Среда обитания растений. Презентация на тему: «Среда обитания Среды обитания растений

Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»

Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район

село Сортобе, средняя школа № 48

учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна

Тема : Среда обитания растений

Цели : углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к Родине.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок – исследование

Методы : словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный

Оборудование : образцы растений, презентация к уроку, схемы-опоры

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Настроение каково? Во

Все такого мнения? Все без исключения.

Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей.

2. Сообщение темы и цели

Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)

Какие ассоциации возникают?

Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?

Сегодня у нас урок – исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений » (слайд) + на доске открывается тема

Объект исследования (схема-опора) – это то, что рассматривается.

Что мы рассматриваем в этом разделе?

Нашим объектом исследования будут растения,

Предмет исследования (схема-опора ) – проблема, которую мы должны изучить на уроке

А предмет исследования сегодняшнего урока – “Среда обитания растений ” .Мы исследуем, как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания

При исследовании выдвигается гипотеза: (схема-опора) – предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений

3. Проверка домашнего задания

Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?

В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.

1. Тест по вариантам (разно уровневый)

1вариант (низкая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. В какой группе перечислены только деревья?

а) сирень, тополь, сосна

б) берёза, клён, дуб

в) клевер, осина, ель

2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение :

а) саксаул б) иван-чай в) молочай

3. Какое из перечисленных растений является однолетним?

а) сосна б) морковь в) пшеница

4. Светолюбивое растение – это:

а) ель б) сосна в) ландыш

5. Лиственница – это растение:

а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное

2вариант (высокая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. Самые простые по строению растения?

2. Самые сложные по своему строению растения:

а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи

3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?

а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные

4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения:

а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые

5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?

а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние

Устная проверка

2. Фронтальный опрос

Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

Расскажите об этих группах растений.

Водоросли. Слово водоросли произошло от двух слов: вода и расти. Значит водоросли, в основном это водные растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в морях и океанах. По цвету водоросли бывают зелёные, сине-зелёные, бурые и красные. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. (слайд)

Мхи. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по земле. Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – очень ценное удобрение и топливо. (слайд)

Папоротники. Папоротники относятся к числу наиболее древних растений. Они распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Папоротники никогда на цветут. У папоротников нет семян. Они размножаются спорами. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. (слайд)

Хвойные. Ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница – хвойные растения, семена образуются в шишках. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период. Хвоинки сосны держатся 2-3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образуют новые. Это лиственница. У хвойных растений вместо листьев – хвоинки. (слайд)

Цветковые. Самые распространённые на Земле – это цветковые растения. У них есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Учёные-ботаники насчитывают более 250 тысяч видов растений. Значение цветковых растений для человека значительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Они растут повсюду – в лесу, на лугу, в водоёме, в пустыне, в горах. (слайд)

А по внешнему виду как можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)

Почему растения не могут жить без солнечного света? (Потому что, солнце источник энергии. Оно даёт тепло всему живому.)

Какие виды растений по условиям произрастания вы знаете? (Влаголюбивые и водные, засухоустойчивые, теплолюбивые, холодостойкие, светолюбивые, теневыносливые.)

3. ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали –

Великанами вы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы прогулялись,

Вновь за дело вместе взялись!

4. Работа по теме

Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.

Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) – уже открыт

Актуализация знаний

Растения – часть какой природы? (живой)

Докажите, что растения – часть живой природы? ) (слайд)

Что дают нам растения? (слайд)

Как можно назвать это одним словом? (флора – слайд)

Где могут обитать растения? (слайд)

Выведите определение «среда обитания»

Среда обитания – это место,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.

Назовите необходимые условия для жизни растений? (слайд)

Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)

Почему там не обитают растения? (вечный холод)

чтение текста в учебнике страница 118

ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений»

Растения на Земле встречаются повсюду, они образуют леса, луга, поэтому растения называют «зелёной одеждой Земли». Действительно, зелёный наряд украшает нашу планету. Растения можно разделить на 3 среды обитания.

3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ почвенная

Водная среда обитания связана с водоёмами: океанами, морями, реками, озерами и другими. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, солёные и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 метров глубины свет вообще отсутствует. Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда ещё проникает свет. Большинство водных растений – это водоросли. Однако среди водных растений встречаются и высшие растения. (слайд)

В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.

Почва – это поверхностный плодородный слой земли. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород перегноя в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений.

Растения способны жить в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»? (у детей – на столах памятки)

Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? (у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)

Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.

Кто скажет, что такое паспорт?

Для чего он нужен?

Какие данные указываются в паспорте человека?

А как вы думаете, что может быть отражено в паспорте растения?

Паспорт растения (на столах у детей)

1.Название

2. Внешнее описание

3. Продолжительность жизни

4. Среда обитания

5. Угроза исчезновения

Ваш объект исследования: (показ слайдов)

1 ряд – лотос 2 ряд – кувшинка 3 ряд – ландыш

Работа по рядам (работа в парах – заполнение паспорта растения) – чтение текста учащимися.

Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко – розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.

Кувшинка белая. (слайд)

Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ.

Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.

Ландыш майский (слайд)

Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство.

Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.

Защита проекта – паспорта растения – чтение текста.

Какие из этих растений обитают в нашем регионе? (в естественных условиях – кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)

Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев – рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

Игра “Пойми меня” (по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК

– Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? (подснежник слайд)

Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. (шиповник слайд)

Что ещё знаете об этом растении? (полезное лекарственное растение)

Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. (камыш -слайд)

Как вы думаете, есть ли польза от этого растения? (Многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

5. Домашнее задание: прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-пересказ

1 вариант «Растения пустынь»

2вариант«Растения степей»

6. Закрепление. Итог урока

Какой объект исследовали на уроке?

Предмет нашего исследования?

Какой бывает среда обитания растений?

Как зависит строение растения от среды обитания?

Среда обитания растений и их популяций складывается в зависимости от географического положения территории, широты и долготы местности, от природной зоны, исходного характера почвенного покрова, режима выпадения осадков и т.п. Это базовые, исходные компоненты природной среды. Одновременно жизнедеятельность каждого растения сама по себе трансформирует среду обитания так, что в ней происходят существенные изменения условий и ресурсов жизнедеятельности. Это явление в 1930 г. Г.Н. Высоцкий назвал пертиненцией. Пертиненция существенно изменяет в местах обитания ценопо- пуляций световой режим, характер теплообмена, влажность, свойства почвы, газовый состав атмосферы. Ключевую роль при этом играют мощные средообразователи – эдификаторы. Средообразующая роль ассектаторов невелика, но сочетания ассектаторов подчас могут обладать достаточно выраженным средообразующим воздействием. Пертиненция является результатом средообразующего действия всех растений фитоценоза. В итоге каждая особь растения и каждая популяция находятся в конкретной эколого-фитоценотической среде обитания, которая выступает как реальная сфера использования ресурсов и восприятия условий и которая в той или иной степени трансформирована другими компонентами биоценоза или человеком. Роль отдельных особей растений в формировании и изменении свойств экотопа известна давно. Еще в 1914 г. Дж. Негри (G. Negri, 1914)вра6оте, которая была переиздана в 1970 г., предложил для объема экологического пространства, изменяемого в процессе жизнедеятельности отдельной особи, название «экоид*. А. А. Ура- нов (1965) назвал его «фитогеныое поле». Т. А. Работнов(1984) считал более уместной дифиницию «сфера средообразующего воздействия* . В настоящее время специалистами используется преимущественно термин «фитогенное поле». А.А. Уранов выявил основные особенности экологической среды в пределах фитогенных полей. Каждое фитогенное поле имеет центр, совпадающий с положением самой особи растения. По отношению к этой особи фитогенное поле запредельно как в надземной, так и в подземной сфере. По радиусу фитогенного поля параметры среды то плавно, то скачкообразно изменяются. Фитоген- ное поле в силу этого оказывается как бы мозаичным. Размеры и свойства фитогенных полей изменчивы во времени. Эта изменчивость создается за счет сезонного перераспределения активно растущих частей растений и онтогенетически обусловленной ритми ки физиологических и формообразовательных процессов. В результате совокупного воздействия фитогенных полей вмно- говидовых растительных сообщества формируется специфическая природная среда, особые условия и особый уровень доступности ресурсов. Этот комплекс и составляет конкретную среду, в которой существует реальный растительный организм. В современную эпоху на такую природную среду накладывается трансформирующее воздействие антропогенных факторов. Воздействие человека на природную среду началось вместе с появлением Homo sapiens. Наиболее мощным оно стало с момента начала так называемой неолитической революции, то есть примерно 10 тысяч лет назад. К этому времени относят переход древнего человека к оседлому образу жизни и начало земледелия и скотоводства. За прошедшие тысячелетия человек коренным образом преобразовал планету. На значительных участках суши растительный покров уничтожен полностью и заменен городскими и сельскими поселениями, транспортными системами, аэродромами и т.п. конструкциями. Другая часть уничтоженного природного растительного покрова заменена культурными агрофитоценозами – посевами и посадками. Не менее мощным оказалось и косвенное воздействие человека на природу, состоящее в загрязнении суши и водоемов пестицидами, остаточными количествами минеральных удобрений и различными ксенобиотиками, которые являются отходами сельскохозяйственного и промышленного производства. Так наряду с понятием природная cpedaf которое характеризует естественную среду обитания растений и всех живых существ, появилось понятие антропогенная среда как среда обитания, которая полностью создана в результате человеческой деятельности или существенно им трансформирована. Поэт Р. Рождественский имел все основания писать: Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.

Антропогенными называют факторы, возникающие в результате случайной или преднамеренной деятельности человека и изменяющие природную среду обитания растений. Они могут быть подразделены на следующие основные группы:

  1. физические, включающие в себя радиоактивное загрязнение, шумовые помехи, вибрации и т.п.;
  2. химические, заключающиеся в загрязнении среды обитания разными химическими соединениями – ксенобиотиками, об- разукмцимися как отходы промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других видов хозяйственной деятельности;
  3. биологические, которые состоят в распространении видов растений и животных, первоначально не свойственных данной местности.

В последние десятилетия действие антропогенных факторов резко возросло, что привело к возникновению глобальных экологических проблем: парниковому эффекту, кислотным дождям, уничтожению лесов и опустыниванию территорий, загрязнению среды вредными веществами, сокращению биологического разнообразия планеты.
Антропогенные факторы оказывают глубокое воздействие на растительный покров планеты. Все большее количество видов дикорастущих растений стало причисляться к редким и охраняемым. Изменяются структура и характер функционирования популяций растений. Численность и плотность особей в них в одних случаях существенно падает, а в других (у инвазионных видов растений) быстро и катастрофически возрастает. Неуправляемый антропогенез может превратиться в фактор полной деградации и уничтожения растительного покрова.

Выполнил: Артемьев Иван Группа 2 «Г»

Среда обитания.

Среда обитания – совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды . Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Экологические факторы как элементы среды обитания.

Абиотическая среда (факторы среды) – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.)

Биотическая среда (факторы среды) – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза)

Антропогенные (антропические) факторы – это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь.

Условия существования.

Условия существования – те факторы среды обитания, которые являются жизненно необходимыми для определенного вида организмов. Тот минимум, без которого существование невозможно. К ним можно отнести, к примеру, воздух, влагу, почву, а также свет и тепло. Это первоочередные условия. В отличие от них, есть и другие факторы, которые не являются столь жизненно необходимыми. Например, ветер или атмосферное давление.

Условия водной среды обитания.

Прежде всего, одно из важнейших условий – это химический состав водной среды. В различных водоемах он разный. Например, солевой режим мелких озер – 0,001% солей. В пресных больших водоемах – до 0,05%. Морских – 3,5%. В соленых континентальных озерах уровень соли достигает более 30%. С повышением солености фауна беднеет. Известны водоемы, где отсутствуют живые организмы.

Условия среды обитания растений.

Условия среды обитания растений также определяются многими факторами: составом почвы, наличием освещения, температурными колебаниями. Если растение водное – условиями водной среды. Из жизненно важных – наличие в почве питательных веществ, естественный полив и орошение (для культурных растений). Многие из растений привязаны к определенным климатическим поясам. В других местностях они не способны выживать, а тем более размножаться и давать потомство.

Условия почвенной среды обитания.

Для многих растений и животных актуальна почвенная среда обитания. Условия среды зависят от некоторых факторов. К ним относятся климатические зоны, смена температурного режима, химический и физический состав почвы. На земле, как и на воде, для одних хорошо одно, для других – другое

Место обитания.

Местообитание (место обитания) – совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определённой территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов – экотопа. Местообитание вида или популяции – важный компонент его/её экологической ниши. По отношению к наземным животным термин считается синонимичным понятиям стация (местообитание вида) и биотоп (местообитание сообщества).

Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,– совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных — все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений.

Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать.

Источником энергии для растений, содержащих хлорофилл, служит лучистая энергия света, за счет которой растение строит органическое вещество, содержащее как бы законсервированную энергию. У растений, не имеющих хлорофилла, например грибов, источником энергии служит органическая пища, т. е. либо само созданное зеленым растением органическое вещество, либо оно же, но в форме, уже измененной другими организмами.

Энергия, в той или иной форме поступающая в растения, претерпевает в нем сложные изменения, выделяясь в конечном счете в окружающую среду. Можно сказать, что связь между растением и средой не ограничивается обменом и преобразованием веществ — параллельно этому совершается и энергетический обмен.

Среда жизни растения неоднородна, в составе ее можно отличить много компонентов, тесно связанных друг с другом. Каждый из элементов среды, оказывающий воздействие на организм, называют экологическим фактором. Разнообразие экологических факторов можно объединить в две категории: факторы биотические и факторы абиотические.

Евгения Сафонова
«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема :

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Программное содержание :

Цель занятия :

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о .

Задачи :

Образовательные –

Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания ;

Познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

Раскрыть относительный характер приспособлений ;

Подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений .

Расширить кругозор детей.

Развивающие

Развивать интеллектуальную сферу : внимание, память, речь, мышление;

– эмоциональную сферу : уверенность в себе;

– мотивационную сферу : стремление добиться успехов ;

– коммуникативную сферу : навыки работы в паре.

Воспитательные

Воспитывать целостное восприятие мира;

Формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование : мультимедийная презентация, открытки , картинки животных и растений.

Словарная работа : среда обитание , приспособления , маскировка, эволюция.

Предварительная работа : Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания .

1. Беседа : «Среда обитания животных и растениях» .

2. Физ минутка : «Звееробика» .

3. Игра «Определи все среды обитания животных и растениях» .

4. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию» .

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ) .

6. Сюрпризный момент.

Введение

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

Воспитатель :

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого) . Живые организмы освоили четыре основные среды обитания :

1) водную;

2) наземно – воздушная.

3) почвенную;

4) воздушную;

1. Водная среда жизни .

Все водные обитатели , несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды . Обитающих в воде , – рыбы, дельфины, моржи (млекопитающие : они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).

Например : Морж

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания .

Внешний вид

Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир) .

Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

Наружных ушей нет (он обитает водной среде , где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

Одна из сложностей жизни водных обитателей – ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).

Пример : Дельфины

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела . Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Давайте посмотрим на рыбу.

Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

Чем дышат рыбы? (жабрами)

Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные – в морях из-за нарушения работы клеток.

2. Наземно-воздушная среда жизни .

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

У животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

А у растений – органы , которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни) . Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся , или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде . Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

например :

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки) .

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок) .

3) Птицы пустынь и степей – обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности . Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты) .

Пример : Цапля

Цапля – это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни .

5) Птицы леса – самая многочисленная группа . У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой .

Пример : Дятел

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята .

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления , связанные с обеспечением себя водой.

У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму , возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например : белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это :

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев : с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее) ;

Белка обладает хорошей приспособленностью , которая позволяет выжить в этой среде обитания . К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие :

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания .

Например : Верблюд

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан) .

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

III. Игра : «Определи все среды обитания животных и растениях» .

IV. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию» .

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ) .

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли) .

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва) .

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде) .

8. Чем дышит рыба? (жабрами) .

9. Какие вы знаете приспособления растений , защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

11. У растений – корни, у животных – ноги.

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз) .

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок