необходимость.
На стороне Весны буквально “всё” – ведь ” всё засуетилось, всё нудит Зиму вон”. ” Всё” – это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, – активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом ” поднятым трезвоном”.
По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе ” стуком в окно”, то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. ” Гонит со двора”… – глагол “гонит” дан здесь как синоним к глаголу “нудит”, то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении”. Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.
Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (” в глаза хохочет”) принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё “пуще”. Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: ” умылася в снегу и лишь румяней стала…”
С помощью картины неравной битвы (исход которой предопределён) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, – картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Интересно, что метафора ” И всё засуетилось” может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:
“Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!”
Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: “Зима недаром злится”, ” прошла её пора”, Весна в окно стучится и гонит со двора”…
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца – одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.
Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: “злится”, “прошла”, “стучится”, “гонит” – в первой строфе; “засуетилось”, “нудит”, “подняли” – во второй строфе; “хлопочет”, “ворчит”, “хохочет”, “”шумит – в третьей; “взбесилась”, деепричастие “захватя, “пустила”, деепричастие “убегая” – в четвёртом катрене; “умылася”, глагол-связка “стала” – в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм (два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.
А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве – их всего три: “злая” (“ведьма злая” – инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет ” злая”), “прекрасное” (“прекрасное дитя” – прямой порядок слов) и сравнительная степень прилагательного “румяней” в составном именном сказуемом (“румяней стала” – обратный порядок слов).
4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении ” Зима недаром злится” очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица (автора, как лирического героя, как бы и не видать), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как “прекрасное дитя” “хохочет”, какое оно жизнерадостное (“Весне и горя мало” – фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору), не боящееся холода (“умылася в снегу”), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (” И лишь румяней стала наперекор врагу”). Все симпатии автора – на стороне Весны.
Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.
5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора – герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:
“…Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.”
(И.Никитин)
“Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.”
(Сергей Есенин)
В 1852 году, через шестнадцать лет после ” злящейся Зимы”, Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:
“Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…”
Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как ” ведьма”, то затем она превратилась в ” чародейку”, “колдунью”. Собственно все эти три слова – ведьма, чародейка, колдунья – синонимы. Правда, в нашем сознании слово ” чары” связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски (напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.
6.
Объяснение непонятных учащимся слов.
НУДИТ – принуждает, заставляет.
ХЛОПОЧЕТ – Хлопотать – 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.
Антонина Лёвина
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»
Возрастная группа : подготовительная (5-6 лет) .
Тема : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится »
Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»
Цель : помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть;
Задачи :
Образовательная : учить внимательно слушать, развивать связную диалогическую речь детей, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией Ф. И. Тютчева , показать красоту, яркость его поэзии;
Развивающая : развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;
Воспитательная : воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать детям любовь к родной природе;
Виды детской деятельности : познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,
Формы организации : групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности : рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений по музыку, аппликация, пение.
Оборудование : магнитная доска, иллюстрации зимней природы,
портрет Ф. Тютчева , фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг Ф. Тютчева ; гуашь; кисточки; лист альбома; салфетки; магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора
Предшествующая работа : наблюдение за деревьями; рассматривание зимних пейзажей; рисование деревьев; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть.
Словарная работа :
Нудит (устар.) – вынуждает, заставляет зиму уйти вон
Нудит – от глагола «нудеть» , то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.
Пуще – больше, сильнее
Ход игровой обучающей ситуации :
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте) .
Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Дети проходят на стульчики, присаживаются)
Ребята, я хочу предложить вам прослушать аудиозапись художественного произведения
Воспитатель включает аудиозапись стихотворения
Как вы думаете, какое это художественное произведение? (Ответы детей)
Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)
Стихотворение относится к поэзии или прозе?
А как называют человека, который пишет поэзию?
А как называют человека, который пишет прозу?
Дети, есть поэты городские и деревенские.
Где живут городские поэты? (в городе)
Где живут деревенские поэты?
(в деревне)
Основная часть
Сегодня я расскажу вам о деревенском поэте, мы познакомимся со стихами знаменитого поэта, который очень любил природу и знал все её тайны. Биография Ф. И. Тютчева . Сегодня я расскажу вам о знаменитом поэте. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Фёдор Иванович Тютчев – поэт , которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Фёдор Иванович жил очень давно. Он родился много лет назад Когда ему было 10 лет, к нему пригласили учителя Сёмёна Егоровича Раича. Он был поэт Учитель научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи
Когда ему исполнилось 15 лет,он поступил в университет, после его окончания уехал далеко за границу. Но там продолжал любить нашу Россию и о ней писал стихи. Его стихи были о природе, о родине, о поэзии.
Однажды друг Тютчева передал тетрадь с его стихами великому поэту А. С. Пушкину. Стихи очень понравились А. С. Пушкину и он напечатал их в своём журнале «Современник» . С тех пор стихи Ф. И. Тютчева стали известны всей России
Тютчев написал много книг , посвящённых русской природе, он глубоко чувствовал родную природу и очень любил её
Хотите послушать?
В этом стихотворении встретятся новые слова
2. Словарная работа.
3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится .» .
Зима недаром злится ,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало :
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Вам понравилось стихотворение?
– Как оно называлось?
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.)
Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как
Физминутка.
– Зима недаром злится (хоровод)
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось (шагаем на месте)
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе (правой, потом левой рукой показать перелёт птиц)
Уж подняли трезвон
Зима ещё хлопочет (хоровод)
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится » (Дети слушают грамзапись стихотворения)
(Читаю первое четверостишье)
(Читаю второе четверостишье)
Что вы услышали о зиме в этом стихотворении? (Ответы детей
Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется зима , которая не хочет уходить В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел последние зимние дни)
Какие художественные средства использует автор?
(Читаю третье четверостишье)
Какие художественные средства использует автор? (Это красивая историю о красоте зимы. Автор использует средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение лучше запоминается. Фраза “зима недаром злится ” означает, что зима как человек , что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение).
Хотите его нарисовать?
6. Рисование «Весенний пейзаж» по стихотворению Ф. Тютчева
Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились картины – настоящий весенний пейзаж. Какими словами можно описать наши картины?
Рисуют ватными палочками
Самостоятельное рассказывание стихотворения.
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете ему о зиме
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. (Двое детей читают стихотворение вслух)
Заключительная часть
– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный) .
Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения? Как оно называлось?
Кто его написал?
Фёдор Иванович – наш лучший деревенский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.
Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг) .Я приглашаю вас посетить выставку книг Ф. Тютчева
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева
Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.
Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.
Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).
Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.
«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
– …Хороши ваши стихи, скажите сами?– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. “Мастер и Маргарита”
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. “Любовница французского лейтенанта”
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами – нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.
Макс Фрай. “Болтливый мертвец”
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
– Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи – это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему – гоните критиков. Они – лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас – это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. “Тысяча жизней”
Стихи – это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Федор Иванович Тютчев – личность, однозначно, историческая, и известен он не только в литературных кругах нашего Отечества, но и во всем мире его имя помнят и почитают, а произведения этого великого автора не только перечитывают неоднократно, но и учат наизусть, и даже цитируют на культурных мероприятиях. Считается, что век, в который жил и создавал свои шедевры Тютчев, не был наполнен великими личностями в литературе, хотя знающие люди, наверняка, такую позицию не подтверждают и не одобряют. Однако, даже если брать во внимание такую нелицеприятную точку зрения, становится очевидным, что именно Федор Иванович Тютчев внес просто колоссальный вклад как в развитие литературы своего времени, так и в становление всей современной мировой литературы в целом.
Чем же так прославился автор, каким был его путь и почему его произведение “Зима недаром злится” до сих пор на устах у каждого? Возможно, ответы на все эти вопросы кроются в биографии автора, в поворотах и закоулках его судьбы, а, возможно, еще и в личной жизни самого Федора Ивановича Тютчева. В любом случае, для того, чтобы ответить на все эти вопросы, нужно ознакомиться как с краткой биографией поэта и писателя, так и с одним из самых популярных его произведений. Тютчев был одним из немногих, кто действительно искренне и душевно любил родное государство, никогда не забывал о нем, даже при жизни на чужбине – возможно, это стало еще одним фактором для того, чтобы его произведения стали настолько душевными, наполненными и близкими для понимания простому русскому человеку своего мира и для понимания русской души иностранцу. Важные детали биографии Федора Ивановича ТютчеваВ семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие – на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался – все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию – читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки. Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью – и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством. Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни. В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола – и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути. Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой – талант писателя оценивают во всех кругах сразу. Здесь, на чужбине, Федор Иванович знакомится со своей первой женой Элеонорой, с которой обещает быть рядом и в горе, и в радости. К сожалению, счастливой семейной жизни свершиться помешала, видимо, сама судьба. Однажды, во время путешествия из Петербурга в Турин, судно, на котором передвигалась семья Тютчевых, потерпело серьезное крушение, в спасательной операции непосредственными участниками стали все, кто находился на корабле – говорят, семью Тютчевых спасал сам Островский, который волей случая также оказался в этом путешествии. Нежная и слабая женщина с трудом перенесла такой сильнейший стресс, и совсем скоро после приезда домой Элеонора сильно заболела. Совсем немного времени прошло до печального момента ее смерти, которая произошла прямо на глазах писателя – говорят, волосы Федора Ивановича за одну ночь покрылись старческой сединой, а стресс, который пережил он от смерти супруги, сложно сравнить с другими потрясениями всей его жизни. Несмотря на это печальное событие, Федор Иванович не потерял интерес к жизни – уже совсем скоро он представил свою новую супругу Эрнестину, с которой, по слухам современников, его роман начался задолго до смерти первой жены. Интересно, что и Эрнестина довольно рано потеряла своего супруга – тот скончался от неприятного, но очень распространенного в то время заболевания, а Тютчеву завещал приглядывать за своей супругой. Возможно, именно общее горе так сблизило двух одиноких людей, и именно это подарило им шанс на счастливое будущее вместе. Несмотря на успешную и действительно стремительно развивающуюся карьеру, в 1839 году Федор Иванович был вынужден оставить службу за границей и отправиться в страну, которую так горячо любил и так часто воспевал в своих произведениях. Здесь его застала и настоящая русская зима, которой так не хватало ему в поездке, и самая теплая, светлая весна, о которой Федор Иванович отзывается с таким теплом и всепоглощающей любовью. Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»Зима недаром злится,Прошла её пора –Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И всё засуетилось,Всё нудит Зиму вон –И жаворонки в небеУж подняли трезвон.Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…Весне и горя мало:Умылася в снегуИ лишь румяней стала Наперекор врагу. Стихотворение «Зима недаром злится» было написано Федором Ивановичем Тютчевым как раз в то время, когда писатель много путешествовал по миру. Здесь показано все, что нужно и так хочется увидеть русскому человеку, от всей души скучающему по своей горячо любимой родине. Тютчев в стихотворении убеждает читателя, что такая прекрасная ранняя весна может быть только в родной стране – здесь и весенняя капель, и долгожданное тепло. Интересно, что времена года в этом стихотворении Тютчева представлены яркими и живыми образами – каждое время года обладает собственным, особенным характером, который полностью соответствует погоде в это время года. Зима – злая ведьма, которая пугает своими лютыми морозами, покрывает города снегом и прячет их от людского взора, а весна – юная прелестница, которая только и делает, что улыбается и веселится. Такие образы приятны и легки для восприятия любому жителю нашей страны вне зависимости от возраста – дети с легкостью запоминают строки из произведения, ведь само стихотворение напоминает добрую сказку со счастливым концом, а взрослые получают возможность окунуться в мир детства и невинности, когда все еще было легко и понятно. Безусловно, Тютчев оставил после себя просто колоссальное наследие, которое интересно сегодня самым разным категориям граждан. Среди его произведений существует широкий выбор направлений, который доступен любому желающему: Пейзажная лирика Любовная лирика Гражданская лирика Память о писателе не только не уменьшается, с каждым годом она становится все глобальнее – Федор Иванович увековечен в самых разных памятниках, его именем называются целые аллеи и улицы, а школьники с удовольствием читают его произведения, которые являются неизменной и неотъемлемой частью школьной программы. |