Множественное число французских прилагательных – важная тема для понимания. У французских прилагательных есть число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания -s к форме единственного числа (petit – petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis) . Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы рассмотрим ниже
Итак, Le pluriel des adjectifs.
Основное правило образования множественного числа прилагательных
Если прилагательное в единственном числе оканчивается на – s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:
- Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
- Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты
Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:
- Un geste amical – des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
- Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы
Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание – s во множественном числе:
- Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
- Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы
Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на – eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:
- Un beau matin – des beaux jours – красивое утро – красивые дни
Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:
- Мужской род: Faux – множественное число faux
- Женский род: Fausse – множественное число fausses
Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:
- Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна – светловолосые.
- Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари – хорошие друзья.
Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:
- André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
- Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.
Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:
- On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
- On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.
Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.
- Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
- Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.
И еще несколько важных правил…
Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:
- Un pullover marron – des pullovers marron – des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
- Un pantalon orange – des bas orange – des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки
Но есть и исключения:
- Ecarlate-écarlates (багровый)
- Rose-roses (розовый)
- Fauve-fauves (палевый)
- Mauve-mauves (фиолетовый)
- Pourpre-pourpres (пурпурный)
Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:
- Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой – глухонемые
Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:
- Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи
Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.
- Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки
Множественное число французских прилагательных формируется по определённым правилам. Их нужно запомнить, это понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.
В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано. То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву . Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.
В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.
Падеж прилагательного
Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.
- Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые;
- Р. п. : какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их;
- Д. п. : какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им;
- В. п. : какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые;
- Т. п. : каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
- П. п. : о каком? о какой? о каких? -ом, -ой, -ых, -их.
Краткие прилагательные по падежам не склоняются.
Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу “гордиться” всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.
Род прилагательных
Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.
Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое . Например, красивое, редкое.
Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.
Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).
Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе “Падежи прилагательных”.
Число прилагательных
Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое . Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.
Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.
Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.
В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано. То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву. Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.
В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.
Падеж прилагательного
Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.
Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые; Р. п.: какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их; Д. п.: какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им; В. п.: какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые; Т. п.: каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
П. п.: о каком? о какой? о каких?-ом, -ой, -ых, -их.
Краткие прилагательные по падежам не склоняются.
Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу “гордиться” всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.
Род прилагательных
Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.
Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое. Например, красивое, редкое.
Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.
Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).
Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе “Падежи прилагательных”.
Число прилагательных
Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое. Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.
Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.
Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.
Таким образом, род, число, падеж прилагательных проще всего определить по существительному, к которому оно относится. Если же прилагательное в предложении не связано с другими частями речи, можно определить падеж или род, задав вопрос. Обычно окончания вопросов и самих прилагательных совпадают.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4В КЛАССЕ
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа.
Задачи:
Образовательная:
Совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении в единственном числе;
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
І. Орг.момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
ІІ. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Бб Бб Бб
Какое дерево является символом России?
Слайд 1
Что вы о правописании этого слова?
К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)
С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)
Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)
ІІ. Сообщение темы и цели урока
Какие стихи о берёзе вы знаете?
Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд 2
Улыбнулись сонн… березки,Растрепали шелков… косы.Шелестят зелен… сережки,
И горят серебрян… росы.
Слайд 3 (с выделенными окончаниями)
– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да, -ые, -ие.)– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).
Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?
Слайды 4 и 5
ІІІ. Работа по теме урока
1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе
На доске записаны словосочетания:
Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)
1 ряд: стройная гибкая девочка;
2 ряд: яркий зимний день;
Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные, неодушевленные имена существительные, с которыми имена прилагательные связаны)
Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)
Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
2. Проверка по таблице окончаний
Слайд 6
Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.
ІV. Физминутка
«Четыре стихии»
Земля – приседаем, вода – руки в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)
V. Продолжение работы по теме урока
3. Работа с учебником
Стр. 19, упр.26
Как определить падеж прилагательных во мн. числе? (по падежу имени существительного)
Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?
Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)
В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?
Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.
Взаимопроверка.
Кто выполнил упражнение без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей
VІ. Закрепление
Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)
Уровень 1
а) Спишите.
На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.
Уровень 2
а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.
Уровень 3
а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки: мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.
Хороший (люди, настроение, подарок, песня).
Синий (колокольчик, река, озёра, небо).
Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).
б) Выделите окончания имён прилагательных.
Самопроверка по эталону. Самооценка.
VІІ. Рефлексия
В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно….
Выполнение каких задание вам давалось легко…
При выполнении каких заданий вы испытывали трудности
VІІІ. Домашнее задание: стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Улыбнулись сонн… березки, Растрепали шелков… косы. Шелестят зелен… сережки, И горят серебрян… росы. Улыбнулись сонн… березки, Растрепали шелков… косы. Шелестят зелен… сережки, И горят серебрян… росы.
Улыбнулись сонн… березки, Растрепали шелков… косы. Шелестят зелен… сережки, И горят серебрян… росы. Улыбнулись сонн ые березки, Растрепали шелков ые косы. Шелестят зелен ые сережки, И горят серебрян ые росы. С.Есенин
Тема урока Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа
Цели: познакомиться со склонением имен прилагательных во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ И. как ие? – ые, – ие Р. как их? – ых, -их Д. как им? – ым, -им В. как их? (кого?) как ие? (что?) – ых, -их – ые, – ие Т. как ими? – ыми, -ими П. (о) как их? – ых, -их Черник Е.Н.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4В классе.
Тема: «Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе».
Место в системе уроков: первый урок по теме: «Склонение имен прилагательных во множественном числе»
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование умений склонять и правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе.
ЗАДАЧИ УРОКА
Образовательная:
Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе;
Формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;
Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа
Развивающая:
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
развивать умения аргументировать своё мнение;
развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память;
развивать умение давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
воспитание и укрепление интереса к русскому языку;
Данный урок первый по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»
В соответствии с программой и номером урока поставлены цели и выбран тип урока.
Тип урока – урок-изучение нового материала
Структура урока: комбинированная. Урок разбит на 5 частей.
1 часть. Организацонная. Эмоциональный настрой.
Цель – настроить на работу.
Создание позитивного настроя с помощью стихотворения.
2 часть. Актуализация знаний.
Цель этого этапа – повторить знания, необходимые для работы по теме урока.
В структуре осуществляется повторение знаний о правописании словарных однокоренных слов, разбору их по составу; об имени прилагательном. Использован занимательный материал для привлечения внимания учащихся.
3 часть. Работа по теме урока.
Цель этапа – формирование умения склонять и правильно писать окончания имён прилагательных во множественном числе.
В структуре третьей части урока работа с учебником, работа с таблицей окончаний, работа у доски, самостоятельная работа.
Формы работы на данном этапе чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся. Проведена физминутка.
4 часть. Закрепление
Цель – закрепить умение писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.
Детям были предложены задания для самостоятельной работы разного уровня сложности.
5 часть. Подведение итогов.
Цель – подвести итоги, выяснить степень усвоения материала на основе самооценки, которая велась в течение урока.
В ходе урока использована мультимедийная презентация.
Цели урока выполнены. Их реализация проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.
Организационная деятельность учителя считаю достаточной . Она включала в себя:
рациональную организацию труда учащихся;
подготовку и оформление на экране ключевых моментов;
дисциплинированности учащихся;
регламентирование времени форм деятельности учащихся;
подведение промежуточного и общего итогов;
завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;
проведение физкультпаузы;
выполнение плана урока;
реализация основных психологических требований.
Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной . Она состояла:
в отборе содержания учебного материала;
осуществление принципа научности;
организация самостоятельной работы под руководством учителя;
организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;
применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную работу.
контроль ЗУН учащихся через самостоятельную работу.
В целях обеспечения индивидуального подхода я предусмотрела выбор содержания учебного материала по уровням сложности заданий, оптимальный темп деятельности учащихся.
На данном уроке использовались следующие методы работы:
методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации
методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации
методы стимулирования и мотивации учащихся
методы контроля и самоконтроля
Работа учащихся в классе оценена качественно, в соответствии с нормами оценивания учеников в четвёртом классе. Контроль результативности письменных работ будет осуществлен после проверки тетрадей.
Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа – это часть слова без окончания.
Дороги весёлые, печальные,
То ближние, то дальние,
И лёгкие, и торные,
Извилистые, горные. (С. Михалков)
(Торные – значит гладкие, ровные)
В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .
В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н “, к “ .
Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.
Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.
Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.
Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)
Когда она заглянет в сад,
Прозрачней станет виноград,
Большие яблоки – красней,
А груши поздние – вкусней. (Осень) (И. Кульская)
Свежие , большие , зелёные , солёные – основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.
Поздние – основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.
Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.
Райские птицы.
Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни – …, другие – …. с кисточками на крыльях, третьи – …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!
Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)
Райские птицы.
Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни – широкие , другие – узкие с кисточками на крыльях, третьи – пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!
Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы – близкие родственники нашей обыкновенной вороны.
Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?
вермишель
апельсин
Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.
Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.
Потешники.
В далёк… времена на Руси жили весёл… люди – потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)
Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.
Матрёшка.
Матрёшка – это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка – (лучший) подарок.
Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.
Мастера какие? русские, мн.ч.
Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.
Глаза какие? синие, мн.ч.
Губки какие? алые, мн.ч.
Брови какие? соболиные, мн.ч.
Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.
Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.
Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.
Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.
Матрёшка.
Матрёшка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка – лучший подарок.
Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.
Тундра летом.
Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)
Тундра летом.
Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)
На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна – какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” ().
- Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.
быстр… реки
далёк… горы
душист… ландыши
могуч… сосны
редк… лес
осенн…грибы
- Напиши словосочетания во множественном числе.
Дружный коллектив – …
Дружная семья – …
Дружное звено – …
Городской парк – …
Городская площадь – …
Городское здание – …
- Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.
Прогулка Чука и Гека.
Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
- Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, вспомнить понятие “начальная форма имени прилагательного”, пользоваться справочной литературой;
- Научить учащихся определять род имен прилагательных во множественном числе; расширить словарный запас учащихся;
- Развивать критическое и логическое мышление, воображение, память, речь.
Оборудование: рисунок трех звездочек, рисунок инопланетянина, конверты с заданиями, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, проекционный экран, листочки для оперативного контроля, карточки для работы в парах, таблица “Определениерода имен прилагательных во множественном числе”, задание для фронтальной работы на проекционном экране, карточка с поговоркой, памятка к синквейну.
Учитель: – Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. Опрос детей.
Учитель: – Замечательно, что у вас хорошее настроение, надеюсь, к концу урока оно сохранится и приумножится.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем “слово-помощник”
К – согласный, твердый парный, глухой парный звук в слове “звонок”
А – безударная гласная в слове “покатился”
К – проверяемая парная согласная в слове “кулак”
О – гласная буква в суффиксе в слове [дружок]
Й – согласный, мягкий непарный, глухой непарный звук в слове “слой”
Проверяем каждую букву.
Учитель – Какое слово получилось?
Дети: – Какой.
Учитель: – Какая часть речи отвечает на этот вопрос, какой?
Дети: – Имя прилагательное.
Учитель: – Только ли на этот вопрос отвечают имена прилагательные?
Дети: – Нет, еще какая? какое? какие? чей?
Учитель: – Что обозначают имена прилагательные? И для чего они нам необходимы?
Дети: – имена прилагательные обозначают признаки предметов, а необходимы для того, чтобы сделать нашу речь интереснее, красочнее, выразительнее.
Тема урока: – Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное”.
Учитель: – Давайте представим, что все мы жители этой планеты. Все разные: я, например, веселая, любознательная, … а ты какой житель? А ты?…
Слушаем детей. Запишите на узком листочке, который лежит у каждого в конверте, и напишите свое имя – какой ты?
Учитель: – И все мы живем в разных городах в 1 государстве. Городов 8. Их названия вам подскажут вопросы, на которые отвечают имя прилагательные
Дети: Какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи.
Учитель: – Чтобы узнать столицу нашего государства, возьмите ваши карточки с заданием. (Работа в рабочих тетрадях). Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные.
Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять.
Учитель: – Все ли слова вам понятны? Значение какого слова вызвало трудность?
Дети: – Благоговейный. 1 ученик ищет значение этого слова в словаре.
- “Праздный – о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, пустопорожний” (В. Даль. Толковый словарь в 4-х томах, III т., М.: “Русский язык”, 1990, с. 380)
- “Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. Бесцельный, пустой” (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой: “советская энциклопедия”,М., 1972.)
Учитель: – Что общего у всех этих имен прилагательных?
Дети: Все эти прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, в мужском роде – это начальная форма имени прилагательного.
Учитель: – Подпишите над этими словами род и число. Значит, столица нашего государства – город “Какой”!
Раздается шум.
Учитель: – Что случилось? Кто это?
На экране прилетевший инопланетянин (Рисунок 1)
Сообщение инопланетянина на проекционном экране.
Приветствуем вас, жители столь странной страны “Имя прилагательное”!
Над вашим миром нависла опасность. Это метеорит гигантских размеров. Вы все очень разные. Вы делаете речь более красивой, выразительнее, интереснее. Поэтому мы решили, что именно вы сможете спасти эту планету от беды. Изменить траекторию метеорита может ракета. Ее приведет в действие шифр. Чтобы его узнать, вам необходимо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Сложив буквы в слово, вы отгадаете шифр. В этом деле вам помогут жители соседней страны, с которыми вы очень дружны.
Желаем успеха!
Учитель: – Ребята, о каких соседях говорил инопланетянин, как вы думаете?
Дети: – Если мы – имена прилагательные, то мы дружны с именами существительными, так как наш род, число и падеж напрямую зависят от этой части речи.
Учитель: – Молодцы! Открываем конверт с заданиями.
Задание 1. Дети работают в парах, а 2 пары у доски.
Вариант 1. (Работа в парах).
Ответ: холодная погода, золотое кольцо, скверный характер, гостеприимная хозяйка, голубое небо, ласковый котенок, спелое яблоко, палящая жара, терпкий запах
Вместе проверяем ребят у доски.
Учитель: – Молодцы! Мы справились с этим заданием и получаем первую букву “Р”.
Вариант 2. (Работа в парах). Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.
Ответ : абсолютный слух, гладкая дорога, вагонное депо, березовая роща, пестрый галстук, льняное полотно, картинная галерея, четкое изображение, удобный стол.
Учитель: – Встаньте, отойдите от парты, руки на пояс. Я буду называть имена прилагательные, а вы, если услышите имя прилагательное женского рода – приседайте, мужского – подпрыгните, среднего – топните.
Слова: хитрый, красивая, задорный, яркое, смешной, задумчивая, зимнее, заботливая, теплое, приветливый .
Учитель: – Открываем второй конверт. Здесь стихотворение и задание.
Задание 2. Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите их род и число.
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев)*
*Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Художественная литература” М., 1985.
Ответ спрятан на доске: (в) первоначальной – ж.р., ед.ч., короткая – ж.р., ед.ч., дивная – ж.р. ед.ч., хрустальный – м.р., ед.ч., бодрый – м.р., ед.ч., тонкий – м.р., ед.ч., (на) праздной – ж.р., ед.ч., (до) первых – ж.р., мн.ч., (до) зимних – ж.р., мн.ч., чистая – ж.р., ед.ч., теплая – ж.р., ед.ч.
Учитель: – Какие 2 слова выделяются в этом списке? Почему?
Дети: – (До) первых, зимних – мн.ч.
Учитель: – Как же определить род имени прилагательного во множественном числе?
Дети: – Нужно поставить имя существительное, с которым связано прилагательное, поставить в единственное число и определить род. Такой же род будет и у имени прилагательного, с которым оно связано. (до) первых бурь – буря (ед.ч.), ж.р., значит (до) первых тоже ж.р.
Определение рода имен прилагательных во множественном числе
Теплые вечера
Вечер – сущ., м.р., ед.ч., значит вечера – сущ., м.р., мн.ч.
Вечера (какие?) теплые, теплые – имя прил., м.р., мн.ч.
Учитель: – Замечательно! Мы справились и с этим заданием. Следующая буква “М”. И последнее задание.
Учитель читает последнее задание инопланетянина, которое записано на доске.
Задание 3. Представьте, как выглядит наша планета.
Работа выполняется фронтально. После обсуждения учитель вписывает в пробелы лучший вариант.
На ………. планете живут ………. человечки, у них ………. глаза, ………. волосы, ………. уши. Зато очень ………. характер. Домики у человечков ………., с ………. крышами. Возле каждого домика сидит………. собачка. Собачки на этой ………. планете вместо кур, потому что ………. домики охраняют ………. дракончики и ………. страусы. Они сидят на ………. веревочках и рычат. На ………. деревьях поют ………. песни ………. мухи. В ………. лесах водятся ………. черепахи.
Учитель: – Отлично!! И последняя буква “И”. Итак, получили буквы “Р”, “М”, “И”. Какое слово получилось?
Дети: “Рим” и “мир”.
Учитель: – В конверте еще записка. “Чтобы проверить получившийся шифр, подставьте в поговорку…КРАСОТА СПАСЕТ… ”. Молодцы!!! Мы действительно спасли нашу планету!
Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое имя прилагательное.
Дети: – Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Обозначает признак предмета.
Учитель: – Как определить род имен прилагательных?
Дети: – Надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Род имени прилагательного будет таким же.
Учитель: – А как определить род имени прилагательного во множественном числе?
Дети: – Поставить имя существительное, с которым связано имя прилагательное, в единственное число и определить его род. Такой же род будет и у имени прилагательного.
Учитель: – Мы поупражнялись устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать родовые окончания имен прилагательных и немного пофантазировали.
Учитель: – Теперь возьмите свои узенькие листочки с вашими “именами” и заполним синквейн. Рядом выберите звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.
Все синквейны дети вывешивают на доску.