Адонис – возлюбленный Венеры В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на жену кипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновенно красив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царства Аида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней. Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей в этом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей – медведей и вепрей. Но однажды Адонис ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Венера горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши. Род адонис (Adonis), или горицвет насчитывает около 45 многолетних и однолетних видов. И пускай окраска венчика у большинства видов не кроваво-красная, все они, в понимании ботаников, родственники «цветка Адониса». Представители рода обитают как на равнинах, так и в горах, поднимаясь до 4500 м над уровнем моря. В связи с обитанием в труднодоступных районах, многие виды остаются до настоящего времени малоизученными. В первую очередь это адонис весенний (Adonis vernalis), горицвет. Это растение степей европейской части России, Крыма, Предкавказья, Сибири, а также Средней и Южной Европы. Адонис весенний – компонент разнотравья луговых степей и остепненных лугов. Это одно из очень красивых растений, с горящими золотом цветка ми, зацветающее в конце апреля и заканчивающее цветение в конце мая -начале июня. Нижние листья чешуевидные, стеблеобъемлющие, стебле вые – сидячие, многократно рассеченные. Цветок крупный диаметром до 6 см, состоящий из 15-20 свободных желтых, блестящих лепестков, поддерживаемых пятью опушенными чашелистиками, находится на верхушке стебля. Тычинок и пестиков много. Высота цветущих растений 10-15 см, плодоносящих, 40-60 см. Плоды морщинистые с крючковатым носиком, созревают в июле. Плод сборный из сухих многочисленных орешков – многоорешек. Адонис весенний в Европе введен в культуру. Имеются садовые формы. Уход и размножение Растут все адонисы медленно и очень чувствительны к пересадкам. Почву необходимо содержать в рыхлом и влажном состоянии. Почки возобновления закладываются на 2-4 года вперед, поэтому срезать растение нужно осторожно, стараясь не повредить почки. Размножается семенами и делением куста. Посадку производят в августе – начале сентября, чтобы до наступления заморозков растения могли хорошо укорениться. Деление и пересадку адонисов следует проводить не раньше 4-5 лет выращивания, на одном месте без пересадки адонисы хорошо развиваются до 10 лет. Лучший вариант – пересадка растений с комом земли, не нарушая корней, растут медленно, делить их на мелкие части не рекомендуется. В первый год после посадки растения цветут и развиваются слабо, нормальное цветение происходит только со второго года. Размножение многолетних адонисов семенами затруднено, так как они имеют низкую всхожесть, кроме того, часть семян прорастает только на второй год. Посев семян, желательно очищенных, следует производить немедленно после сбора. До зимы ящики с посевами необходимо хранить в холодном подвале, а затем вкопать под снег. Возможно хранение семян в слегка влажном субстрате в холодильнике до начала весны с последующим проращиванием в теплице при 18-22 град. Молодые растения растут медленно, полного развития достигают только на 4-5 год. Использование Для срезки многолетние адонисы непригодны, но они очень эффектны в групповых посадках или среди редко посаженных кустарников. При посадках их следует располагать ближе к дорожкам, хороши они и на каменистых горках с восточной и западной стороны. Ценное лекарственное сырье – уже в XIV веке широко использовалось в народной медицине при судорогах, различных сердечных и почечных болезнях. Виды Адонис золотистый (Adonis chrysocyathus) – одно из редких растений Центральной Азии. Этот травянистый многолетник – чрезвычайно ценное лекарственное и декоративное растение, которое встречается на Тянь – Шане, в Кашмире, Западном Тибете, где куртины адониса создают красочные ярко-желтые пятна на каменистых горных склонах. Сияние желтого цвета особенно выразительно на фоне еще не растаявшего снега и синевы высокогорного неба. Известно ограниченное число местонахождений этого вида, причем численность популяций постоянно и существенно сокращается в связи с вмешательством человека. Надземная часть представлена одним или группой полурозеточных побегов, число и величина которых зависят от возраста. Так, средневозрастная особь насчитывает до 30 розеток высотой 45-50 см. Генеративный побег, как правило, с единичным крупным ярко – желтым цветком. Побег равен высоте или несколько превышает высоту розеточных листьев. Адонис туркестанский (Adonis turkestanicus) – одно из ценных лекарственных растений Средней Азии – эндемик Памиро-Алая. Основная часть его ареала связана с горными системами Гиссаро-Дарваза, где он может образовывать сплошные заросли в арчевниках и трагакантниках на высоте 2000-3500 м над уровнем моря. Наиболее чистые заросли отмечены в местах бывших многолетних стоянок скота. Это говорит о положительном отношении растений к богатой органикой почве. Адонис туркестанский в начале цветения имеет высоту 10-20 см, а в период созревания плодов до 70 см. Все растение опушено курчавыми волосками. Цветки на концах побегов одиночные, 4-6 см в диаметре, околоцветник двойной, правильный, состоит из венчика и чашечки. Лепестки желто-оранжевые, с нижней стороны синеватые. Характерная особенность этого вида – то, что одновременно у растения есть только что образовавшиеся бутоны, раскрывшиеся цветки и завязавшиеся семена. Так как каждый побег имеет боковые побеги первого, второго, третьего, а иногда и четвертого порядков, цветков на одной средневозрастной особи может быть до 250. Цветки появляются сначала на оси первого порядка. По мере роста растения цветки распускаются на оси второго, третьего порядков, что обусловливает растянутость сроков цветения и плодообразования. Такое длительное цветение – важное приспособление к суровым условиям высокогорий. Адонис монгольский (Adonis mongolica) – эндемичное растение Монголии. Встречается в пределах Хангая, в горных и луговых степях, по опушкам лиственничников. Наиболее обилен на местах старых стоянок скота. Растет на рыхлых, богатых перегноем почвах. Побеги средневозрастного растения многочисленны (до 20-30 и более), имеют боковые побеги второго и третьего порядков. Прикорневые листья редуцированы. Срединные листья, в пазухах которых формируются побеги следующих порядков, сидячие. Цветки крупные, 2,5-5 см в диаметре. Чашелистики светло-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком, опушенные мелкими волосками. Лепестки белые. Адонис монгольский – одно из ранневесенних растений Монголии. Трудно представить себе более яркую и прекрасную картину – шапки снежно-белых цветков по степным склонам с прошлогодней бурой листвой на фоне ярко-синего неба. Цветение начинается в апреле-мае, а массовое – в конце мая, июне. Первую волну цветения образуют верхушечные цветки главных побе гов. На смену им приходят верхушечные цветки второго, третьего и так далее порядков. Следует обратить внимание на тот факт, что все боковые побеги, вне зависимости от расположения на главном, заканчиваются на одном уровне. Этим и объясняется обильное цветение, при котором цветки образуют как бы купол в виде белоснежной «шапки». Следующая волна цветения образуется из цветков, расположенных на ветвях следующих порядков. Такой ритм цветения способствует постоянной декоративности растения и увеличивает возможность созрева ния семян в наиболее благоприятный по погоде срок. Здесь уместно вспомнить о резкой континентальности климата Монголии, особенно ее горных районов, когда среди вегетационного периода возможны резкие колебания температуры вплоть до заморозков, снега и града. Листья развертываются вслед за распусканием цветков. Рост побегов продолжается до созревания семян. Трава адониса монгольского служит сырьем для получения ценных сердечных гликозидов. Адонис амурский (Adonis amurensis) – многолетнее травянистое растение с Дальнего Востока, где растет в кедрово-широколиственных лесах. Листья перисто-рассеченные на длинных черешках, развиваются после цветения и сохраняются до июля, августа. Цветет с апреля в течение 2-3 недель. Цветки золотисто-желтые, широко раскрытые до 5 см в диаметре. Расцветает до появления листьев. Высота растений в период цветения не более 10-15 см. Плодоносит в конце мая, июне. Размножается семенами. Всходы появляются через год. Растение введено в культуру. В Японии выведены многочисленные декоративные сорта с махровыми цветками белой, розовой, красной окраски.
Ю.Б.Циркин
У мифа об Адонисе парадоксальная судьба. Само имя бога, как мы уже отмечали, чисто семитское. Но в то же время все, что мы знаем об Адонисе, происходит только из греко–римских источников. Собственно финикийский миф не передал ни один автор. Правда, мы знаем о некоторых финикийских именах с элементом «адони». И в трактате «О сирийской богине», который приписывается греческому писателю римского времени Лукиану, говорится о празднике в честь Адониса в Библе. Греки тоже почитали Адониса, включив его в мир своих богов. Произошло это довольно рано. Об Адонисе упоминал Гесиод, который делает Адониса сыном Финика, предка финикийцев. Это самое раннее упоминание Адониса. Позже об Адонисе писали многие авторы, приводя различные версии мифа. Варианты расходятся в деталях, но в целом похожи: все они рассказывают о страсти к Адонису богини любви, о гибели юного Адониса на охоте от клыков страшного вепря, о печали богини и часто о воскресении Адониса. В честь Адониса в греческих городах, в том числе в Афинах, устраивались праздники. Постепенно они приобрели чисто греческий характер. Но в своей основе миф оставался финикийским. Возможно, с этим мифом греки познакомились на Кипре; недаром в нем местом первоначального действия являлся именно этот остров, и лишь затем события разворачиваются в Библе. Но не исключено, что знакомство с мифом произошло в самом Библе, который греки посещали еще во второй половине II тысячелетия до н. э.
Юный бог Адонис был тесно связан с Библом. Об этом боге тоже ходили разные рассказы, различающиеся в деталях, но все же близкие по содержанию.
Когда‑то жила Мирра , дочь могучего царя Кинира, правившего на Кипре. В свое время ее мать не почитала богиню любви и даже говорила, что ее дочери красивее богини. За это богиня разгневалась и, сочтя такие слова преступными, решила вместо матери наказать дочь . Она внушила ей нечестивую любовь к собственному отцу. Кинир, видя, что его дочь уже вошла в брачный возраст, стал приглашать женихов, но та всех их решительно отвергала и на вопрос отца, какого же мужа она желает, отвечала, что похожего на него. Кинир, полагая, что в ее словах звучит почтение к нему, был очень рад такому ответу, а Мирра еще больше запылала любовью и в то же время сознавала всю тяжесть греха. Наконец, не выдержав таких страданий, девушка решила повеситься. Но кормилица спасла ее от смерти. А узнав о преступной страсти Мирры, преданная кормилица пообещала ей помочь.
И вот, в один из праздников, когда жены ушли славить Астарту, Кинир, оставшись во дворце, напился пьяным, и кормилица ночью ввела к нему Мирру, сказав, что это – девушка, влюбленная в царя, похожая на его дочь и одних лет с нею. Так Мирра зачала от собственного отца. А когда наступил день и Кинир увидел, кто лежал с ним на ложе, он ужаснулся и бросился на преступную дочь, желая убить ее. Мирра с трудом убежала и, покинув царство отца, долго бродила по свету. Утомившись от скитаний, она обратилась к богам с мольбой, чтобы те из‑за ее позора изгнали ее и из царства живых, и из царства мертвых. Боги согласились исполнить ее мольбу. И вот ноги Мирры покрыла земля, из ступней выросли корни, кости превратились в дерево, кровь – в древесный сок, а кожа – в кору. Так Мирра стала деревом. Но внутри ствола оставался ребенок, плод ее нечестивой страсти. И по прошествии девяти месяцев ствол лопнул и из него появился на свет младенец, которого назвали Адонисом. Правда, рассказывали и по–другому: что отец через девять месяцев все же настиг Мирру, которая к тому времени уже стала деревом, и ударил ее мечом, и из трещины вышел Адонис.
Адонис быстро рос и стал красивейшим из юношей. Его увидела Баалат–Гебал и страстно в него влюбилась. Ей захотелось никогда не расставаться с ним. Адонис тем временем больше всех других занятий полюбил охоту, и богиня стала охотиться вместе с ним. Но ей все же приходилось иногда отлучаться, и поэтому, боясь за его жизнь, принялась Баалат–Гебал его увещевать, чтобы он был осторожнее на охоте и ни в коем случае не охотился на ужасных львов и щетинистых свирепых кабанов. И однажды, когда богини не было с ним, Адонис отправился на охоту.
Вскоре он услышал неистовый лай и увидел, что собаки выгнали из берлоги огромного кабана. Некоторые говорили, что это сам бог войны принял вид кабана, чтобы погубить Адониса . Бежать было уже поздно, и Адонис смело выступил вперед. Он ударил кабана копьем, но тот стряхнул с себя обагренное кровью копье и бросился на Адониса. Адонис, вспомнив предостережение богини, бросился бежать. Но кабан нагнал его и всадил ему в тело острый клык . Адонис упал, умирая. Баалат–Гебал услышала предсмертный крик юноши и бросилась к нему. Она обнимала тело и оплакивала Адониса. Она умоляла не уходить от нее в иной мир, пробудиться и дать ей последний поцелуй, длящийся столько, сколько может длиться лобзанье. Богиня скорбела, что, будучи бессмертной, она не может идти за возлюбленным в подземное царство, дабы и там не разлучаться с ним. Затем Баалат–Гебал подняла мертвое тело, вынесла его из леса, положила на пурпурные ткани, обмазала его благовониями и возлила на него драгоценное миро. А собравшиеся вокруг возлагали на мертвое тело погребальные венки и обрезали кудри в знак скорби. А потом решила богиня оставить вечную память о погибшем, и из крови Адониса вырастила она прекрасный цветок анемон. Но на этом богиня не успокоилась. Она обратилась к отцу, и верховный бог решил воскресить Адониса. А чтобы не очень обижалась подземная царица Шеол, он решил, что часть года Адонис будет проводить под землей, а часть – на этом свете. Местом же его пребывания на земле он избрал Библ.
Но другие рассказывали, что уже с самого рождения Адониса Баалат–Гебал полюбила младенца. Она очень боялась за него, оставшегося с самого рождения сиротой. Поэтому она положила ребенка в ларец и доверила его хранение богине подземного мира Шеол. Но, когда Адонис вырос, Шеол не захотела возвращать его на землю. И поскольку богини никак не могли прийти к согласию о месте пребывания Адониса, то они обратились к Элу. И тот решил разделить год на три части: одну часть года Адонис проводит в подземном мире, одну часть – на земле с Баалат–Гебал, а одну – тоже на земле, но так, как ему вздумается. Адонис же, сам полюбивший Баалат–Гебал, присоединил свою треть к доле этой богини, так что с ней он проводит две трети года, а в мире смерти с Шеол – одну треть. Но и в подземном мире Адонис оставался живым, и таким его видела богиня любви, специально на свидание с юношей спускавшаяся под землю.
Жители Берита рассказывали, что возлюбленной Адониса была богиня Астарта. Плодом этой любви стала Бероя. И ее именем богиня назвала основанный ею город Верит
В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Легенда об Адонисе наиболее полно изложена в “Метаморфозах” Овидия. Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на жену кипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновенно красив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царства Аида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней. Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей в этом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей – медведей и вепрей. Но однажды Адонис ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Венера горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши.
Род адонис (Adonis), или горицвет насчитывает около 45 многолетних и однолетних видов. И пускай окраска венчика у большинства видов не кроваво-красная, все они, в понимании ботаников, родственники “цветка Адониса”. Представители рода обитают как на равнинах, так и в горах, поднимаясь до 4500 м над уровнем моря. В связи с обитанием в труднодоступных районах, многие виды остаются до настоящего времени малоизученными. В первую очередь это адонис весенний (Adonis vernalis), горицвет. Это растение степей европейской части России, Крыма, Предкавказья, Сибири, а также Средней и Южной Европы. Адонис весенний – компонент разнотравья луговых степей и остепненных лугов. Это одно из очень красивых растений, с горящими золотом цветка ми, зацветающее в конце апреля и заканчивающее цветение в конце мая -начале июня. Нижние листья чешуевидные, стеблеобъемлющие, стебле вые – сидячие, многократно рассеченные. Цветок крупный диаметром до 6 см, состоящий из 15-20 свободных желтых, блестящих лепестков, поддерживаемых пятью опушенными чашелистиками, находится на верхушке стебля. Тычинок и пестиков много. Высота цветущих растений 10-15 см, плодоносящих, 40-60 см. Плоды морщинистые с крючковатым носиком, созревают в июле. Плод сборный из сухих многочисленных орешков – многоорешек.
Адонис весенний в Европе введен в культуру. Имеются садовые формы.
Уход и размножение
Растут все адонисы медленно и очень чувствительны к пересадкам. Почву необходимо содержать в рыхлом и влажном состоянии. Почки возобновления закладываются на 2-4 года вперед, поэтому срезать растение нужно осторожно, стараясь не повредить почки.
Размножается семенами и делением куста. Посадку производят в августе – начале сентября, чтобы до наступления заморозков растения могли хорошо укорениться.
Деление и пересадку адонисов следует проводить не раньше 4-5 лет выращивания, на одном месте без пересадки адонисы хорошо развиваются до 10 лет. Лучший вариант – пересадка растений с комом земли, не нарушая корней, растут медленно, делить их на мелкие части не рекомендуется. В первый год после посадки растения цветут и развиваются слабо, нормальное цветение происходит только со второго года. Размножение многолетних адонисов семенами затруднено, так как они имеют низкую всхожесть, кроме того, часть семян прорастает только на второй год. Посев семян, желательно очищенных, следует производить немедленно после сбора. До зимы ящики с посевами необходимо хранить в холодном подвале, а затем вкопать под снег. Возможно хранение семян в слегка влажном субстрате в холодильнике до начала весны с последующим проращиванием в теплице при 18-22 град. Молодые растения растут медленно, полного развития достигают только на 4-5 год.
Использование
Для срезки многолетние адонисы непригодны, но они очень эффектны в групповых посадках или среди редко посаженных кустарников. При посадках их следует располагать ближе к дорожкам, хороши они и на каменистых горках с восточной и западной стороны. Ценное лекарственное сырье – уже в XIV веке широко использовалось в народной медицине при судорогах, различных сердечных и почечных болезнях.
Виды
Адонис золотистый (Adonis chrysocyathus) – одно из редких растений Центральной Азии. Этот травянистый многолетник – чрезвычайно ценное лекарственное и декоративное растение, которое встречается на Тянь – Шане, в Кашмире, Западном Тибете, где куртины адониса создают красочные ярко-желтые пятна на каменистых горных склонах. Сияние желтого цвета особенно выразительно на фоне еще не растаявшего снега и синевы высокогорного неба. Известно ограниченное число местонахождений этого вида, причем численность популяций постоянно и существенно сокращается в связи с вмешательством человека. Надземная часть представлена одним или группой полурозеточных побегов, число и величина которых зависят от возраста. Так, средневозрастная особь насчитывает до 30 розеток высотой 45-50 см. Генеративный побег, как правило, с единичным крупным ярко – желтым цветком. Побег равен высоте или несколько превышает высоту розеточных листьев.
Адонис туркестанский (Adonis turkestanicus) – одно из ценных лекарственных растений Средней Азии – эндемик Памиро-Алая. Основная часть его ареала связана с горными системами Гиссаро-Дарваза, где он может образовывать сплошные заросли в арчевниках и трагакантниках на высоте 2000-3500 м над уровнем моря. Наиболее чистые заросли отмечены в местах бывших многолетних стоянок скота. Это говорит о положительном отношении растений к богатой органикой почве. Адонис туркестанский в начале цветения имеет высоту 10-20 см, а в период созревания плодов до 70 см. Все растение опушено курчавыми волосками. Цветки на концах побегов одиночные, 4-6 см в диаметре, околоцветник двойной, правильный, состоит из венчика и чашечки. Лепестки желто-оранжевые, с нижней стороны синеватые. Характерная особенность этого вида – то, что одновременно у растения есть только что образовавшиеся бутоны, раскрывшиеся цветки и завязавшиеся семена. Так как каждый побег имеет боковые побеги первого, второго, третьего, а иногда и четвертого порядков, цветков на одной средневозрастной особи может быть до 250. Цветки появляются сначала на оси первого порядка. По мере роста растения цветки распускаются на оси второго, третьего порядков, что обусловливает растянутость сроков цветения и плодообразования. Такое длительное цветение – важное приспособление к суровым условиям высокогорий.
Адонис монгольский (Adonis mongolica) – эндемичное растение Монголии. Встречается в пределах Хангая, в горных и луговых степях, по опушкам лиственничников. Наиболее обилен на местах старых стоянок скота. Растет на рыхлых, богатых перегноем почвах. Побеги средневозрастного растения многочисленны (до 20-30 и более), имеют боковые побеги второго и третьего порядков. Прикорневые листья редуцированы. Срединные листья, в пазухах которых формируются побеги следующих порядков, сидячие. Цветки крупные, 2,5-5 см в диаметре. Чашелистики светло-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком, опушенные мелкими волосками. Лепестки белые. Адонис монгольский – одно из ранневесенних растений Монголии. Трудно представить себе более яркую и прекрасную картину – шапки снежно-белых цветков по степным склонам с прошлогодней бурой листвой на фоне ярко-синего неба. Цветение начинается в апреле-мае, а массовое – в конце мая, июне. Первую волну цветения образуют верхушечные цветки главных побе гов. На смену им приходят верхушечные цветки второго, третьего и так далее порядков. Следует обратить внимание на тот факт, что все боковые побеги, вне зависимости от расположения на главном, заканчиваются на одном уровне. Этим и объясняется обильное цветение, при котором цветки образуют как бы купол в виде белоснежной “шапки”. Следующая волна цветения образуется из цветков, расположенных на ветвях следующих порядков. Такой ритм цветения способствует постоянной декоративности растения и увеличивает возможность созрева ния семян в наиболее благоприятный по погоде срок. Здесь уместно вспомнить о резкой континентальности климата Монголии, особенно ее горных районов, когда среди вегетационного периода возможны резкие колебания температуры вплоть до заморозков, снега и града. Листья развертываются вслед за распусканием цветков. Рост побегов продолжается до созревания семян. Трава адониса монгольского служит сырьем для получения ценных сердечных гликозидов.
Адонис амурский (Adonis amurensis) – многолетнее травянистое растение с Дальнего Востока, где растет в кедрово-широколиственных лесах. Листья перисто-рассеченные на длинных черешках, развиваются после цветения и сохраняются до июля, августа. Цветет с апреля в течение 2-3 недель. Цветки золотисто-желтые, широко раскрытые до 5 см в диаметре. Расцветает до появления листьев. Высота растений в период цветения не более 10-15 см. Плодоносит в конце мая, июне. Размножается семенами. Всходы появляются через год. Растение введено в культуру. В Японии выведены многочисленные декоративные сорта с махровыми цветками белой, розовой, красной окраски.
Античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон – господин) и является разновидностью “умирающих и воскресающих богов”, духом ежегодно обновляющегося развития
Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям – богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис, его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой “садиков Адониса”.
Адонис – греческая форма шумерского бога растительности Думузи (по-арамейски Таммуз), возлюбленного богини Инанны.
Ежегодный вегетационный цикл во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь.
Адонис, Рождение А.
Адонис был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы (“Мет.”, 10:503-514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живописи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. ВЕНЕРА (5). См. также ДЕРЕВО. [Дж.Холл]
АДОНИС – олицетворение умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источающее благовоние. Афродита полюбила красивого ребенка и отдала на воспитание в подземное царство Персефоне, которая, также полюбив Адониса, в назначенный срок не захотела его возвращать. Пришлось Зевсу решать конфликт: Адонис будет проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальное время, где сам захочет. Когда Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем, кровь из его ран тотчас же превратилась в анемоны. А кровь Афродиты, пустившейся на поиски Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои нежные босые ноги, превращалась в розы. В назначенный срок Адонис вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их “садиками Адониса”. Женщины приносили ему в дар свои волосы.
БРЭФ – по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, что одну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А. был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как и культ А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово А., которое означает “господин”. В особенности же культ А., как божества природы, был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пеши, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба А. Празднество А. при александрийском дворе, где сначала чествовали юного прекрасного А., а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестном стихотворении “Адониацузы”.
Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы. Существуют изображения раненного А. в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, мне об А. и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах, и на нескольких прекрасных вазах. Ср. О. Ян, “Archaol. Beitrage” (Берлин, 1847); Бругш “Die Adonisklage und das Linoslied” (Йерлин, 1852), Мантардт “Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert” (Берлин, 1877). Как название красивого мужчины, имя А. употребляли уже Греки.
Мифы народов мира. Под редакцией Токарева АДОНИС
“(dn “адон”, “господь”, “владыка”), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. – сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), A. – жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии – праздник в честь А. – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. “садики А.” – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. – N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. – В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.
Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы “А. и Венера” Лопе де Вега; “А.” И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы “Венера и А.” У. Шекспира; “А.” Дж. Марино; “А.” Ж. Лафонтена и др.).
А. – один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: “Венера и А.”, “Гибель А.”, “Венера оплакивает А.”. К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, АН. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике (“Венера и А.” А. Кановы; “А.” Б. Торвальдсена; “Умирающий А.” О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны – “Цепь А.” Д. Маццокки; “А.” К. Монтеверди; “А.” Р. Камбера; “А. на Кипре” Дж. Легренци; “Влюбленный А.” Р. Кайзера и др.). “
Из собственного словаря
dn – адон, господин, господь, владыка. Божество (растительное) финикийско-сирийского происхождения. Греч. форма шумерского бога растительности Думузи (арам. Таммуз), возлюбленного богини Инанны. Разновидность “умирающих и воскресающих богов ” – олицетворение умирающей и воскресающей природы (Ежегодный вегетационный цикл, связанный с периодическим умиранием и возрождением природы, во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь. Культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку.). Мифологический образ-символ юной мужской красоты; дух ежегодно обновляющегося развития.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
В посвященных ему обрядах, вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание.
“В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе”.
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф наиболее полно представлен у: Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). “По старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А”. Сын Феникса и Алфесибеи. Вар: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны; кипрского царя Киниры и его дочери Мирры. Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, внушает той страсть к родному отцу. Поддавшись соблазну он вступает в связь с нею (не подозревая), и после этого проклинает ее (OvMt. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне (вар.: его воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы), не пожелавшей в дальнейшем расстаться с ним. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису треть года проводить в царстве мертвых, треть – на земле с Афродитой (Спутником и возлюбленным которой он становится.) (финик. Астартой), треть – где он захочет. По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). Вар: жертва Аполлона (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), Его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа. ревнивого Ареса (финик. Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Принявшего образ зверя. Афродита, оплакивает и превращает Адониса в цветок анемону (ветреница) или адонис, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны. Либо, его кровь стала анемонами, а кровь Афродиты – в розы (Искавшей Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои босые ноги.).
Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней.
Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. “Происхождением своим он обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы”. Культ Адониса как божества природы особенно был силен в Библосе и на Кипре. В Библ(ос)е было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией: первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему богу. (Лукиан, De dea Syr. 6) Лукиан же рассказывает о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда в горах Ливана гибнет Адонис; и здесь же скептически рассуждает о красной почве, придающей реке цвет (De dea Syr. 8). В 5 в. до н.э. распространился в материковой Греции, где Адонис превратился в полубога. Из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6). Празднество A. (Adonia), которое г.о. относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. Адонии праздновались с особенной роскошью в Библосе: выставлялось сначала изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Афинах адонии – праздник в честь Адониса, который приходился на середину лета, – были особенно популярны в эпоху эллинизма (Когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др.). В них принимали участие преимущественно женщины, и они были проще. Во время праздника под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Поздней весной и ранней осенью (или в адонии???) женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т.н. “садики Адониса” – символ мимолетности жизни. … недолговечность расцвета в природе, живым примером чего служит судьба Адониса В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, статую которого на следующий день с причитанием и плачем несли к морю и погружали в воду как символ его возвращение в царство смерти (Феокрит “Идиллии” V 96-144) … в его прелестном стихотворении “Адониацузы”. Женщины приносили ему в дар свои волосы. Эмблематика . Искусство Один из самых популярных персонажей античной живописи. Существуют изображения раненного Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены фресками, изображениями на зеркалах, саркофагах, погребальных урнах и на нескольких прекрасных вазах. “Садики Адониса” остались запечатленными на помпейских фресках.
Сюжет “Рождение Адониса” можно встретить г.о. в итальянской живописи XVI и XVII вв. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине.
В средневековой книжной миниатюре иллюстрации к Овидию. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью: Джорджоне, Тициана, А.Н. Карраччи Тинторетто, Веронезе, Г. Рени, Рубенса, Н. Пуссена … Наиболшее распространение приобрели сюжеты: “Венера и Адонис”, “Гибель Адониса”, “Венера оплакивает Адониса” В 18-19 вв. находит воплощение главным образом в пластике “Венера и Адонис” А. Кановы; “Адонис” Б. Торвальдсена; “Умирающий Адонис” О. Родена… Драматургия 16-17 вв., пьесы “Адонис и Венера” Лопе де Вега; “Адонис” И. Гундулича… Чаще находил воплощение в поэзии этого периода поэмы “Венера и Адонис” У. Шекспира; (Первое опубликованное произведение Шекспира.) “Адонис” Дж. Марино; “Адонис” Ж. Лафонтена … В музыкально-драматическом искусстве17- 18 вв.: оперы “Цепь Адониса” Д. Маццокки; “Адонис” К. Монтеверди; “Адонис” Р. Камбера; “Адонис на Кипре” Дж. Легренци; “Влюбленный Адонис” Р. Кайзера… Библиография Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. – N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. – В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954. О. Ян, “Archaol. Beitrage” (Берлин, 1847); Бругш “Die Adonisklage und das Linoslied” (Йерлин, 1852), Мантардт “Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert” (Берлин, 1877).
АДОНИС
Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адониса семитского происхождения и означает “господин”, “владыка”; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. ПАН); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах, вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит всвоих “Идиллиях” описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии – праздник в честь Адониса – приходился на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами – так называемые “садики Адониса”; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма “Венера и Адонис”.
АДОНИС (бог) АДОНИС (бог)
АДО́НИ́С (греч. Adonis), бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Соответствует вавилонскому Таммузу (см. ДУМУЗИ) . С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое “АДОНИС (бог)” в других словарях:
Бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Соответствует вавилонскому Таммузу. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме … Большой Энциклопедический словарь
– (греч. Adonis). 1) в мифологии: сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, молодой охотник, любимец Венеры, которая не будучи однажды в состоянии вовремя помочь ему в борьбе с огромным вепрем, спрятала его тело и превратила его потом в цветок… … Словарь иностранных слов русского языка
– (Adonis, Αδωνίς). Красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в анемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в Аду лишь треть года, треть года жить с… … Энциклопедия мифологии
адонис
Адонис – и Адонис. в знач. «красивый молодой человек» (в древнегреческой мифологии бог плодородия) адонис и Адонис. В знач. «травянистое растение; настой для лечения сердечно сосудистых заболеваний» адонис и устарелое адонис … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Адонис – Адонис. П.П. Рубенс. Венера и Адонис. Ок. 1614. Эрмитаж. АДОНИС (финикийское “господь”, “владыка”), умирающий и воскресающий бог плодородия в финикийской мифологии. С 5 в. до нашей эры культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
См … Словарь синонимов
Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов
Ад онис, Адон ис м. 1. Бог растительности и плодородия (в древнегреческой и древнеримской мифологии). 2. Финикийский бог умирающей и воскресающей растительности (умерший, а затем воскресший что явилось одним из источников евангельского мифа о… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой