Правописание прилагательных. Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных Гласные после шипящих в окончаниях прилагательных

Дата: 07.08.2013 Тема:

Жить в чужом городе, начать большое дело, беседовать с лучшей подругой, добиться хорошего урожая, подходить к ближайшему селу, заблудиться в дремучем лесу, организовать могучее движение.

1. У большого соснового пня жарко полыхает костер, синий, пахучий стелется дым. (С.-М.) 2. На чужой стороне и весна не красна. (Посл.) 3. Полились золотые потоки молодого горячего света. (Тютч.) 4. Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золотые жуки. (А. И. Т.) 5. Небо молнией летучей опоясалось кругом. (Тютч.) 6. Был закат весь в зловещем пожаре (Ф. Сухов.) 7. Послышалось могучее шипение, топот, треск ломающихся глыб. (Сераф.) 8. По шаткой скрипучей лестнице мальчик поднялся на чердак. (Наг.) 9. Тихие долины полны свежей мглой. (Л.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова с о – е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных в одну колонку, с е – о после шипящих в корне в другую.

1. Большой талант требует большого трудолюбия. (П. Чайковский.) 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами. (Ч.) 3. Потом он тяжелым, мягким движением всего своего большого туловища скинул с плеча шатун и на вытянутых руках отнес в сторону. (Каг.) 4. Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом Дачей. (Гайд.) 5. Через шорох ветра к трескотне птиц примешался далекий чужой шум. (Гайд.) 6. Показалось на розовом всплеске воды белое брюхо малой щуки и черная голова схватившей ее большой. (Пришв.) 7. Душой весны природа ожила (Тютч.) 8. Чу! За белой, дымной тучей глухо прокатился гром… (Тютч.) 9. Мы с шумом И шепотом выбежали из чулана. (Л. Т.) 10. Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. (С. М.)

Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).

Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном – -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном – -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .

После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).

После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения – суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).

    Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).

В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.

Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .

В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .

    Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).

В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .

    Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .

В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .

В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .

    Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).

    Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).

    Примечание 3 . Существительные на -ник-ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый – коноплян ик, песчан ый – песчан ик, юн ый – юн ость .

    Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник-ница от существительных с основой на н: дружин а – дружинн ик-дружинн ица, мошн а – мошенн ик-мошенн ица .

Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь – вещь ценн а .

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село – сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).

В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь – конск ий, богатырь – богатырск ий .

Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий – низок, узк ий – узок), а с суффиксом -ск- – относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).

    Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак – казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .

Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный – достоин .

    Примечание. Краткая форма причастия удостоенный от глагола удостоить пишется по общему правилу: удостоен .

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).

Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).

    Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите суффикс и окончание в существительных и прилагательных. Сопоставьте написание о – е в значимых частях слов после шипящих и ц. Сделайте вывод. Сверьте свое суждение с правилом, данным ниже.

В суффиксах и окончаниях прилагательных, так же, как и существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, а в безударном положении – е (образцовый, чужого, кольцевая, дремучего).

175. I. Составьте предложения из данных слов, ставя прилагательные и существительные в нужном падеже. Составленные предложения запишите.

1. Нельзя, свежий, жить, воздух, без. 2. По, облачко, голубое, небольшое, плыло, небо. 3. Зима, снег, чистейший, белейший, в, роща, с разбега, отряхнула. 4. Тучи, над, черные, город, нависли, свинцовые. 5. Отец, я, ежовые, рукавицы, в, держал.

Обозначьте графически значимые части слова в прилагательных. Объясните их написание.

176. I. Запишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы и распределяя их в два столбика: 1) с о после шипящих и ц; 2) с е после этих же согласных в значимых частях слова. Графически обозначьте орфограммы.

Еж..вый, лиц..вой, холщ..вый, пищ..вой, пунц..вый, хорошего, свеж..го, чуж..й, камыш..вый, плюш..вый, свинц..вый, песц..вый, морж..вый, глянц..вый, стержн..вой, кольц..вой, пыльц..вой, малыш..вый, корн..вой, груш..вый, зародышевый, поч..чный, ландыш..вый, торц..вый.

II. Какие слова вы не выписали? Почему?

III. Составьте и запишите с данными словами (по выбору) четыре – пять словосочетаний “прилагательное + существительное”. Обозначьте в них главное слово.

177. I. Запишите прилагательные в два столбика: 1) с пропущенной буквой в суффиксе; 2) в окончании. Вставьте пропущенные буквы о или е. Помните об ударении.

Холщ..вый, больш..го, тишайш..го, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, хорошего, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой, ситц..вый, гремуч..го, свинц..вый, горяч..го, лучш..го, ближн..го, образц..вый, вещ..вой.

II. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными прилагательными (по выбору). Подчеркните прилагательные как члены предложения.

III. Выделенные слова разберите по составу.

178. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенную букву в выделенном слове, объясните правописание, обозначив орфограмму.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Сквозь стекля(н, нн)ую дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная. Через

Решетчатые окна было видно стари(н, нн)ое черное фортепьяно да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – больше в ней не было ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это вблизи дома, где еще стояли тополя, сосны и старые липы. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок.

Сад, все больше редевший и переходивший уже в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камыш..выми и ивняковыми растениями. Около маленькой плотины был плес, сердито шумела небольшая мельница с солом(н, нн)ою крышей, неистово квакали лягушки, а по вечерам пели соловьи.

(По А. Чехову)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания прилагательных с пропущенными буквами.

III. Найдите простое предложение с вводным сочетанием слов. Какое значение придает вводное сочетание предложению? Прочитайте предложение без вводного сочетания. Изменился ли смысл предложения?

179. I. Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “Уголок заросшего сада”. Подберите образные языковые средства, которые помогут вам рассказать о колорите картины. Составьте и запишите описание картины, используя образные языковые средства. Обратите внимание на структурные части описания: вступление, основная часть (общий вид, детали), вывод.

И. Шишкин. Уголок заросшего сада

II. Обсудите с соседом по парте ваши описания: удачно ли подобраны прилагательные для описания, помогают ли они создать представление о колорите картины.

180. I. Прочитайте прилагательные, определите их разряд по значению. Запишите прилагательные в три столбика, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Докажите правильность их написания. При затруднении обращайтесь к теоретическому материалу параграфов 28-30.

Камыш..вый, оранж..вый, багря(н, нн)ый, холщ..вый, рез..ий, матро(е, сс)кий, январ(?)ский, журавли(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, хорош..й, пригож..й, ра(н, нн)ий, лимо(н, нн)ый, ткац..ий, (не)большой, (не)настный; (не)высокий, а низкий; деревя(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, дисциплинирова (н, нн)ый.

II. Составьте два-три предложения с данными словами. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

III. Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов.

О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ – Російська мова

Схожі записи:

    Урок 26 Буквы ч, щ Учимся правильно произносить и писать слова с согласными ч, щ 186. Послушай, как учитель читает скороговорку. Как произносятся звуки, обозначаемые…

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ § 20. РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Рассмотрите таблицу и сформулируйте ответ на вопрос: как определяется род несклоняемых…

    РЕЧЬ ТЕКСТ § 53. ИЗЛОЖЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 331. I. Прочитайте текст. По ходу чтения запишите опорные и трудные для написания слова. Обратите внимание…

    Урок 27. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ТЕКСТА, ПРОЧИТАННОГО МОЛЧА Развиваем умение читать молча, понимать содержание текста 165. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп. Произнеси ее с интонацией:…

    Урок 59. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Развиваем умение характеризовать действующих лиц, в том числе и по поступкам 378. Прочитай стихотворение. Определи его…

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ §17 Буквы е, и в окончаниях имен существительных 148 1. Укажите склонение слов река, конь, степь. Просклоняйте данные слова. Выделите окончания –…

    ЯЗЫК МЕСТОИМЕНИЕ § 39. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ – К личным местоимениям относятся следующие: я, ты, он, она, оно (ед. ч.); мы, вы, они (мн….

    ЯЗЫК МЕСТОИМЕНИЕ § 42-43. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают, какому лицу принадлежит предмет: Если вы хотите,…

    Урок 5 Представители русской культуры и Киев Узнаем о писателях и художниках, которые создавали свои произведения о Киеве или для Киева 28. Запомни поговорку. Киев…

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ §12. Собственные и нарицательные имена существительные 90 Диктант по памяти 1. Прочитайте текст. 2. Выпишите одушевленные имена существительные и названия городов. Составьте…

    С НОВЫМ ГОДОМ! Цц Синица Отец Скворцы Курица Певец Певцы Яйцо Конец Концы Оконце Птенец Цирк Целый Кузнец Цифра Произноси твердый согласный [ц]. В конце…

    4 класс Части речи Имя существительное Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать в одну колонку существительные женского рода,…

    29. Число имен существительных (Число іменників). Читаем: делим текст на части по содержанию. Говорим: употребляем слова, обозначающие настроение, самочувствие человека 226. Прочитайте рассказ вслух по…

    2 класс Предложение Предложения, в которых содержатся сообщение, вопрос, просьба или приказание, побуждение к действию КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Поставить вопросы к выделенным словам. 1. Запел…

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который?, семь, двадцать пять, седьмому,…

    УРОК И 2 – 4 ВСПОМИНАНИЕ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ В 1 КЛАССЕ 5 Прочитай слова. Произнеси по порядку звуки каждого слова Школа, урок, парта, стол, стул,…

    Урок 62 Слова, близкие по значению Узнаем новое о словах, близких по значению 443. Прочитай. Как ты думаешь, почему осинка мерзнет? Зябнет осинка, дрожит на…

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЕРДЫМ ЗНАКОМ (ъ) 77 Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они…

    Урок 48. СОЧИНЕНИЕ ПО ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ Учимся составлять сочинение по обсуждаемой проблеме 301. Прочитай и запиши пословицу и поговорки. Укажи, каким смыслом объединены эти высказывания….

    4 класс Части речи Имя существительное Родительный падеж имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к существительным. У речки, возле…

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ПРОВЕРКА ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ 62 1. Прочитай текст. Выбери для него название. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ? УДИВИТЕЛЬНОЕ…

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §55-56 Особенности описания интерьера. Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера 460 1. Что вам известно об описании…

    3 класс Состав слова. Правописание Основа и окончание слова СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Найти и обозначить окончания в словах, данных в нескольких формах. I. Понедельник, до понедельника,…

    Урок 66. СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ Совершенствуем умение составлять диалоги 420. Прочитай пословицу и поясни ее смысл. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Запиши высказывание по памяти….

    Урок 19. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Узнаем о второстепенных членах предложения 113. Прочитай. О каком времени года идет речь в четверостиший? Поясни свой ответ. Облетели листья…

    СЛОВО УРОКИ 72 – 77 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ 375 Прочитай. Угадай слово. Оно обозначает предмет продолговатой формы, желтого цвета, очень ароматный, на вкус –…

§ 1 Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных

В этом уроке рассмотрим правило о том, при каких условиях в окончаниях прилагательных пишется гласная о, а при каких – е, и поучимся применять это новое правило.

Какие гласные напишем в окончаниях прилагательных хорош..гои больш..го? В прилагательном хорош..гоокончание безударное. В прилагательном больш..гоокончание ударное. Основы каждого слова оканчиваются на шипящий ш. Это как раз те условия, когда действует правило.

В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.

Применим это правило к нашим прилагательным: хорош..гонапишем Е, потому что. после шипящего гласная без ударения, а в прилагательном больш..го – О, так как после шипящего гласная под ударением:

В пословицах:

В окончаниях выделенных прилагательных большому, чужойв соответствии с правилом после шипящего под ударением пишется о, а в прилагательном колючем без ударения -е.

§ 2 Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

При этих же самых условиях пишутся гласные -о, -ев окончаниях существительных после шипящих и ц:

Поэтому правило можно сформулировать сразу для двух частей речи:

В окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.

Рассмотрим прилагательные:

Можно ли применить к этим прилагательным наше правило? Нет, нельзя: не соблюдаются все условия, потому что в словах: ш..коладный, ш..лковый, ч..рный гласный хоть и стоит после шипящего, но находится в корне слова. Для такого случая применяем другое правило, правило правописания букв о, ё после шипящих в корне слова.

§ 3 Запоминалка

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994. – 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. – М.: 2010. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы – составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение,1993. – 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с. – ФГОС.
Оцените статью
Все обо всем
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок