Выставка моранди в пушкинском музее. Выставка джорджо моранди в пушкинском музее. Иначе говоря, он работал как исследователь

Выставка около 70 живописных полотен и акварелей Джорджо Моранди (1890–1964) из всемирно известных музеев и частных коллекций откроется в Галерее искусства стран Европы и Америки 25 апреля и продлится до середины сентября

ГМИИ им. А. С. Пушкина
25 апреля – 10 сентября 2017
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Москва, ул. Волхонка, 14

Спустя 40 с лишним лет после выставки работ Джорджо Моранди (1890–1964), проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1973 году, музей планирует показать масштабную антологию творчества одного из важнейших мастеров в истории искусства Италии первой половины ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, и сегодня его произведения востребованы как широкой зрительской аудиторией, так и художниками, для которых они не теряют своей актуальности.

Цель выставки – показать масштаб творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения отражают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей из всемирно известных музеев и частных коллекций. Эти произведения с достаточной полнотой характеризуют этапы творческого развития мастера – от авангардных метафизических и традиционно итальянских работ до самых поздних эмоциональных, отличающихся строгостью и образной глубиной.

Будут показаны около 20 гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национальной Калькографии (Рим), а также экспонаты из Музея Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника в авторитетных частных коллекциях и в фондах – в частности, в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция). Кроме того, зрители смогут увидеть некоторые предметы из мастерской Джорджо Моранди, предоставленные Объединением Музеев Болоньи.

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 27.03.2020 Площадка #ArtistsSupportPledge, на которой художники продают и покупают работы друг друга, была запущена в Instagram 17 марта
  • 27.03.2020 Помощь будет выделена в виде грантов, воспользоваться которыми смогут самозанятые художники и предприятия малого бизнеса сферы культуры и искусства
  • 26.03.2020 Вслед за Christie’s и Phillips, аукционный дом перенес часть весенних торгов в Интернет, а часть – передвинул на более поздние даты
  • 26.03.2020 Отмененная из-за пандемии арт-ярмарка Art Dubai частично ушла в онлайн, государство покупает местное искусство на сотни тысяч долларов
  • 25.03.2020 В ожидании открытия биеннале, перенесенной на август 2020, павильон трансформируется в цифровую платформу с онлайн-трансляцией
  • 27.03.2020 Ушла почти треть каталога, покупатели – Краснодар, Магадан, Санкт-Петербург и Москва
  • 26.03.2020 В каталоге – личные вещи российских императоров и великих князей, живописное изображение интерьеров Павловского дворца кисти Василия Кучумова, архивы Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, Маревны, автографы Юрия Гагарина и Валентины Терешковой
  • 24.03.2020 В каталоге – 657 лотов: живопись, графика, гравюры, серебро, фарфор, стекло, ювелирные изделия, бронза и пр.
  • 24.03.2020 Аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе приглашает принять участие в весенних торгах «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы», на которых будет представлено более 1400 лотов
  • 23.03.2020 Торги состоятся 25 марта 2020 г. Начало в 15:00. В каталоге – около 600 лотов русского, советского и западноевропейского искусства
  • 26.03.2020 Среди настольных книг по исследованию рынка искусства это издание будет лежать у вас поверх остальных
  • 21.03.2020 Карантин можно провести по-разному. Один из лучших способов использовать время с пользой – заняться самообразованием.
  • 20.03.2020 Почему художнику необходимо работать с галереей и как найти «свою» среди тысяч других? Отвечаем во второй части материала
  • 19.03.2020

ГМИИ им. А. С. Пушкина проводит большую ретроспективу творчества Джорджо Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

На выставке, которая пройдет в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, будет представлено более 90 экспонатов из всемирно известных музеев и частных коллекций. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. Всю свою жизнь художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали. Экспозиция будет тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы.

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности, в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.

Джоржо Моранди в мастерской

Фото: Ansa / Archivi Fratelli Alinari

Джорджо Моранди
«Натюрморт», 1958


Джорджо Моранди. 
«Цветы», 1918

Изображение: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи, и фотографии художника и его мастерской.

Приглашаем участников проекта «Сноб» на экскурсию по выставке Моранди, на которой можно будет узнать больше о личности художника, его идеях и методах.

В архив

Картина Джорджо Моранди в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Кадр из фильма «Сладкая жизнь».

В Москве завершилась выставка Джорджо Моранди. 1890-1964 , длившаяся с 25 апреля по 10 сентября 2017 в ГМИИ им. Пушкина. Предыдущая, она же первая, выставка Моранди в Москве проходила в 1973 году, 44 года назад, тоже в Пушкинском музее.

Работы Моранди – это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с некоторыми художниками, работавшими в те годы в Италии. Известность настигла Моранди в первые послевоенные годы и достаточно неожиданно – Эдуард Родити пишет, что слава начинается с 1948 года.

Моранди – культовый художник для многих людей, занимающихся искусством: художников, искусствоведов, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов.

Картины Джорджо Моранди /Giorgio Morandi снялась в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь», 1960 года. Их там, кажется, две. Натюрморт Моранди, принадлежащий Микеланджело Антониони, участвует в его фильме «Ночь » из «Трилогии отчуждения».

2.

Кадр из фильма 1961 года «Ночь» Микеланджело Антониони из «Трилогии отчуждения»

Писатель Эдуард Родити , взявший большое интервью у Джорджо Моранди рассказывает:

« Когда я познакомился с Моранди в 1958 году, ему было 68 лет. Это высокий худощавый мужчина с седыми волосами, очень эрудированный, в одежде и манерах он упорно избегает любых деталей, способных намекнуть на богемный образ жизни, который все мы считаем типичным для художников.

3.

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenzeimage.

Храня верность устоявшейся буржуазной традиции провинциальных городов Северной Италии, он ведет тот же образ жизни “под сурдинку”, что и большая часть университетских профессоров или представителей других свободных профессий его родного города, отличаясь при этом совершенно особой мерой скромности, замкнутости и аскетизма, которые, говоря о сдержанности Моранди, все же характеризуют его как чудака.»

4.

Джорджо Моранди. Автопортрет. 1925. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Русскоязычная версия «Оксфордского словаря по искусству» [*] о Моранди :

« Моранди (Morandi), Джоржо (1890-1964) — итальянский живописец и гравер. Родился в Болонье и прожил там всю свою жизнь.

5.

Моранди, Джорджио (1890-1964). Метафизический натюрморт. 1918 г. Холст, масло, 71,5 х 61,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1933 г. в порядке обмена. Инвентарный номер: ГЭ-8957. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж.

Если не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.

6.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1918. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Если не считать ранних пейзажей , он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Более всех на его живопись повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.» [*]

7.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Пинакотека Брера (коллекция Йези), Милан. Photo by

В работе 1919 года Моранди, подобно мастерам Ренессанса, располагает предметы в средней части плоского фона, разделенного на три полосы. Падающие тени позволяют понять, что плоскость – наклонная. Эта работа относится к раннему периоду творчества Моранди, когда он во многом опирался на работы великих мастеров Ренессанса.

Точно известно, когда был написан этот натюрморт, поскольку Моранди писал о нем в письме Карло Карра́ 14 октября 1919 года: «Сейчас я работаю над натюрмортом, в котором положил бутылку и другие предметы на плоскость, получается неплохо».

Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова считает, что в этом натюрморте в первую очередь видно влияние работ Паоло Уччелло, особенно его знаменитых битв.

8.

Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо». 1436-1440. Уффици / Paolo Uccello. Battaglia di San Romano. 1436-1440. w3270 x h1880 mm. Tempera on panel. Uffizi Gallery, Florence. Original (4061 x 2368).

Джорджо Моранди :

Мне часто приносило пользу изучение произведений некоторых великих мастеров прошлого. Тем не менее, я никогда не терял интереса и к экспериментам моих современников. Думаю, что в любом случае, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа и Фуке еще могут научить многому любого современного художника.


Единственным родом искусства, который продолжал интересовать меня, начиная с 1910 года, было искусство некоторых мастеров итальянского Возрождения – Джотто, Паоло Уччелло, Мазаччо и Пьеро делла Франческа, а затем Сезанна и первых кубистов.


Большей частью моего понимания искусства мастеров итальянского Возрождения я обязан Сезанну и Сёра.

9.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Собрание фирмы ENI. Photo by

В 1919 году Моранди ориентировался на мастеров прошлого: Джотто, Мазаччо и Паоло Уччелло; также он обращается и к художникам начала XVII века, особенно к Караваджо. Кроме того, Моранди снова проявляет интерес к творчеству Сезанна. Это нашло отражение в «Натюрморте» 1919 года. Здесь хорошо видно, что художник был знаком с работой Поля Сезанна «Натюрморт с комодом» 1887-1888 годов, который, как и большинство других картин французского мастера, Моранди видел только в репродукциях.

Интерес к Караваджо и художникам XVII века выдает темная цветовая гамма. Форма жестких складок салфеток, лежащих на горизонтальной поверхности, напоминает драпировки и скатерти в картине Караваджо «Вакх». А словно окаменевший хлеб подобен хлебу, изображенному на столе в картине Караваджо «Христос в Эммаусе».

О своем «Натюрморте» Моранди упоминал в письме другу Джузеппе Раймонди 11 сентября 1919 года, и настойчиво просил его прислать монографию Амбруаза Воллара о Сезанне.

10.

Моранди, Джорджио (1890-1964). Натюрморт. Около 1925 г. Холст, масло, 51 х 57,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1931 г. Инвентарный номер: ГЭ-8898. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж.

Джорджо Моранди :

Когда мне было двадцать с небольшим, больше всего я мечтал поехать в Париж. К сожалению, этому препятствовали слишком серьезные материальные затруднения, вынудившие меня остаться в Италии.

А потом появились обязанности, связанные с преподаванием и семьей, таким образом, я так и не смог отправиться за границу.


В моих первых работах, созданных в 1912-1916 годах, заметны явные влияния первых парижских кубистов, а также, и особенно, Сезанна.

11.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1929. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Моим любимым живописцем, когда я начинал писать, был Сезанн. Впоследствии, между двадцатыми и тридцатыми годами, у меня развился глубокий интерес также и к творчеству Шардена, Вермеера и Коро.


Шарден, я думаю, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта. При помощи пигментов, собственных форм и чувства пространства, своей материи – matiere, как называли ее французские критики, – он смог вызвать в наших глазах образ того мира, который интересовал именно его.

12.

Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1948. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by

Джорджо Моранди :

Я полагаю, что остаюсь сторонником скорее искусства для искусства, чем искусства для религии, социальной справедливости или славы нации. Ничто не чуждо мне более, чем идея искусства, которое должно было бы служить иной цели, нежели внутренние задачи самого искусства.

13.

Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d”Arte Moderna di Bologna. / На выставке были две фотографии 1990 года мастерской Моранди Луиджи Гирри /Luigi Ghirri. Возможно, это одна серия с фотографиями №13-17

Эдуард Родити :

« Моранди провел почти всю жизнь в одной и той же старомодной квартире, принадлежавшей еще его родителям, на одной из небольших улочек с портиками на первых этажах – эти улочки характерны для самого сердца старинного центра Болоньи. Он никогда не женился, точно так же, как не были замужем три его сестры, с которыми он делит квартиру. Моранди обращается с сестрами, при всем их большом жизненном опыте и уважении, соответствующем учительской профессии, как с тремя незрелыми девицами, постоянно нуждающимися в его руководстве и покровительстве. Чтобы пройти в комнату, которую он использует как студию, ему необходимо проследовать через спальню сестер, где они проводят большую часть времени. Прежде чем осмелиться переступить порог своего ателье или вернуться оттуда в переднюю часть квартиры, он всегда стучит в дверь и ждет несколько мгновений, чтобы никому не помешать.

14.

На стенах маленькой гостиной и столовой, обставленных очень незатейливо, во вкусе конца XIX века, висит несколько прекрасных картин: небольшой Якопо Бассано — одна из тех сцен на сюжет из Священного Писания, которым венецианский мастер придал характерные черты сельской жизни своего времени и своей местности. Там же два небольших этюда Джузеппе Мария Креспи, мастера болонского барокко. Один из этюдов Креспи, принадлежащих Моранди, – выполненное маслом очаровательное изображение молодой женщины, показанной спиной к зрителю, когда она сидит за туалетным столиком, а ее лицо отражается в зеркале.

15.

Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d”Arte Moderna di Bologna.

Выбор картин в этой маленькой коллекции наглядно демонстрирует склонность Моранди к искусству, не являющемуся ни слишком аристократичным, ни слишком демократичным. Как и великие мастера французского импрессионизма, он остался тесно связанным с жизненными ценностями и вкусами стабильного среднего класса, твердо веря в принцип золотой середины, выраженный Горацием. В эпоху массовой культуры скромность и сдержанность, характерные для образа жизни и манеры Моранди, веют на нас особым слегка старомодным шармом, даже, лучше сказать, непринужденной элегантностью, которые отличали этот исчезающий на глазах социальный слой.»

16.

Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d”Arte Moderna di Bologna.

Эдуард Родити :

« Моранди предложил мне показать свое ателье. На стенах висело несколько незаконченных картин. Здесь и там на столах были сгруппированы некоторые привычные предметы домашнего обихода, покрытые толстым слоем пыли: бутылки, коробки, стаканы, расположенные, как в натюрмортах.

17.

Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d”Arte Moderna di Bologna.

Одна из картин имела необычно яркий колорит. В законченных работах Моранди есть несколько скрытых слоев краски – яркие красные и синие тона, придающие поверхности его серых и белых тонов теплое сияние.

18.

Луиджи Гирри. Фотография из альбома «Мастерская Моранди», Париж, 1992 / Luigi Ghirri (1943-1992) «Atelier Morandi», Editions Contrejour, Paris, 1992.Images: 31,4 x 40,4 cm environ; portfolio: 63,2 x 52,3 cm. Portfolio comprenant 10 tirages chromogéniques couleur montés sous passe-partout. Chaque tirage est signé par Paola Ghirri, titré, daté et numéroté 1/1 au crayon et tampon sec « LUIGI GHIRRI » sous l’image. Estimation: 8 000-10 000 €. Résultat: 22 500 €.

Точно так же, как слои блестящих красок могут скрываться под толстым нейтральным слоем пыли, покрывающей стекло или фарфор тех реальных предметов, которые изображает Моранди.

19.

facebook

Некоторое время спустя мне продолжала вспоминаться атмосфера тех комнат в Болонье, где все, каким бы мелким и лишенным важности оно ни представлялось в глазах всех прочих, казалось имеющим значение и ценность, а может быть, даже и величие.»

20.

2017. Предмет из мастерской Моранди. Дом-музей Джорджо Моранди / Музеи Болоньи. Photo by / На выставке было пять предметов. Три другие здесь: facebook

Эдуард Родити: …в последние годы вы в своих произведениях попытались отнять у простых бытовых предметов их обыденный смысл, чтобы свести их роль до своего рода предметной, объективной абстракции, в противоположность беспредметной геометрической абстракции Мондриана. Ваш род абстракции переходит пределы реальности, не теряя при этом из виду сами предметы реального мира и их формы.

Джорджо Моранди: …я согласен с вами, что не имею ничего общего с Мондрианом.

21.

. Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было / Paolo Monti (1908-1982). Servizio fotografico: Bologna, 1981. Inscription: Sullo chassis della diapositiva n.11 Monti specifica: “Morandi”. European Library of Information and Culture.

«Моранди редко пользовался живыми растениями. Цветы (особенно неподвижно стоящие в небольших вазах) он, скорее, воспринимал как фигуры… художник все чаще использовал цветы сухие, а также выполненные из бумаги или шелка. Всем прочим он предпочитал шелковые цветы, которые делали болонские ремесленники в XVIII веке из коконов шелкопряда, окрашивая их натуральными красителями.» [Эдуард Родити]

22.

Джорджо Моранди. Цветы. 1920. Частная коллекция. . В раме: facebook

Моранди несколько периодов жизни уделил теме цветов. Одна из лучших картин художника «Цветы» 1920 года стала прототипом для последующих композиций с изображением цветов.

По легенде Джорджо Моранди часто отправлялся во Флоренцию, чтобы посетить Уффици, где он пытливо разглядывал букеты цветов в вазах, которые ангелы подносят восседающей на троне Богоматери в композиции «Маэста» Джотто, обращение к которому во времена Моранди считалось практически обязательным для художника.

23.

Фрагмент картины. Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1953. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by / Картина полностью: facebook . Эта картина изначально планировалась на каталог выставки, но из-за ограниченности финансов использовали другой натюрморт

Джорджо Моранди :

Мои произведения не столь многочисленны, однако я никогда не задумывался над этим и, честно говоря, этот аспект меня вовсе не интересует. В целом на сегодняшний день, думаю, я выполнил около шестисот картин, а сейчас, когда у меня появились серьезные проблемы со зрением, пишу только четыре или пять в год.


Я всегда был сосредоточен на куда более узкой гамме сюжетов, чем большинство художников, потому и опасность повториться была для меня гораздо сильнее. Думаю, я сумел ее избежать, посвящая больше времени тому, чтобы построить свои картины как вариации на ту или иную из этих немногочисленных тем. Кроме этого, я всегда жил спокойной и обособленной жизнью, у меня никогда не было особенного желания соревноваться с другими современными художниками ни в том, что касается производительности, ни относительно выставок.

24.

Белая дорога. Индийская бумага. Офрт на меди. На выставке: Частное собрание, Рим. Здесь изображение: Музей Моранди в Болонье / MAMbo – Museo d”Arte Moderna di Bologna

Эдуард Родити: Вы только что сказали, что никогда не желали брать на себя ответственность советовать и учить, тем не менее преподавали гравюру в технике офорта на протяжении многих лет.

Джорджо Моранди: Я согласился только потому, что эта дисциплина предполагала преподавание одной лишь техники.

25.

Белая дорога, 1933. Медь. Национальный институт графики, Рим. Изображение: MAMbo – Museo d”Arte Moderna di Bologna / На выставке было несколько оригинальных гравировальных досок.

Эдуард Родити: До сих пор в ходе нашей дискуссии вы цитировали только великих живописцев и ни разу – ни одного из признанных мастеров офорта. Не означает ли это, что вы все время считали себя скорее живописцем, чем мастером офорта?

Джорджо Моранди: Что касается меня – это одно и то же, разница только в практических формах выражения.

Эдуард Родити: Я полагаю что в любом случае обучение технике офорта не предполагает дискуссий о сущности и целях искусства, как в ситуации с преподаванием живописи. В большинстве академий офорт преподается как своего рода второстепенная дисциплина, то есть скорее как техника, чем как стиль.

Джорджо Моранди: Именно по этой причине я и выбрал преподавание офорта.

26.

Пейзаж (Дворик на виа Фондацца). 1935. Собрание Мерлини (на хранении в Музее Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи). Photo by

Моранди долгие месяцы проводил в городе. Ему не хватало прямого контакта с природой Апеннин в окрестностях Болоньи, и он сосредоточился на пространстве двора, который мог рассматривать из окна своей комнаты-мастерской. Произведения на эту тему были названы «Дворик на виа Фондацца». На выставке представлены две работы из этой серии.

По времени создания и стилю этот «Дворик на виа Фондацца» относится к периоду напряженных живописных поисков, которые Моранди вел в 1930-х годах. Эта картина была отобрана для первой важной ретроспективной выставки Моранди на III квадриеннале итальянского искусства в Риме в 1939 году.

27.

Дворик на виа Фондацца. 1958. Музей Моранди, Болонья/ Музеи Болоньи / Cortile di via Fondazza. Giorgio Morandi. 1958, Oil on Canvas, 30.6 x 40.5 cm. Museo Morandi. via

Эдуард Родити: До меня дошли слухи, что у вас есть длинный лист ожидания с именами тех, кто приходит к вам, чтобы купить одно из произведений, и не находит ничего готового.

Джорджо Моранди: Это не совсем верно. Но, безусловно, мне немного жаль, что я не в состоянии удовлетворить постоянный спрос на мои картины.

28.

Пейзаж приближается к натюрморту, а натюрморт к пейзажу. Photo by

Джорджо Моранди :

Единственное, о чем я мечтаю, – наслаждаться миром и спокойствием, которые нужны мне, чтобы работать, однако я лишился душевного покоя с тех пор, как два года назад получил премию на Биеннале в Сан-Паулу. Сейчас ко мне ежемесячно является больше посетителей-иностранцев, чем в иные времена моей жизни за десять лет. Мне стало трудно писать: все эти гости, вместе с письмами, на которые мне приходится отвечать, отнимают у меня много времени.

29.

Натюрморт. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Мне повезло в том плане, что жизнь прошла спокойно. На мою долю выпало лишь в очень редких случаях покидать Болонью, мой родной город, как и область Эмилия. Так, например, за границей я был всего два раза, один из них – пару лет назад, когда пересек границу со Швейцарией, чтобы посетить в одном курортном городе на берегу итало-швейцарского озера художественную выставку. Кроме того, я говорю только народном языке, как вы сами можете убедиться, и читаю только итальянские газеты.

30.

Пейзаж. 1963. Холст, масло. Частное собрание. Photo by

Джорджо Моранди :

Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические, сюрреалистические, психологические или литературные размышления. Мои манекены для модисток – такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей. Для этих работ я выбрал обыкновенные названия – «Натюрморт», «Цветы», «Пейзаж».

31.

Морандиевские места. Этой фотографии на выставке не было / Photo Credit: Paolo Righi – Meridiana Immagini. Via: MAMbo – Museo d”Arte Moderna di Bologna

Джорджо Моранди :

Я считаю, что нет ничего абстрактнее, ирреальнее того, что мы видим. Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем. Материя существует, безусловно, но она не несет никакого собственного внутреннего смысла, как тот, что мы приписываем ей. Мы можем только знать, что чашка – это чашка, а дерево – это дерево.

32.

Натюрморт. 1942. Частное собрание, Болонья. Photo by

Улучшение от мастера. Этот «Натюрморт» 1942 года художник подарил Карло Лудовико Раггьянти – одному из наиболее близких ему критиков. Моранди отрезал ножницами верхнюю часть этой картины. Это исключительный и единственный случай, о котором нам сообщает пометка, сделанная Раггьянти рядом с воспроизведением «Натюрморта» в его книге «Искусство, работа, способность видеть». Он пишет: «В беседе Моранди выразил беспокойство по поводу того, что в верхней части композиции предметы располагались несколько разреженно, и на глазах у изумленного друга снял холст с рамы, схватил огромные портновские ножницы и быстро отрезал верхнюю часть. Посмотрев на то, что получилось, на расстоянии вытянутой руки, он сказал: “Так лучше”. Затем протянул мне свернутый холст и прибавил: “Храните его у себя”».

Несмотря на свою историю, это произведение совсем не воспринимается как фрагмент.

33.

Герберт Лист /Herbert List. Джорджо Моранди в своей мастерской в Болонье. 1953. Фотография открывала выставку

Эдуард Родити: Вы могли бы посоветовать молодому художнику следовать стезей мастеров современного беспредметного искусства или же у скорее, вернуться, как это предлагают многие живописцы, к фигуративному искусству?

Джорджо Моранди: Когда я был молодым, я никогда не чувствовал потребности в советах такого рода. Единственным источником художественного образования для меня всегда было изучение произведений искусства – как работ мастеров прошлого, так и моих современников, которые могут дать ответы на наши вопросы, если, конечно, мы сформулируем их правильно. Но молодые художники, действительно заслуживающие права называться этим именем и нашего к ним внимания отказались бы, и совершенно справедливо, принять любые с легкостью выдаваемые советы, подобные тому, о котором вы говорите. Я уважаю свободу индивида, в особенности художника, и, следовательно не мог бы быть даже мало-мальски полезен как гид или инструктор, да я и не хотел бы быть им, даже когда меня просят об этом. Когда почти все итальянские художники моего поколения были озабочены тем, не слишком ли они «современные» или «интернациональные» в их стиле, или, наоборот, не являются ли они недостаточно «национальными» или «имперскими», меня еще оставляли в покое – видимо, потому, что мне хватало негромкого признания, я никогда к нему не рвался. Моя сдержанность поэтому послужила мне защитой, и в глазах великих инквизиторов итальянского искусства я оставался не кем иным, как неким провинциальным профессором гравюры в технике офорта в Академии изящных искусств в Болонье.

Некоторые другие фотографии с выставки – альбом 27 фотографий .

Если существуют идеальные выставки, то выставка Джорджо Моранди (1890-1964) в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX, представляющая работы художника из музейных и частных собраний Италии и России, к идеалу приближается максимально. Нет, никаких блокбастеров. Но если учитывать масштаб мастера, уровень привезенных работ, а главное – соответствие выстроенной экспозиции критериям самого художника, то это высший пилотаж.

Кураторы Мария Кристина Бандера (научный директор Фонда Роберта Лонги, того самого фонда, который привозил в Москву выставки Караваджо и караваджистов) и Виктория Маркова, научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, участвовавшая в подготовке самой первой выставки Моранди в Москве в 1973 году, выстроили экспозицию, как “натянутую струну”.

При том, что это не первое знакомство московских зрителей со знаменитым мастером из Болоньи, оно впервые представляет его творчество во всем разнообразии. От ранних работ метафизического периода до пейзажей и натюрмортов поздних лет, от серий с цветами до гравюр рядом с оригинальными гравировальными досками из Национального центра графики (Рим). Впервые можно увидеть подлинные предметы из мастерской художника, предоставленные Объединением музеев Болоньи… Работы для выставки предоставили также Музей Моранди в Болонье, фонд Маньяни Рока, фонда Роберто Лонги и другие частные собрания.

О выставке рассказывает куратор Мария Кристина Бандера, научный руководитель Фонда Роберто Лонги, исследователь творчества Джорджо Моранди. Ранее она же делала ретроспективу Джорджо Моранди в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (2008) и Музее современного искусства в Болонье (2009).

Это правда, что Джорджо Моранди не выбрасывал свои старые кисточки, а хоронил их у себя в саду?

Мария Кристина Бандера: Все об этом говорят. Но по натюрмортам видно, что к предметам, которые он писал, у него было трепетное персональное отношение. Почти как к членам семьи. Поэтому мы показываем в экспозиции подлинные вещи из его мастерской, чтобы можно было представить, как рождались композиции работ.

Можно увидеть, как Моранди преображал их, освобождая от “воспоминаний” о повседневном предназначении. Прозрачные бутылки покрывал слоем белой краски, чтобы они напоминали колонны или абстрактные геометрические фигуры. На крышке жестяной коробки, которую можно увидеть на многих его натюрмортах, нарисовал овал. Его интересовала не столько функция предметов, сколько их геометрическая форма. Предметы он расставлял на своего рода подиумах, которые можно при желании сравнить со сценой. Эти высокие бутылки, вазочка или жестяная коробка были своего рода актерами в “пьесах”, которые он ставил в абстрактном театре.

На выставке эти предметы можно увидеть в витрине, поставленной чуть ниже уровня глаз. Примерно так, как они видны на фотографии Моранди, рассматривающего постановку для натюрморта.

Он выстраивал композиции из определенных предметов, как музыкальное произведение?

Мария Кристина Бандера: Тут еще важно, с какой музыкой его произведения сравнивать. Многие музыковеды сравнивали его работы с современной музыкой. А можно их сопоставить с вариациями Баха. Он также берет несколько тем, но из этого вроде бы узкого диапазона извлекает множество совершенно разных мотивов. Причем не повторяясь. Тема вариаций для Моранди очень важна…

Натюрморты Моранди появляются в фильмах “Ночь” (1961) Микеланджело Антониони и в “Сладкой жизни” (1960) Федерико Феллини. Он пользовался такой популярностью?

Мария Кристина Бандера: В среде интеллектуалов он был художником номер один. Его работы покупали многие режиссеры: Витторио Де Сика, Карло Понти, Микеланджело Антониони…

Выставка Моранди в Москве открылась практически одновременно с выставкой Де Кирико. При том, что оба художника принадлежали к “метафическому” направлению, вспоминают, что Де Кирико очень ревниво относился к Моранди, даже организовывал анти-биеннале после того, как на биеннале в Венеции Моранди получил первую премию. Как складывались отношения между этими “метафизиками”?

Мария Кристина Бандера: Сначала отношения были хорошие. Во времена журнала Valori plastici (1918-1922), сразу после Первой мировой войны провозглашавшим возвращение к пластическим ценностям в пику авангарду и видевшим перспективы в метафизическом искусстве, Джорджо де Кирико хвалил работы Моранди, описав их как “метафизику простых предметов”. В 1948 году Роберто Лонги предложил на Венецианской биеннале сделать выставку трех крупных итальянских художников: Джорджо Моранди, Карло Каррà и Джорджо де Кирико, показав работы метафизического периода. И Джорджо Моранди получил премию, которую присуждал международный комитет. После этого де Кирико подал в суд на биеннале… Позже художники не общались.

Эти высокие бутылки, вазочка, жестяная коробка были будто актерами в “пьесах”, которые он ставил в абстрактном театре

Как вы выстраивали экспозицию нынешней выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина? Какой сюжет был основным?

Мария Кристина Бандера: Конечно, хотелось представить творчество Моранди как можно разнообразнее. Кроме того, у меня, есть вещи, которые я люблю особенно. А поскольку для меня важно показать актуальность работ Моранди, я выбрала не более “реалистические” вещи 1920-х годов, но отдавала предпочтение более поздним работам, где он ближе к абстракции. Мы старались показать рядом работы, где очевидно развитие одного мотива. Видно, как предмет постепенно “очищается” от примет повседневности, практически превращаясь в абстракцию.

Конечно, зная, что выставка будет в том же здании ГМИИ им. А.С.Пушкина, где можно увидеть работы французских импрессионистов, которые Моранди так ценил, выбирали работы, учитывая и этот очень важный контекст.

Вы выбирали работы, где можно найти перекличку с импрессионистами?

Мария Кристина Бандера: Моранди никогда не копировал ни импрессионистов, ни кого-либо другого… Цитаты из работ предшественников он рассматривал как “упражнения для пяти пальцев”, помогавшие выработать свой стиль. Но его размышления о живописи, о том, как работать, во многом связаны с импрессионизмом. Это не исключало того, что потом он обращался к искусству старых мастеров – Джотто, Мазаччо, которых он очень любил и ради которых ездил и в Падую, во Флоренцию…

Вы упомянули про актуальность его наследия, но Моранди кажется художником абсолютно вне времени.

Мария Кристина Бандера: Можно подумать, что его размеренная, аскетичная жизнь преподавателя техники гравюры в Болонской академии, в небольшом доме вместе с тремя сестрами, никогда не выходившими замуж, шла вне времени. Но его творчество со временем вполне соотносится. Его ранние вещи соотносятся с импрессионизмом и кубизмом. На мой взгляд, сегодня очень современны его работы, например, композиции с цветами, с их тонким соотношением цветов, с вибрирующим цветом… При этом он редко писал живые цветы. Предпочитал искусственные, которые делали ремесленники Болоньи в XVIII веке из кокона шелкопряда, окрашивая шелк натуральными красителями.

Бутылки и коробочки в его натюрмортах же напоминают башни и конструктивистские здания, полусферы куполов. А пейзажи он пишет, как натюрморты?

Мария Кристина Бандера: Мне хотелось, чтобы на это обратили внимание. Поэтому в зале, где в основном пейзажи Моранди, я поместила один-два натюрморта. Для него это важно – равновесие разных жанров, и разных техник. Для него гравюра как техника и живопись равноправны.

Цветовая гамма его пейзажей связана с гаммой итальянского ландшафта?

Мария Кристина Бандера: Тут нет прямой зависимости, поскольку его пейзажи не иллюстративны. Его изначальный импульс – реальность. Но он ее многократно перерабатывает, приближаясь практически к абстракции. Делает ее внутренней реальностью.

Историк искусства Роберто Лонги, открывший заново Караваджо в ХХ веке, был одним из первых, кто еще и открыл своим современникам Моранди. Кажется, что нет ничего более противоположного, чем страстные “земные” герои Караваджо, и почти растворяющиеся парящие предметы на картинах Моранди. Точка их встречи – только Роберто Лонги?

Мария Кристина Бандера: Если вспомнить, что изобретателем современного натюрморта был Караваджо, то это сближение двух художников не случайно. Мы привезли один из ранних натюрмортов 1919 года. Он написан как раз тогда, когда Моранди в библиотеке запоем читал статьи Роберто Лонги про Караваджо и его последователей. Более того, этот мастер интересовал его настолько, что он отправляется в Рим “по следам Караваджо”, чтобы увидеть подлинники его работ в музеях и соборах. И был потрясен цветом, тональностью произведений, которые он знал только по черно-белым репродукциям. И вот в этом натюрморте 1919 года с очень контрастной светотенью ощутимо как раз влияние Караваджо и – статей Роберто Лонги о Караваджо. Мало того, если вы посмотрите, как скульптурно написан здесь кусок хлеба и сравните с изображением хлеба на картине Караваджо “Вечер в Эммаусе”, что в лондонской Национальной галерее, то сходство невозможно не заметить.

Но Моранди не был в Национальной галерее…

Мария Кристина Бандера: Он и в Париже не был, но это не значит, что он не знал работ Сезанна… Круг его чтения был очень широк. В том же натюрморте можно увидеть диалог еще и с Сезанном, с его знаменитым “Натюрмортом с комодом”.

Иначе говоря, он работал как исследователь?

Мария Кристина Бандера: Да. Не случайно Лонги говорил, что не встречал никого, с кем столь же был бы на одной волне в оценке произведений живописи, как с Моранди.

Моранди, который начинал как футурист, потом, кажется, не вспоминал об увлечениях молодости?

Мария Кристина Бандера: У него своя собственная дорога. Это самостоятельный художник, который на протяжении всей карьеры будет варьироваться, не повторяясь… В отличие от Де Кирико, который часто копировал свои произведения более раннего периода.

Но вариации означают, что нет развития.

Мария Кристина Бандера: Развитие предполагает начало, высшую точку и спад. В случае Моранди спада не было. Лонги, говоря о Моранди, использовал образ натянутой струны или натянутого каната. Этот образ предполагает внутреннее напряжение, усилие, работу. У него не найти резкой смены разных периодов творчества. Но “небольшими шажками” – вариациями на одни и те же темы – он достигает того, что остается “натянутым канатом”. В каждой работе есть новое слово…

О личности Моранди

Моранди – удивительный феномен. Его образ жизни не характерен для персон из учебника по истории искусств, и вообще нетипичен для XX века. Моранди не был богемным художником – напротив, он вел обычную жизнь и проводил свое время так, как все обычные жители Болоньи. С личной жизнью у него не сложилось: он делил дом с тремя сестрами, которые полностью отдали себя ему. А Моранди, в свою очередь, всего себя отдал творчеству, ни на что больше не отвлекаясь.

О роли Сезанна для искусства XX века

Раннее творчество Моранди принято относить к метафизическому направлению, важному для итальянского искусства начала XX века. В юности Моранди работал в духе творчества и , но вскоре он стал искать свой собственный путь. Произведения раннего периода на выставке в Пушкинском представлены тремя картинами.

В начале XX века живопись впервые не просто переживает временный кризис, но и теряет роль главного итальянского искусства, язык которого сформировался еще на рубеже XIII и XIV веков. В его основе лежала литература – включая такие великие имена, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка. С XVIII века изобразительному искусству в Италии отводится главная общественная роль. В XIX веке эстафета передается, и главным национальным искусством становится опера.

Перелом в изобразительном искусстве происходит благодаря открытию французской живописи – Пуссену, Курбе, Жерико и Сезанну, которые составляли одну линию. Ключевую фигуру для всего XX века представлял собой Сезанн, именно он показал, что импрессионизм себя изжил. Импрессионистам удалось перевести жизнь на язык чистой и поэтичной живописи, но вместе с тем они сводили живопись к сиюминутному ощущению, уничтожая ее основы. Сезанн же смог вернуться к основам классической живописи.

Джоржо Моранди в мастерской. Около 1950 года

© Ansa/Archivi Fratelli Alinari, Firenze

В начале XX века итальянские художники начали открывать для себя Сезанна и других французов. В стране стали появляться журналы, рассказывающие о новых направлениях в искусстве и печатавшие французские репродукции. Кроме того, французские живописцы посещали Венецианскую биеннале – там же с ними познакомился и Моранди, который на протяжении всей своей жизни кроме итальянской Швейцарии почти никуда не ездил. Даже в Рим из своего дома в Болонье, где он постоянно и жил, и работал, он отправлялся только ради того, чтобы увидеть Караваджо и Пьетро делла Франческа – остальные классики – Боттичелли, Рафаэль – его не очень волновали.

Открыть итальянцам собственную классику и увидеть абсолютную ценность в итальянском возрождении помог Сезанн. Этому пути следовали Карра и де Кирико, пусть для последнего это и не было так явно. Некоторые работы Карры очень сильно напоминают Пьетро делла Франческа – показательного художника для итальянского XV века, чья живопись сосредоточена на пластике, композиции пространстве. Для таких новаторов первого-второго поколения Возрождения были очень важны перспектива и перспективные построения: именно так они искали новые пути в искусстве.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция

О сути итальянской живописи

Чтобы понять суть искусства Моранди, нужно разобраться с тем смыслом, который имело обращение итальянцев в XX веке к собственным истокам. Начиная с эпохи Возрождения и дальше главная проблема, которая волновала итальянских живописцев, – это взаимодействие пространства и пластической формы. Ее в разных школах решали по-разному – совсем как математическую задачу. Разные решения формировали разные языки и разную образную ткань.

Первым проблему формы поставил Джотто. Каждая его работа в некотором смысле представляет собой раму в пространстве, внутри которой помещены фигуры. В отличие от византийского искусства с его бестелесностью, фигуры Джотто имеют объем как скульптуры. До Джотто иконы представляли собой скорее знак и символ, в этих картинах не было действия и как будто не было окружающего мира. А в работах Джотто появилась драматургия. Он не только показывал сюжет, но и будто бы превращал происходящее в театр. Так итальянцы сумели заставить живопись – искусство вневременное – жить во времени.

Проблема формы показательна и для итальянского натюрморта. По-новому эту проблему обозначил Караваджо: в отличие от Джотто, он не прописывал пространство детально, а мог просто наметить фон плоскостью и поместить внутри него объемное тело. У Караваджо есть картина-манифест «Корзина с фруктами», где фактически нет пространства, нет стола. Вместо этого намечено только боковое ребро, однако возникает иллюзия, будто это пространство есть: потому что Караваджо подчеркивает его тенью.

Конечно, искусство – это не только форма, но недооценивать значение формы неправильно. Понимание пластики формы было главной проблемой европейского искусства в целом. Показательно, что за пределами Италии пластику так же глубоко понять не удалось. В немецкой и французской живописи проблема формы, например, может вообще отсутствовать. Многим мировым художникам не удалось простроить этого пространственного отношения внутри своей живописи. Может быть, в этом и есть особенность итальянского мышления.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Холст, масло. Частная коллекция, Турин

О значении натюрморта для Моранди

В интервью 1953 года Моранди подчеркивает важность того момента, когда он открыл для себя Сезанна. При этом именно Сезанн начинает впервые после импрессионистов заниматься натюрмортом. Из импрессионистов только Ренуар немного занимался натюрмортом, хотя и не уделял ему большого значения. Такой расклад неслучаен: натюрморт – это упражнение с бессюжетной пространственной формой, где сюжет не заслоняет живопись. А для Моранди суть живописи составляла именно форма.

Так складывается путь Моранди в истории искусства XX века: он идет в том направлении, которое наметил Сезанн, обращается к своим национальным классикам, например Пьетро делла Франческа, и выбирает в большей степени натюрморт, чем пейзаж (в отличие от Сезанна, у которого все было наоборот: пейзаж ему был интереснее). Моранди видит в натюрморте чистое пространство и чистую форму. В то время как многие художники в начале XX века уходили в чистый формализм и абстракцию, Моранди в их ряду находит свой собственный путь, придерживаясь фигуративного языка.

Моранди говорил, что признает только искусство для искусства, а не ради политики, ради языка и так далее. Он выбирал фигуративное искусство, и оттого кажется, будто бы изображал обыденный мир. На самом деле этот обыденный мир его не интересовал. Мы знаем, как он собирал композиции для своих картин: он покрывал свои сосуды и изящные фарфоровые вазочки гипсом и темперой, красил их в разные цвета. Так он уходил от их бытового смысла и упрощал их.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло

© Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

О скромности Моранди

Искусство обманчиво своим сходством с окружающим миром. В этом смысле музыка как будто бы проще для восприятия: она уже заранее готовит нас к абстракции, предлагая чистый мир звука. Моранди из своей живописи будто бы создает музыкальную композицию на взаимодействии ритмики и форм, передавая так свое видение жизни. Может показаться, что всю свою жизнь он писал одно и то же, но совершенно по-разному.

Искусство Моранди отражает все события, что случились в мире за время его жизни. За любовь к затворничеству его называли монахом в келье. При этом монах из кельи участвовал в Первой мировой войне, прошел через эпоху фашизма, Вторую мировую войну. Пока он боролся за свою творческую независимость, пришлось прожить небезоблачную жизнь. Моранди никогда не писал для заработка, жил очень скромно. Работал он очень медленно, создавая всего несколько работ в год. Однажды к нему в мастерскую пришел Антониони, чтобы купить у него картину, в итоге великий деятель кинематографа ушел ни с чем – Моранди сказал, что на продажу ничего нет.

В XX веке искусство было предельно ангажировано – не только в период тоталитаризма, когда в Италии масса художников была коллаборационистами, но и в более сложном смысле – искусство быстро развивалось, а многие художники поддавались влиянию различных стилей и направлений. Моранди же удалось сохранить чистоту своего стиля и не идти на компромиссы. В начале своего пути он был на короткий период связан с метафизикой, но после этого за всю свою жизнь не испытывал никакого влияния других художников или художественных групп. В этом смысле Моранди – это не Пикассо.

Редакция выражает кураторам ГМИИ благодарность за помощь в подготовке материала.

Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок